По теме 3 «Правовые основы государственного управления финансами и финансового контроля» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме 3 «Правовые основы государственного управления финансами и финансового контроля»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

к.ю.н., полковник полиции

                                  С.Н. Рудых

«___» ____________ 2014 года

 

 

ЛЕКЦИЯ

По теме 3 «Правовые основы государственного управления финансами и финансового контроля»

Дисциплина: Специальность: 030901.65 - Правовое обеспечение национальной безопасности

Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.

Вид лекции: академическая

 

Автор лекции _____________________Миклошевич К.С.

 

Обсуждена на заседании ПМС кафедры гражданско-правовых дисциплин

дисциплин

«___» _________________ 2014г. протокол №___

 

 

Иркутск 2014


Цели лекции:

 

1. Познавательная: Формирование у учащихся

знаний: 1) понятия финансового контроля; 2) видов финансового контроля; 3) методов финансового контроля; 4) органов, осуществляющих финансовый контроль 5) аудиторского финансового контроля  

2. Развивающая: Развивать личность обучаемого, подготавливать к самостоятельной продуктивной деятельности в существующих социальных условиях через:

− развитие юридического мышления с применением особенностей изучаемой отрасли права и тематики конкретного занятия;

− развитие творческого мышления за счёт самостоятельной работы и относительной свободе в выборе изложения изучаемого материала;

− формирование юридической культуры.

 

Воспитательная:

· воспитывать личность социально активную, мобильную и адаптивную через:

– воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов;
– умение рационально организовывать бюджет времени;

– воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения и культуры диалога;

· привитие понимания значимости изучаемого учебного материала для работы органов внутренних дел;

· развитие интереса обучаемых к будущей профессиональной деятельности.

 

 

План:

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и органы управления финансами

2. ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

3. ВИДЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ОРГАНЫ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задание на самоподготовку

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непро­изводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.


Публичный финансовый контроль — это деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, а в ряде случаев и организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности в процессе собирания, распределения и использования публичных денежных фондов.

Существование публичного финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Эта функция обеспечивается слежением рублем за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды, а также в ходе осуществления обязательного аудита.

Главной и непосредственной целью публичного финансового контроля является обеспечение эффективности публичной финансовой деятельности. Ведь с помощью финансового контроля осуществляется слежение за своевременным поступлением в государственные, муниципальные и иные фонды всех запланированных средств, а также за целевым использованием выделенных средств и др.

В широком понимании целью публичного финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Содержанием публичного финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда банками и аудиторскими организациями. Публичный финансовый контроль состоит:

■  в проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

■  проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

■  проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

■  в проверках правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

■  ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций;

■  обязательном аудите, осуществляемым аудиторской организацией.

С юридической точки зрения публичный финансовый контроль представляет собой подотрасль финансового права, которая является комплексной. Она включает в себя нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, входят, соответственно, в налоговое право как подотрасль права финансового.

Кроме того, в подотрасль публичного финансового контроля включаются и нормы финансового права, «регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов».

 

 

2. ВИДЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ОРГАНЫ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

 

Публичный финансовый контроль сегодня весьма многообразен. Он осуществляется целой системой органов, функционирующих как на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований.

Нормативными актами, комплексно определяющими систему публичного финансового контроля в России, являются Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Кроме того, существуют иные право­вые акты, определяющие полномочия отдельных органов, входящих в систему публичного финансового контроля. Это закон «О Счетной палате РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муници­пальных образований» и др.

В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 1. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее также - контрольно-счетные органы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.


Задание на самоподготовку:

1. Приготовить вопросы лекции

2. Аудиторский финансовый контроль

3. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль:

- Счетная палата Российской Федерации: задачи, функции, полномочия.

- Президент Российской Федерации и функции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

- Министерство финансов как субъект государственного финансового контроля: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (федеральная служба); территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации.

2. Финансовый контроль в системе МВД России.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание публичного финансового контроля.

2. Чем отличается финансовый контроль от других видов контроля?

3. Назовите виды публичного финансового контроля.

4. Чем отличается внутриведомственный финансовый контроль от внутрихозяйственного?

5. В чем заключается финансовый контроль Счетной палаты РФ?

6. Как осуществляется финансовый контроль со стороны Президента РФ?

7. Какие исполнительные органы государственной власти проводят финан­совый контроль?

8. В чем состоит компетенция органов Федерального казначейства в области государственного контроля?

9. В чем суть проверки как метода финансового контроля?

10. В чем суть ревизии как метода финансового контроля?

11. Почему обязательный аудит, осуществляемый отдельными аудиторами, следует рассматривать как публичный финансовый контроль?

12. Есть ли различие между понятиями «государственный финансовый кон­троль» и «публичный финансовый контроль»?

 

Литература:

Нормативно-правовая:

 

1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с измен.) //СЗ РФ 2001 №33 (часть 1) ст. 3418

ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

к.ю.н., полковник полиции

                                  С.Н. Рудых

«___» ____________ 2014 года

 

 

ЛЕКЦИЯ

По теме 3 «Правовые основы государственного управления финансами и финансового контроля»

Дисциплина: Специальность: 030901.65 - Правовое обеспечение национальной безопасности

Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.

Вид лекции: академическая

 

Автор лекции _____________________Миклошевич К.С.

 

Обсуждена на заседании ПМС кафедры гражданско-правовых дисциплин

дисциплин

«___» _________________ 2014г. протокол №___

 

 

Иркутск 2014


Цели лекции:

 

1. Познавательная: Формирование у учащихся

знаний: 1) понятия финансового контроля; 2) видов финансового контроля; 3) методов финансового контроля; 4) органов, осуществляющих финансовый контроль 5) аудиторского финансового контроля  

2. Развивающая: Развивать личность обучаемого, подготавливать к самостоятельной продуктивной деятельности в существующих социальных условиях через:

− развитие юридического мышления с применением особенностей изучаемой отрасли права и тематики конкретного занятия;

− развитие творческого мышления за счёт самостоятельной работы и относительной свободе в выборе изложения изучаемого материала;

− формирование юридической культуры.

 

Воспитательная:

· воспитывать личность социально активную, мобильную и адаптивную через:

– воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов;
– умение рационально организовывать бюджет времени;

– воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения и культуры диалога;

· привитие понимания значимости изучаемого учебного материала для работы органов внутренних дел;

· развитие интереса обучаемых к будущей профессиональной деятельности.

 

 

План:

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и органы управления финансами

2. ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

3. ВИДЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ОРГАНЫ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задание на самоподготовку

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непро­изводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.055 с.)