В чем же заслуга Ф.Петрарки перед культурологической наукой? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем же заслуга Ф.Петрарки перед культурологической наукой?



Если анализировать теоретическое наследие Петрарки под данным углом зрения, то прежде всего необходимо сказать о том, что он, по сути,

1. открыл античность как новый тип культуры и обосновал его отличие от культуры предыдущей исторической эпохи. После Петрарки говорить о культуре как некоем феномене, пребывающем вне времени и пространства, существующем с момента сотворения мира и до Страшного суда, уже было невозможно.

2. Не будет большим преувеличением сказать, что Петрарка одним из первых применил принцип историзма в понимании культуры, показав, что культура античности, средневековья и его времени есть ступени развития одного и того лее феномена, но приобретающего различные черты на различных стадиях его существования. В то же время он более четко, чем Данте и многие из его современников, проводил водораздел между культурой его исторической эпохи и культурой античности. По сути, он заложил основы для научного осмысления Ренессанса и более взвешенной оценки всех ренессансных теорий подражательности, которые были чрезвычайно распространены, особенно во времена Треченто.

3.  Петрарка не только обосновал отличие своей культурной эпохи, но и выделил ее характерные черты, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового и весьма существенно от миропонимания и мироощущения античного человека, который мыслил, чувствовал и действовал во многом иначе, чем гуманисты Возрождения. Можно утверждать, что от Петрарки идет традиция рассматривать культуру средневековья как теоцентричную, а Ренессанса как антропоиентричную, которой придерживаются сегодня практически все современные исследователи-культурологи как на Западе, так и на Востоке.

4. Петрарка выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная, раскрепощенная личность, не испытывающая духовного и экономического гнета, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая. Эта идея логически вытекала из его концепции индивидуализма, созданной им еще в авиньонский период, а затем совершенствуемой им всю жизнь. Согласно ее положениям мыслящая личность обладает правом действовать прежде всего исходя из своих интересов и потребностей, добиваясь почета и широкой известности. Слава в понимании Петрарки не грех, а самое утонченное из наслаждений, которое может быть даровано гениальному человеку, Петрарка, как подчеркивает А.К. Дживелегов, первым додумался до этого и первым из мыслителей ренессансной эпохи построил свою жизнь в соответствии с основополагающим постулатами своей концепции. Показательно, что именно с позиций своей теории индивидуализма ведет Петрарка спор с Августином Блаженным в знаменитой петрар-ковской "Тайне'', однако не менее показательно и то, что защищается Петрарка от контраргументов Августина весьма неэффективно, ибо он инстинктивно понимает, что главные аргументы индивидуализма не скажут Августину ничего, а на средневековой почве Августин неуязвим".

5. Петрарка нашел, описал и откомментировал многие рукописи античных авторов, которые были выведены из научного оборота почти па протяжении десяти веков. Он первый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона и Вергилия, Эпикура и Тацита.

6. Ему принадлежит честь создания литературной латыни, на которой вскоре заговорила вся образованная Европа. В известном смысле его можно рассматривать как первого европейского филолога, предложившего способ интерпретации текстов, на который опирается современная герменевтика. Более того, как совершенно справедливо замечает Р.И. Хлодовский, "Петрарка отнял Слово у Бога и возвратил его человеку. Он перестал считать сло­во знаком трансцендентного и увидел в нем наиболее непосредственное проявление "человечности" человека и создаваемой им гуманитарной культуры" (Хлодовский, с. 89). Согласно концепции основоположника итальянского гуманизма речь тождественна внутреннему миру человека и не только зависит от состояния души человека и степени его развитости, но и сама влияет на душу и развитие индивида. Именно поэтому изучение как человека, так и творимой им культуры необходимо начинать с анализа его речи и того языка, который употребляется в том или ином обществе, причем изучение языка не может ограничиваться только постижением премудростей "техники" языка, как считали средневековые схоласты, а прежде всего должно преследовать цель постичь его суть, внутренние закономерности, связь с типом культуры, родившей его.

7. Петрарка обосновал тезке о том, что основой единства нации выступает прежде всего язык и если представители различных этносов говорят на различных языках, то это является свидетельством того, что процесс формирования нации находится в самом зародыше и пройдет немало времени ?прежде чем из этого конгломерата "выработается'" нечто единое, что можно будет назвать нацией. Более того, в его работах неоднократно повторяется идея о том, что наличие единого языка есть непременное условие существования государственности. Впоследствии эта мысль будет использоваться многими исследователями культуры, в том числе и отечественными, причем как прошлого времени, так и нашими современниками.

8. Петрарка первым среди гуманистов поставил вопрос о необходимости рассмотрения под иным углом зрения дихотомии ''культура-натура", ибо. с его точки зрения, противопоставление культуры природе, имевшее место в рассуждениях античных авторов, не продуктивно. Человек тысячами нитей связан с природой и поэтому он должен жить в гармонии с ней, а не рассматривать ее только в качестве объекта приложения своей активности. Достижение гармонии с природой Петрарка рассматривал в качестве идеала и всю свою сознательную жизнь стремился к тому, чтобы он стал реальностью. Именно этим мотивом объясняет он выбор места для своего постоянного жительства не в Авиньоне, а в городке Воклюзс, находящемся в пятнадцати тысячах шагов от папской резиденции. Эта же причина побудила его в качестве последнего своего пристанища выбрать виллу Франческо да Каррара, расположенную в живописнейшей местности недалеко от Падуи.

