Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов



1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 07 июля 2011 года N 55-оз «О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

3) органами исполнительной власти специальной компетенции в отношении самых различных объектов, вне зависимости от их ведом­ственной подчиненности.     Основное место в системе государственного финансового кон­троля занимает контроль, осуществляемый специально созданными органами.

К их числу относятся Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании Положения о Фе­деральном казначействе, утвержденного Постановлением Правитель­ства РФ от 01.12.2004 № 703. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и те­кущий финансовый контроль. Предварительный финансовый контроль федеральное казначейство производит, когда проверяет платежные поручения на соответствие коду бюджетной классификации, а также иные документы, представленные ему получателями средств федераль­ного бюджета, на наличие реальных денежных обязательств. В ходе такой проверки Федеральное казначейство реализует свое полно­мочие на подтверждение денежных обязательств федерального бюд­жета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета (п. 5.15 Положения о Федеральном казначействе). Текущий финансовый контроль Федеральное казна­чейство осуществляет, когда непосредственно направляет платежные поручения и прочие документы получателей средств федерального бюджета с разрешительной надписью в Центральный Банк РФ для осуществления кассовых выплат из бюджета (п. 5.13. Положения о Федеральном казначействе). Этим самым Федеральное казначей­ство контролирует непревышение кассовых расходов и выплат над доведенными лимитами бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство имеет право для осуществления фи­нансового контроля:

■ запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам его компетенции;

■ организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок;

■ применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилак­тического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требова­ний в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. N 77)

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов и сборов, а в случаях, установленных за­конодательством, и иных обязательных платежей. Кроме того, ФНС выполняет функции агента валютного контроля.

Правовой статус ФНС определен Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N° 506. Федеральная налоговая служба находится в веде­нии Министерства финансов РФ.

Она (осуществляет контроль и надзор: |

а) за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

б) осуществлением валютных операций резидентами и нерезиден­тами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;

в) полнотой учета выручки денежных средств в организациях или у индивидуальных предпринимателей;

г) фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  Полномочия органов Федеральной налоговой службы по налого­вому Контролю определены в Налоговом кодексе РФ.

Государственный финансовый контроль осуществляет Фе­деральная служба по финансовому мониторингу. Она действует на основании Положения, утвержденном Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

5. Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает в установленном порядке дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

20) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

23) размещает в установленном порядке заказы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на проведение научно-исследовательских работ, а также иные гражданско-правовые договоры;

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

27) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 21 декабря 2013 г. N 940 в подпункт 28 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

28) организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в са­мой организации специальными службами. Правовая база такого контроля находит подтверждение в Федеральном законе "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Аудиторский контроль также в ряде случаев является разновид­ностью публичного финансового контроля. В данной ситуации можно говорить о внутреннем и внешнем аудите.

Внутренний финансовый аудит осуществляется органами испол­нительной власти и органами местных администраций, созданными в них подразделениями внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). Эти подразделения производят разработку внутренних стан­дартов и контроль за соблюдением процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направлен­ных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств (ст. 270.1 БК РФ).

Внешний аудит предусмотрен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудит — это предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими коммерческими организациями. Поскольку внешний аудит не осущест­вляется государственными или муниципальными органами, он, по общему правилу, не может являться разновидностью государственного или муниципального финансового контроля. Однако из этой принци­пиальной позиции есть исключение.

Согласно вышеназванному Закону, существует обязательный аудит, т.е. ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух­галтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обязательный аудит имеет не частный, а публично-правовой характер. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01.04.2003 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной» отметил, что такой аудит: а) осуществляется аудиторской организацией по уполномочию государ­ства; б) является для аудируемого лица обязанностью, обременением публично-правового характера; в) базируется на публично-правовом интересе, и аудиторская организация выполняет публичную функцию; г)  направлен на защиту публичных интересов и имеет публично-право- вой характер.

С учетом отмеченного обязательный аудит, несмотря на его осу­ществление коммерческой организацией, можно рассматривать как разновидность государственного финансового контроля1.

Обязательный аудит как разновидность государственного финан­сового контроля производится в случаях, если:

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

2. Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

4. Под обследованием в целях настоящего Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

5. Под санкционированием операций в целях настоящего Кодекса понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.


Задание на самоподготовку:

1. Приготовить вопросы лекции

2. Аудиторский финансовый контроль

3. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль:

- Счетная палата Российской Федерации: задачи, функции, полномочия.

- Президент Российской Федерации и функции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

- Министерство финансов как субъект государственного финансового контроля: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (федеральная служба); территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации.

2. Финансовый контроль в системе МВД России.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание публичного финансового контроля.

2. Чем отличается финансовый контроль от других видов контроля?

3. Назовите виды публичного финансового контроля.

4. Чем отличается внутриведомственный финансовый контроль от внутрихозяйственного?

5. В чем заключается финансовый контроль Счетной палаты РФ?

6. Как осуществляется финансовый контроль со стороны Президента РФ?

7. Какие исполнительные органы государственной власти проводят финан­совый контроль?

8. В чем состоит компетенция органов Федерального казначейства в области государственного контроля?

9. В чем суть проверки как метода финансового контроля?

10. В чем суть ревизии как метода финансового контроля?

11. Почему обязательный аудит, осуществляемый отдельными аудиторами, следует рассматривать как публичный финансовый контроль?

12. Есть ли различие между понятиями «государственный финансовый кон­троль» и «публичный финансовый контроль»?

 

Литература:

Нормативно-правовая:

 

1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с измен.) //СЗ РФ 2001 №33 (часть 1) ст. 3418



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.069 с.)