У чебный модуль 1. В ведение в профессионально- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У чебный модуль 1. В ведение в профессионально-



КУРС ЛЕКЦИЙ ПО

УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Введение в профессионально-педагогическую специальность

для подготовки бакалавров     

направления: 030500 «Профессиональное обучение»

 

Курс 1

Семестр 1

 

Разработана и издана в соответствии с планом реализации инновационной образовательной программы «Формирование инновационной образовательной среды в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева для подготовки нового поколения специалистов аграрного профиля»

 

Издательство РГАУ-МСХА

Москва, 2008

Система педагогических наук.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

Ø Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

Ø Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития, она подразделяется на профессионально-техническое, высшее и др.

Ø Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая, в свою очередь, распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – о лигофренопедагогика, детей с расстройством речи при нормальном слухе – логопедия.

Ø Частная педагогика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и пр.).

Ø Истории педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительской работы.

Карьера педагога

Карьера – это активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности. Успешность карьеры зависит от того, насколько удачно человек сделал профессиональный выбор и как протекает его профессиональное самоопределение. Американский ученый Драйвер выделяет следующие виды карьеры:

Ø линейная карьера – у тех людей, кто целенаправленно делает карьеру, шаг за шагом поднимается по иерархической лестнице – преподаватель – руководитель методического объединения – завуч – руководитель учебного заведения – работник городского комитета по образованию – работник министерства (ступени вверх).

Ø стабильная карьера – человек также выбирает в молодости область своей деятельности и остается в ней. Он повышает свое мастерство, но не стремится к продвижению по служебной лестнице (врачи, инженеры, учителя), (ступень вверх– плато, снова небольшая ступень вверх).

Ø платообразная карьера. После выдвижения человек достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. После чего его не повышают, и он остается на том же месте до ухода на пенсию (две ступени вверх – плато – без изменений).

Ø снижающаяся карьера. Человек сначала добивается неоднократного повышения, но какие-то события снижают его работоспособность (болезнь, семейные обстоятельства, алкоголь..) и он начинает снижаться по служебной лестнице (две ступени – плато - две ступени вниз).

Следовательно, профессиональная карьера – это профессиональное движение. А любое движение имеет свои цели, следовательно, надо определиться со своими целями. Чтобы понять свои цели, т.е. свое мироощущение, определиться с тем, что вы понимаете под жизненным успехом, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что вы хотите больше всего на свете?

2. Если бы у вас был миллион, как бы вы им распорядились?

3. Какие качества характера вы бы хотели иметь?

4. Чем бы вы хотели заниматься в жизни?

 

Ответы на эти вопросы помогут вам разобраться со своими жизненными целями. Затем надо подумать – как достичь этих целей. Важно уметь планировать свои действия, постепенно, шаг за шагом.

Для профессионального продвижения очень важно создать свой имидж, т.е. образ. Причем под образом понимается не только зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Имидж может быть положительным, отрицательным, личностным и профессиональным (в области профессиональныхкачеств). Имидж-мейкеры считают, что в создании имиджа очень важными являются личностные качества, т.к. степень доверия к специалисту напрямую зависит от того, насколько он нравственен. К порядочным и обязательным людям чаще обращаются за помощью и чаще следуют их советам.

Имидж может создаваться произвольно (какой есть, такой и есть), а может целенаправленно формироваться, Формировать имидж надо тогда, когда человек хочет соответствовать определенному образу, принятому в определенной социальной группе. Для формирования имиджа надо откорректировать свои целевые установки, свои действия, поступки, свой внешний облик. Главный вопрос при этом – какой имидж я имею и на кого хочу произвести впечатление?

 

Таким образом, путь профессионального становления будущего педагога может быть представлен следующим образом:

Ø овладение вузовскими предметами

Ø знание требований к будущей профессии, отраженных в ГОС и КХ

Ø знать свои профессионально-значимые личностные качества (протестировать их), наметить развитие тех, по которым имеются недостатки

Ø разработать требования к своему физическому и интеллектуальному развитию

Ø овладевать педагогической техникой, необходимыми педагогическими умениями и навыками

Ø изучать педагогический новаторский опыт

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО

УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Введение в профессионально-педагогическую специальность

для подготовки бакалавров     

направления: 030500 «Профессиональное обучение»

 

Курс 1

Семестр 1

 

Разработана и издана в соответствии с планом реализации инновационной образовательной программы «Формирование инновационной образовательной среды в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева для подготовки нового поколения специалистов аграрного профиля»

 

Издательство РГАУ-МСХА

Москва, 2008

У ЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1. В ВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

                                         ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

                                          

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 1: Учебный предмет «Введение в профессионально-педагогическую специальность» и его место в ряду психолого-педагогических дисциплин, (вводная лекция).