9. Следует подчеркнуть, что гармонию между человеком и природой Петрарка рассматривал в качестве одного из главных условий человеческой свободы, что было нетривиальной мыслью для того времени. Об этом никто до Петрарки не говорил, в том числе и античные мыслители, к которым он относился с огромным уважением. Впоследствии эта идея прозвучит в трудах идеологов Просвещения, в частности, в работах Жан Жака Руссо, который, опираясь на нее. создаст свою концепцию "естественного человека",

10. Петрарка, исходя из своего понимания взаимоотношения человека и природы, первым дал критику городской культуры. Гениальный итальянский мыслитель и поэт, называя себя "гражданином рощ", писал: "Города - враги моим мыслям, леса друзья.... В городе я другой человек, чем в деревне. Тут я повинуюсь природе, там - примеру." Впоследствии эта идея станет одной из любимых для мно­ гих видных культурологов, в частности О. Шпенглера, который с появлением мегаполисов и "кочевников больших городов " связы вал кризис европейской культуры.

11. Петрарка первым обосновал идею о культурном единстве Европы, которая сегодня определяет самосознание любого образованного европейца. Он показал, что несмотря на различие языков, исторических судеб народы Европы могут рассматриваться как суперэтнос, как носители одного и того лее цивилизаииоиного начала, ориентирующиеся на схожую систему ценностей, в отличие от народов, принадлежащих другим цивилизационным системам, в частности, представителям исламского и славянского миров. Петрарка, как отмечают многие исследователи, был начисто лишен средневекового, муниципального патриотизма. Бесконечные войны, которые велись владетельными сеньорами с городами-коммунами, распри между городами, противоборство партий внутри городов воспринимались им всегда как общенациональные бедствия, и в силу своих возможностей он стремился погасить возникающие конфликты. Сохранившиеся документы говорят о том, что Петрарка не раз и не два выполнял дипломатические миссии, причем в качестве аргумента для примирения враждующих сторон он неоднократно использовал тезис о принадлежности тех и других к единому христианскому миру и единой европейской культуре.

12. Петрарка положил начало исторической критике. Он доказал и подлинпость ряда исторических документов и рукописей, на которые постоянно ссылались в своих работах представители средневековой схоластики. Впоследствии его метод был использован известным представителем второго поколения гуманистов Лоренцо Балла, который доказал подложность так называемого "дара Константина", грамоты, будто бы подписанной владыкой Римской империи, к тексту которой на протяжении столетий апеллировали римские папы для обоснования своих притязаний на верховную власть не только в Италии, но и во всей Западной Европе.

13. Петрарка первым указал на Платона как философа, достойного не меньшего, а, возможно, большего уважения, чем Аристотель. Именно после публикации его работ труды Платона начали изучать в европейских университетах, а знание его знаменитых диалогов "Тимей", "Протагор". ''Критон", "Горгий" и других стало обязательным для любого образованного человека.

14. Наконец. Петрарка заложил основы подхода, в соответствии с которым проблема человека, проблема гуманизма и проблема историзма рассматриваются как аспекты одной проблемы. Эта идея и до сегодняшнего дня не утратила своей значимости, о чем можно судить хотя бы по тому факту, что одной из наиболее представительных школ в современной культурологии является та, где культура интерпретируется как субъектный аспект истории.

Словом, в лице Петрарки мы имеем гениальною поэта, крупнейшего философа и ученого (так оценивал Петрарку К.Маркс), внесшего весомый вклад в разработку основ культурологической теории. Многие из его идей, высказанных более шести веков назад, сегодня воспринимаются как постулаты, не требующие доказа тельств, и именно от них отталкиваются при построении своих тео ретических конструкций многие современные культурологи. Он, как совершенно справедливо подчеркивает А.К.Джевелегов, "действительно отец гуманизма. По его сочинениям учились целые поколения ученых".

Другим крупнейшим мыслителем европейского Ренессанса, оказавшим существенное влияние на процесс развития культуроло гической мысли, был видный общественный и политический деятель Франции эпохи Генриха IV Мишель Монтень (1533-1592 гг.), ко торого можно с полным основанием считать последним гуманистом Возрождения и первым моралистом Нового времени.

Монтень получил блестящее по тем временам образование. Сначала он обучался наукам и искусствам дома, где его наставником был отец, влюбленный в Древнюю Грецию и Рим (он, подобно многим другим образованным современникам, неоднократно бывал в Италии, боготворил гуманистов и считал классическую латынь единственным языком, способным адекватно выражать как мысль ученого, так и движения души поэта). Пребывая в экзальтированной атмосфере родного дома, где преклонение перед культурой античности было нормой, Монтень в совершенстве овладел латынью и уже в юношеские годы читал в подлинниках произведения римских философов, прозаиков, драматургов, а также греческих поэтов и мыслителей, переведенных на латынь. Французским языком он начал овладевать только в колледже, где почти ничего кроме трудов античных авторов не считал нужным изучать. По дошедшим до нас сведениям, после завершения подготовки в коллеже он закончил один из известнейших университетов южной Франции в Тулузе и через несколько лет был назначен королевским советником городского парламента в Бордо. Б 80-е годы он дважды избирался мэром этого бывшего оплота гугенотов, но затем отказался от этой почетной должности, сосредоточившись на литературном труде.

 

Монтень оставил множество трудов, но самым интересным для культуролога является его книга "Опыты". Эта книга не вписывается ни в один из существующих литературных жанров. Ее нельзя назвать научным трактатом, не напоминает она и литературно обработанную биографию. Это явно не роман и не собрание нравоучительных сентенций. По воспоминаниям современников, Монтень вначале не предполагал ее публиковать, предназначая свои размышления для узкого круга друзей и единомышленников. Однако замысленное как сочинение интимное, "Опыты" вскоре стали литературным произве­дением национального масштаба, оказавшим огромное влияние на формирование философской, этической, политической мысли не только Франции, но и других европейских стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.011 с.)