Виды экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды экономического анализа.



Виды экономического анализа.

Анализ трудовых ресурсов, производительности и оплаты труда.

Анализ наличия, обеспеченности трудовыми ресурсами.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

Анализ состава, динамики, состояния, движения основных средств.

Анализ эффективности использования основных средств.

Анализ материальных ресурсов предприятия.

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Анализ себестоимости продукции (оказанных услуг, выполненных работ).

Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий.

Аналитические

Анализ финансовых результатов от реализации продукции.

Анализ Формы - № 2

Анализ отчета «О прибылях и убытках» предполагает последовательное изучение всех статей учета.

Вертикальный анализ отчета – это анализ структуры формирования финансовых результатов по сравнению с предыдущим периодом.

Горизонтальный анализ оценивает темпы прироста (уменьшение показателей), объясняет причины изменений в их структуре.

Цель анализа – объяснение причин изменения «качества» чистой прибыли.

Для изучения факторов повлиявших на чистую прибыль необходимо проанализировать несколько этапов формирования финансовых результатов:

1. В уплотненном отчете «О прибылях и убытках» отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли.

Таблица 1 - Уплотненный аналитический отчет о прибылях и убытках.

Показатели

Абсолютные величины, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура, %

Базовый год Отчетный год Отклонение Базовый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Прибыль от продаж              
2. Прибыль от прочей деятельности              
3. Прибыль до налогообложе-ния         100 100 -
4. Налоговые платежи              
5. Чистая прибыль              

 

2. Детальный анализ структуры доходов и расходов предприятия.

Таблица 2 - Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов

Показатели

Абсолютные величины, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура, %

Базовый год Отчетный год Отклонение Базовый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Доходы по обычным видам деятельности              
2. Проценты к получению              
3. Прочие доходы              
4. Всего доходов         100 100 -
5. Расходы по обычным видам деятельности              
6. Проценты к уплате              
7. Прочие расходы              
8. Всего расходов         100 100 -

 

Неблагоприятными тенденциями являются более высокие темпы роста расходов по обычным видам деятельности по сравнению с доходами, а также потери прибыли за счет внереализационных убытков.

3. Анализ прибыли от продаж.

Таблица 3 - Анализ прибыли от продаж.

Показатели

Абсолютные величины, тыс.руб.

Темп роста, %

Структура, %

Базовый год Отчетный год Отклонение Базовый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выручка         100 100 -
2.Себестоимость              
3. Валовая прибыль              
4. Коммерческие расходы              
5.Управленческие расходы              
6. Прибыль от продаж              

 

Темпы роста, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов должны соответствовать или быть ниже темпа роста выручки от продажи.

Пример:

Если в базовом году коммерческие расходы составили 28 тыс.руб., в отчетном 90 тыс.руб. темп роста выручки от продаж составил 150%, коммерческие расходы (300%) в 3,2 раза. Следовательно, неоправданное увеличение коммерческих расходов составило 48 тыс.руб. (90 – 28*1,5). Следовательно, один из факторов, повлиявших на изменение чистой прибыли – это коммерческие расходы. Аналогично рассчитываем другие факторы.

4. Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности.

5. Сравнение показателей отчета «О прибылях и убытках» аналогичного предприятия со среднеотраслевой, среднерайонными, среднеобластными значениями и показателями других предприятий.

 

2. Основная часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В процессе анализа изучают динамику изменения финансовых результатов реализации продукции и определяет факторы повлиявшие на ее изменение. Рассмотрим факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов:

1) объема продаж

2) цены

3) себестоимости

ФР = В – З = V*Ц – V*С = V*(Ц – С)

Расчет влияния факторов на изменение финансовых результатов можно произвести способом цепных подстановок и абсолютных разниц.

Рассмотрим алгоритм расчета способом абсолютных разниц:

Пример:

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Виды продукции

Объем продаж

Цена 1 т.

Себестоимость 1 т.

Финансовый результат, тыс.руб.

Отклонение финансового результата

Баз. год

Отч. год

Баз. год

Отч. год

Баз. год

Отч. год

Баз. год

Отч. год

Общее

в т.ч. за счет

объема цены Себестои-мости
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1.Зерно, т. 5 10 2300 2500 2500 2100 -1000 4000 5000 -1000 2000 4000
..
Итого - - - - - - 554 900 346 282 182 -118

 

ΔФРV = (10 – 5) * (2300 – 2500) = - 1000

ΔФРЦ = 10 * (2500 – 2300) = 2000

ΔФРС = -10 * (2100 – 2500) = 4000

ΔФР = -1000 + 2000 + 4000 = 5000

После анализа финансовых результатов от реализации отдельных видов продукции необходимо рассмотреть финансовый результат в целом по предприятию.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов: объема реализации, структуры реализуемой продукции, цены и себестоимости.

