Методология факторного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология факторного анализа



Факторный анализ – методика комплексного изучения и измерения влияния факторов на величину результативных показателей.

Детерминированный факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть когда результативный показатель представлен в виде «*» или «:».

Стохастический анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем, в отличие от функциональной, является неполной или вероятностной.

Основные задачи факторного анализа:

1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

3.Определение зависимости между факторами и результатами.

4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

5. Расчет влияния факторов на величину результативного показателя.

6. Практическое применение факторной модели.

Одной из важнейших задач детерминированного факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. С помощью моделирования создается модель объекта исследования. Сущность его в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторами передается в форме конкретного уравнения.

В детерминированном факторном анализе выделяют следующие типы факторных моделей:

1. Аддитивная (показатель равен сумме факторов).

2. Мультипликативная (показатель равен произведению факторов).

3. Кратная (показатель равен отношению факторов).

4. Комбинированная (П = (Ф1+Ф2)/Ф3*Ф4)

Первые 4 способа детерминированного факторного анализа основаны на методе элиминирования, то есть исключении воздействия всех факторов на величину результативного показателя кроме одного.

Все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется первый, а все остальные без изменения, потом второй, третий и т.д. при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

Наиболее универсальным является способ цепной подстановки. Этот способ определяет влияние факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя на отчетную (план на факт). С этой целью определяют ряд условных величин и сравнивают результаты до и после изменения того или иного фактора. Расстановка факторов в модели не может быть произвольной. В первую очередь учитывают изменение количественных факторов, а затем качественных. Если тех и других несколько, то сначала – более общие, а затем более частные.

Пример:

В базисном периоде было реализовано 10 ед. продукции по цене 70 руб. В отчетном периоде – 15 ед., 75 руб. за ед.

Определить, как изменилась выручка от реализации, и в какой степени на ее изменение повлияли исследуемые факторы.

Расчеты способом цепной подстановки:

Вб = Vб *Цб = 10*70 = 700 руб.

Во = Vо*Цо =15*75 = 1125 руб.

ΔВ = 1125-700 = 425 руб.

Ву = Vо *Цб = 15*70 = 1050 руб.

ΔВv = 1050 - 700 = 350 руб.

ΔВц = 1125 – 1050 = 75 руб.

ΔВ = ΔВv + ΔВц

 

Способ абсолютных разниц:

Применяется в мультипликативных и комбинированных моделях.

При использовании этого метода величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную(плановую) величину факторов, которые находятся справа от него и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Пример:

Допустим, что имеются плановые и факторные значения по каждому факторному показателю, а так же их абсолютные отклонения. Определим изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:

ΔПа = Δа*впл *спл

ΔПв = афакт *Δв*спл

ΔПс = афакт*вфакт*Δс

ΔП = ΔПа+ΔПв+ΔПс

ΔВv = (Vо – Vб)* Цб = (15-10)*70 = 350 руб.

ΔВц = Vо * (Цо – Цб) = 15* (75 - 70) = 75 руб.

Особенно эффективно этот способ применяется, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

Способ относительных разниц:

Применяется в мультипликативных и комбинированных моделях. Этот способ эффективен, когда исходные данные уже содержат относительные отклонения факторных показателей

Δа% = (афакт – апл) / апл * 100%

Δв% = (вфакт - впл) / впл * 100%

Δс% = (сфакт - спл) / спл * 100%

ΔПа = Ппл *Δа% / 100%

ΔПв = (Ппл + ΔПа) * Δв% / 100%

ΔПс = (Ппл + ΔПа + ΔПв) * Δс% / 100%

ΔV% = (15 – 10) / 10 * 100% = 50%

ΔЦ% = (75 – 70) / 70 * 100% = 7,1%

ΔВv = 700*50 / 100 = 350 руб.

ΔВц = (700+350)*7,1 / 100 = 75 руб.

ΔВ = 425 руб.

Индексный способ:

Применяется в мультипликативных и кратных моделях.

Iвыр = Во / Вб = (Vо * Цо) / (Vб * Цб) = Iv * Iц = 1125 / 700 = 1,6

Чтобы установить как изменилась выручка за счет количества проданной продукции и за счет цен необходимо рассчитать Iv и Iц

Iv = (Vо * Цб) / (Vб * Цб) = (15 * 70) / (10 * 70) = 1,5

Iц = (Vо * Цо) / (Vо * Цб) = (15 * 75) / (15 * 70) = 1,07

Если из числителя выше приведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты выручки в целом и за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и в предыдущем способе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.007 с.)