Основы методики экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методики экономического анализа.



1. Экономический анализ – это совокупность методов, обработки экономической информации, позволяющих обеспечить оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций отраслей и т.д., выявить резервы повышения эффективности хозяйствования, рационального использования ресурсов. Экономический анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов. Результаты экономических процессов являются объектами анализа.

Объекты экономического анализа:

 

Предметом экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности, т.е. причинно-следственные связи экономических процессов.

Задачи экономического анализа на предприятии:

1. Поиск результатов повышения эффективности хозяйствования.

2. Оценка результатов деятельности организации.

3. Контроль за выполнением планов.

4. Контроль за экономным использованием ресурсов.

5. Прогнозирование экономических процессов.

Аналитические исследования должны соответствовать определенным принципам и требованиям:

1. Государственный подход (соответствие государственной, экономической и социальной политике).

2. Научность (соответствие новейшим методам и достижениям экономических исследований).

3. Комплексность (охват всех звеньев и сторон хозяйственной деятельности).

4. Системность (каждый объект должен рассматриваться как сложная динамичная система).

5. Объективность и точность (должен основываться на достоверной информации и точных расчетах).

6. Плановость (анализ должен проводиться по плану).

7. Демократизм (участие широкого круга работников организации).

8. Эффективность (затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

 

 

2 Экономический анализ классифицируют по различным признакам.

1. По отраслевому признаку:

- отраслевой,

- межотраслевой.

2. По признаку времени:

- предварительный (перспективный) - до осуществления хозяйственных операций,

- последующий (ретроспективный, исторический) - для контроля осуществляемых производственных процессов, выявление неиспользованных резервов.

- оперативный - сразу после совершения хозяйственных операций

-итоговый - за отчетный период времени

3. По пространственному признаку:

- внутрихозяйственный,

- межхозяйственный.

4. По объектам управления выделяют:

- технико-экономический,

- финансово-экономический,

- управленческий,

- социально-экономический,

- экономико-статистический,

- маркетинговый.

5. По методике изучения:

- сопоставительный,

- диагностический,

- факторный,

- маржинальный и т.д.

При сопоставимом анализе сравниваются отчетные показатели с базисными или плановыми.

Диагностический устанавливает характер нарушений нормального хода экономических процессов.

Факторный анализ выявляет величину влияния фактора на изменение результативных показателей.

Маржинальный обосновывает эффективность управленческих решений на основании взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли.

6. По субъектам:

- внутренний,

- внешний.

7. По охвату изучаемых объектов

- сплошной,

- выборочный.

 

 

3 С уществует множество различных способов исследования экономической информации. Применение тех или иных способов зависит от цели анализа, объекта исследования, технических возможностей и т.д.

 

Способы экономического анализа:

 

Сравнение – это способ, в процессе которого изучаемые предметы, явления, сравниваются, сопоставляются с уже известными, с целью определения общих черт, либо различий между ними:

1. сопоставление плановых и фактических показателей.

2. сопоставление фактов с нормативами.

3. сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. сравнение показателей со средними данными.

5. сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

6. сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.

 7. сопоставление показателей предприятия с достижениями науки передового опыта работы других предприятий.

В экономическом анализе используют различные виды относительных величин:

1. относительная величина планового задания, представляющая собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к средней за 3-5 предыдущих лет.

2. относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя.

3. относительная величина динамики (темп роста) – отношение величины показателя текущего года к его уровню в предыдущем периоде.

4. величина структуры – удельный вес части в целом

5. относительная величина координации – соотношение частей целого между собой.

6. относительная величина интенсивности – показывает степень распространенности (% работников высшей квалификации).

7. относительная величина эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.

Средние величины используются в экономическом анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку (средняя зар.плата).

Группировка данных – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по совокупным признакам.

Балансовый способ показывает соотношение 2 групп, взаимосвязанных экономических показателей, «итого» которых должны быть тождественны.

Одним из важнейших условий, которые надо соблюдать при анализе является совокупность показателей, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

а) Единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов.

б) Единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели.

в) Сопоставимость исходных условий производства.

г) Единство методики исчисления показателей и их состава.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.006 с.)