ФР = ΣVi * (Цi – Сi)

Vi включает в себя объем и структуру.

1. Объем реализации оказывает и положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Увеличение объема реализации убыточной продукции влечет за собой снижение прибыли.

2. Структура товарной продукции также оказывает и положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объеме их реализации прибыль возрастает, и наоборот.

3. Цена и прибыль находятся в прямо пропорциональной зависимости, т.е. при увеличении цены, прибыль возрастает, а при снижении цены, прибыль убывает.

4. Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Рассмотрим факторный анализ прибыли от реализации способом цепных подстановок.

Пример:

Анализ общего финансового результата от реализации продукции по предприятию, тыс. руб.

Показатели Базовый год Отчетный год Абсолютное отклонение Фактический объем реализации продукции в пересчете на цены и себестоимость базового года (условный показатель)
1. Выручка от реализации 2760 3558 798 3376
2. Полная себестоимость реализованной продукции 2206 2658 452 2540
3. Финансовый результат от реализации 554 900 346 836
4. Изменение финансового результата за счет:        
- объема и структуры - - 282 -
- цены - - 182 -
- себестоимости - - -118 -

Вывод: результаты расчетов показывают, что прибыль от реализации в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 346 тыс.руб. За счет изменения объема и структуры реализованной продукции прибыль увеличилась на 282 тыс.руб. За счет повышения цены реализации на 182 тыс.руб., а повышение себестоимости продукции повлекло снижение прибыли на 118 тыс.руб.

Если необходимо установить отдельно влияние изменения структуры и влияние объема реализации необходимо провести следующие расчеты:

1) Рассчитать выручку, полученную в связи с изменением объема реализации

3376 – 2760 = 616 тыс.руб.

2) Определить уровень рентабельности продаж в базисном году

554 / 2760 = 0,201

3) Определить влияние объема реализации

0,201*616 = 123,8 тыс.руб.

т.е. благодаря росту объема реализации прибыль возросла на 123,8 тыс.руб.

4) Определить влияние изменения структуры реализации

282 – 123,8 = 158,2 тыс.руб.

158,2 тыс.руб. – это положительный результат изменения структуры реализации, т.е. увеличение продажи рентабельных видов продукции при соответствующем снижении доли реализации мало рентабельной или даже убыточной продукции.

 

3. Экономический эффект – это абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности, измеряется в стоимостной оценке или натуральных показателях.

Экономическая эффективность – это относительный показатель соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами используемыми для достижения этого эффекта (%, руб. / руб.)

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности:

- ресурсный

- затратный

Коэффициент рентабельности представляет собой частный случай показателей эффективности, т.е. когда в качестве показателя эффекта берется прибыль, а в знаменателе величина ресурсов или затрат. В связи с этим различают 2 группы коэффициентов рентабельности. В первом случае знаменателями дроби выступают стоимостные оценки ресурсов (совокупный капитал или материальные ресурсы в различной классификации), во втором показатели выручки от реализации или затрат на производство и реализацию.

В отечественной аналитической практике чаще всего используются следующие показатели:

1) рентабельность хозяйственной деятельности – это отношение прибыли от реализации к затратам

Р = (П/З)*100%

Она показывает сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство продукции

2) рентабельность продаж (доходность продукции) – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации или продаж.

Р = прибыль от реализации / выручка от реализации (продаж)

3) рентабельность капитала – это отношение прибыли к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала или отдельных его частей (собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.)

Рассмотрим факторный анализ рентабельности конкретных видов продукции:

1. Рентабельность хозяйственной деятельности зависит от двух факторов: цены и себестоимости.

2. Рентабельность продаж

 

 

Анализ ликвидности.

Анализ ликвидности.

Ликвидность – это степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Цель анализа ликвидности бухгалтерского баланса – оценка кредитоспособности предприятия (способность своевременно и полностью возвращать ссуды).

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:

1) наиболее ликвидные активы (А1): «денежные средства», «краткосрочные финансовые вложения»;

2) быстро реализуемые активы (А2): «дебиторская задолженность», «прочие оборотные активы»;

3) медленно реализуемые активы (А3): «запасы», «НДС», «долгосрочные финансовые вложения», «доходные вложения в материальные ценности»;

4) трудно реализуемые активы (А4): статьи I раздела актива за исключением статей, включенных в предыдущую группу.