Аннотация: В водной лекции рассматриваются цели и задачи изучаемого учебного предмета, его место в ряду других психолого-педагогических дисциплин, обосновывается его пропедевтическая направленность. Лекционное изложение материала чередуется с беседой со студентами, в ходе которой определяются основные направления учебной и воспитательной работы вуза. В ходе лекции даются рекомендации по организации своей учебной работы, чередованию различных видов учебно-познавательной деятельности.

 

Ключевые слова: педагогика, социальная функция педагогики, воспитание, обучение, педагогическое воздействие, педагогическая деятельность, личность, деятельность, общение, развитие личности, социализация, система педагогических наук, функции педагогической науки, научно-педагогическое исследование,

Рассматриваемые вопросы:

1. Общее представление о педагогике, ее социальная функция.

2. Основные этапы развития педагогики.

3. Понятийный аппарат, взаимосвязь понятий.

4. Место педагогики в системе наук о человеке.

5. Основные особенности педагогики: специфика предмета, категориальный аппарат, методы исследования.

6. Система педагогических наук.

Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является осознание студентами важности и необходимости активного включения в учебно-воспитательный процесс вуза с первых дней обучения на педагогическом факультете, формирования и совершенствования способов и приемов самостоятельной работы.

1.1. Общее представление о педагогике. Основные этапы развития педагогики.

Изучение дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» способствует глубокому осознанию студентами общественной значимости профессии педагога, пониманию ее гуманного характера, формированию четкого представления о целях, содержании и структуре педагогической деятельности. Целью учебного курса является овладение знаниями о профессии педагога и педагогической деятельности, формировании умений, лежащих в основе деятельности педагога профессионального обучения. К важнейшим задачам учебного курса относится развитие у студентов умений организовать свою учебно-познавательную деятельность, овладение способами и приемами самостоятельной работы, осуществление самовоспитание и самообразования. К задачам курса также относится:

Ø формирование в сознании студентов современного образа педагога профессионального обучения

Ø формирование представления о системе и содержании профессионально-педагогического образования

Ø формирование представлений о содержании и структуре профессионально-педагогического образования.

Каждая наука в одном и том же объекте выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающего человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных и общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 г.г. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530 – 470 г.г. до н.э.), Демокрита (460 – нач. 4 в. до н.э.), Сократа (469 – 399 г.г. до н.э.), Платона (427-347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло? В древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что означает «досуг», гимназия – общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99 – 55 г.г. до н.э.), Квинтилиан (42-18 г.г. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (14 -16 в.в.). Виднейшие деятели этой эпохи – итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378 – 1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442 – 1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465 – 1536) и др. Они критиковали механическую зубрежку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале 17 века. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж.Ж Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713-1784), К.А. Гельвеция (1715-1771), во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В.А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л.Н. Толстого (1828-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1910). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н.К. Крупская (1869-1939), А.В. Луначарский (1875-1933), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей. Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растет количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Все это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодежи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества все более становится наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

1.2. Понятийный аппарат. Взаимосвязь понятий.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории) педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обучения личности.

1. Развитие человека это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Согласно диалектико-материалистических концепций развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человеческого организма. Педагогика не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления и др. На наследственность детей существенно влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному. Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности. Таким образом, формирование личности человека – это процесс ее становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определенным правилам, с применением определенных средств.

2.Воспитание – есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определенной цели – развивать и образовывать у воспитанника определенные качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определенную цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к ее осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляют отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

3. Образование – это такая сторона воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, дает общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях. Содержание и методика общего образования обеспечивает формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и профессионального образования и осуществляются с ним в тесной взаимосвязи. Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т.п. Но наиболее верным и надежным путем является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предметам.

  4.Обучение играет ведущую роль в осуществлении образования, и которое осуществляется в определенной организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Процесс этот прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нем выступает обучающий (педагог), а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню развития. А доступным является все то, что основано на имеющихся в сознании ребенка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и явления, которое в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать от других категорий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.054 с.)