Пассивы бухгалтерского баланса группируют по степени срочности оплаты:

1) наиболее срочные обязательства (П1): «краткосрочная кредиторская задолженность», «резервы предстоящих расходов и платежей», «прочие краткосрочные обязательства»;

2) краткосрочные пассивы (П2): «краткосрочные кредиты и займы»;

3) долгосрочные пассивы (П3): «долгосрочные кредиты и заемные средства», «задолженность по выплате доходов»;

4) постоянные пассивы (П4): «Капитал и резервы», «доходы будущих периодов», «прочие долгосрочные обязательства».

Для определения ликвидности бухгалтерского баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 ≥ П1; 

А2 ≥ П2;

А3 ≥ П3;

 А4 ≤ П4.

При невыполнении одного из неравенств ликвидность баланса отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность (платежеспособность на ближайшее время).

Сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами отражает перспективную ликвидность (прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей).

Такой диагноз позволяют установить платежные излишки или недостатки (Δ):

Δ1 ≥ 0 – текущая платежеспособность;

Δ1 < 0 – текущая неплатежеспособность;

Δ2 ≥0 – текущая платежеспособность имеет тенденцию к увеличению (неплатежеспособность – к уменьшению);

Δ2 < 0 – текущая платежеспособность имеет тенденцию к уменьшению (неплатежеспособность – к увеличению);

Δ3 ≥ 0 –отдаленные платежи обеспечены отдаленными поступлениями;

Δ3<0 – отдаленные платежи не обеспечены отдаленными поступлениями.

Для качественной оценки финансового положения предприятия кроме абсолютных показателей ликвидности баланса целесообразно определить ряд финансовых коэффициентов. Цель такого расчета – оценить соотношение имеющихся оборотных активов (по их видам) и краткосрочных обязательств для их возможного последующего погашения. Расчет базируется на том, что виды оборотных активов имеют различную степень ликвидности в случае их возможной реализации: абсолютно ликвидные денежные средства, далее по убывающей степени ликвидности располагаются краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и запасы. Следовательно, для оценки платежеспособности и ликвидности используются показатели, которые различаются исходя из порядка включения их в расчет ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Поскольку данные параметры одномоментны (показываются в балансе на конец квартала), то их целесообразно рассчитывать на конец каждого месяца, используя внутреннюю учетную информацию предприятия (главную книгу, журналы-ордера и др.). В результате можно построить динамические ряды показателей платежеспособности и ликвидности и давать им более объективную и точную оценку.

Основные финансовые коэффициенты, используемые для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия:

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств):

Клт = Оборотные средства / Краткосрочные пассивы.

Логика такого сопоставления: предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов; следовательно, если оборотные активы превышают по величине краткосрочные пассивы, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Размер превышения в относительном виде и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может значительно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.  В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя – 2.

Коэффициент быстрой ликвидности. По своему смысловому значению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы:

Клб = (Дебиторская задолженность+Денежные средства)/Краткосрочные пассивы

Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но и, что гораздо более важно, в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже расходов по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40 % и менее от учетной стоимости запасов. Ориентировочное значение показателя – 0,7-0,8. Низкое значение указывает на необходимость систематической работы с дебиторами, чтобы обеспечить ее преобразование в денежные средства.

Коэффициент абсолютной ликвидности. Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств:

Кла = Денежные средства/Краткосрочные пассивы.

Рекомендуемое значение 0,1 – 0,2. Низкое значение указывает на снижение платежеспособности.

Пример: оценить финансовую устойчивость предприятия.

Показатели финансовой устойчивости рассматриваемого акционерного общества представлены в таблице.

Из данных таблицы следует, что показатели финансовой устойчивости в динамике изменяются. Предприятие можно отнести к 3 типу финансовой устойчивости – «неустойчивое финансовое состояние» (нарушение нормальной платежеспособности; возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования; возможно восстановление платежеспособности).

Таблица 3.7 – Абсолютные показатели финансовой устойчивости, тыс. руб.

Показатели Баз. г.  Отч. г.
1. Источники формирования собственных средств (капитал и резервы) 85294 88580
2. Внеоборотные активы 78029 96595
3.Собственные оборотные средства 38813 50283
4.Долгосрочные обязательства 31548 58298
5.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования оборотных средств 70361 108581
6.Краткосрочные кредиты и займы 20000 36350
7.Общая величина основных источников средств 50361 72231
8.Общая сумма запасов 68211 81847
9.Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств -29398 -31564
10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников покрытия запасов 2150 26734
11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников финансирования запасов -17850 -9616
12.Трехфакторная модель типа финансовой устойчивости М=(0,1,0) М=(0,1,0)

 

Основные пути улучшения платежеспособности и ликвидности на предприятиях, имеющих неустойчивое финансовое состояние, следующие:

- увеличение собственного капитала;

- снижение внеоборотных активов (за счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных средств);

- сокращение величины МПЗ до оптимального уровня (до размера текущего и страхового запасов).

Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. владельцы предприятия заинтересованы в оптимизации собственного капитала и в минимизации заемных средств в общем объеме финансовых источников. Кредиторы оценивают финансовую устойчивость заемщика по величине собственного капитала и вероятности предотвращения банкротства.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств и оценивается с помощью системы финансовых коэффициентов. Информационной базой для их расчета являются статьи актива и пассива бухгалтерского баланса.

Анализ осуществляется путем расчета и сравнения отчетных показателей с базисными, а также изучения динамики их изменения за определенный период.

Базисными показателями могут быть:

- значения показателей за предыдущий период;

- значения показателей аналогичных фирм;

- среднеотраслевые значения показателей;

- значения показателей, рекомендуемые Минэкономторгом РФ.

Оценка финансовой устойчивости предприятия проводится с помощью достаточно большого количества финансовых коэффициентов, некоторые из них приведены в таблице.

Таблица – Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия

Наименование показателя  Что характеризует  Способ расчета  Интерпретация
1. Коэффициент финансовой независимости (автономии) (Кфн) Долю собственного капитала в валюте баланса Кфн = , где СК - собственный капитал, ВБ – валюта баланса Рекомендуемое значение показателя – выше 0,5. Превышение указывает на укрепление финансовой независимости предприятия от внешних источников
2. Коэффициент задолженности (Кз) Соотношение между заемными и собственными средствами Кз = , где ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал Рекомендуемое значение показателя – 0,67.
3. Коэффициент самофинансирования (Ксф) Соотношение между собственными и заемными средствами Ксф = Рекомендуемое значение ≥ 1,0. Указывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств
4. Коэффициент финансовой зависимости (Кфз) Долю заемного капитала в валюте баланса Кфз = , где ЗК – заемный капитал, ВБ – валюта баланса Рекомендуемое значение показателя – ниже 0,5. Превышение указывает на снижение финансовой независимости предприятия от внешних источников
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко) Долю собственных оборотных средств в оборотных активах Ко = , где СОС – собственные оборотные средства; ОА – оборотные активы Рекомендуемое значение показателя ≥ 0,1 (10 %). Чем выше показатель, тем больше возможностей у предприятия в проведении независимой финансовой политики
6. Коэффициент маневренности (Км) Долю собственных оборотных средств в собственном капитале Км = Рекомендуемое значение 0,2-0,5. Чем ближе значение показателя к верхней границе, тем больше у предприятия финансовых возможностей для маневра

 

Пример: оценить финансовую устойчивость предприятия с помощью финансовых коэффициентов, представленных в таблице

Таблица - Оценка финансовой устойчивости

 

  Показатели   Баз. г.   Отч. г. Теоретически достаточный уровень
1. Коэффициент автономии 0,54 0,47 0,5 – 0,6
2. Коэффициент финансовой зависимости 0,46 0,53 0,4 – 0,5
3. Коэффициент задолженности 0,86 1,13 0,67
4. Коэффициент самофинансирования 1,16 0,88 ≥ 1,0
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,48 0,55 ≥ 0,1
6. Коэффициент маневренности 0,46 0,57 0,2-0,5

 

Показатели таблицы свидетельствуют, что предприятие стало более зависимо от заемных источников. Это подтверждается весомыми значениями коэффициентов финансовой зависимости и задолженности, а также низкой величиной коэффициента самофинансирования.

 За отчетный период увеличился коэффициент маневренности, который указывает на уровень гибкости использования собственных оборотных средств предприятия, т.е. какая часть собственного капитала закреплена в денежных средствах, позволяющих маневрировать ими в течение года.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет очень высокое значение (0,55), превышающее рекомендуемую максимальную границу (0,5), что характеризует независимую финансовую политику АО по отношению к внешним кредиторам.

 

Виды экономического анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.075 с.)