Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 Классификация грузовых и пассажирских автотранспортных средств и их выбор с учетом производительности, экономичности и дорожных условий. (4/2/0,5/0,5)
План лекции 1. Грузовые автомобили и прицепы 2. Автобусы и автобусные прицепы 3. Производительность подвижного состава
1. Грузовые автомобили и прицепы
Грузовые автомобили и прицепы классифицируются по грузоподъемности и типу кузова. Номинальную грузоподъемность автомобиля назначает завод-изготовитель. Она определяется максимально возможной полезной нагрузкой при работе автомобиля в различных дорожных условиях. Номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа) соответствует определенному типу кузова и определенному размеру шин. При установке другого типа кузова грузоподъемность изменяется соответственно его весу. Иногда разность между весом устанавливаемого и стандартного кузова настолько велика, что номинальная грузоподъемность может изменяться на 25—50%. Наиболее распространены грузовые автомобили, имеющие следующий предпочтительный ряд грузоподъемностей: 0,25; 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 3,0; 5,0; 8,0; 10,0; 12,0; 16,0; 27,0; 40,0; 60,0 т. В зависимости от грузоподъемности грузовые автомобили и прицепы принято разделять на следующие классы:
Для автомобилей особо малой грузоподъемности обычно используют шасси легковых автомобилей (в том числе и малолитражных) или специальные шасси. Автомобили особо малой грузоподъемности служат для развозки и сбора почты, развозки товаров и торговой сети пли па дом потребителям и г. д. Автомобили милой,грузоподъемности предназначены для освоения незначительного по величине грузооборота с мелкопартионными отправками (хозяйственные, торговые, внутриколхозные перевозки и т. п.).Их также используют как грузовые такси и автомобили скорой технической помощи. Автомобили средней и большой грузоподъемности служат для перевозки массовых грузов крупными партиями. Такие автомобили применяют для перевозки продукции промышленных предприятий, массовой перевозки сырья, топлива, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов.
Автомобили особо большой грузоподъемности используют при мощных и постоянных грузовых потоках па специальных дорогах или вне дорог общей сети (на крупных стройках, на разработках полезных ископаемых открытым способом, для вывозки горной породы, а также для перевозок руды и угля и др.) По типу кузова грузовые автомобили и прицепы разделяются на автомобили и прицепы общего назначения с кузовом типа грузовая платформа и специализированные. На автомобилях и прицепах общего назначения применяют следующие виды грузовых платформ: платформы с откидными бортами, которые представляют собой деревянный или металлический кузов с бортами, откидывающимися на три или на одну сторону; эти платформы приспособлены для перевозки любого груза навалом или в таре. Для лучшего использования грузоподъемности автомобиля при перевозке легковесных грузов применяют высокие решетчатые съемные надставные борта. Для автомобилей особо малой грузоподъемности грузовую платформу делают грузопассажирского типа пикап. Грузовые универсальные платформы обычно состоят из платформы, которая может быть использована без бортов (рис. 4, а), с низкими бортами (рис. 4, б), с высокими решетчатыми бортами и скамейками (рис. 4, в), с тентом (рис 4, г).
а – платформа без бортов; б – платформа с низкими бортами (вид сзади); в – платформа с высокими бортами откидными скамейками (вид спереди); г – платформа с высокими бортами и тентом (вид спереди) Рисунок 1 – Модификации универсальной грузовой платформы
У специализированных грузовых автомобилей или прицепов кузова специально приспособлены для перевозки одного или группы грузов. Из специализированных автомобилей и прицепов наибольшее распространение получили автомобили-самосвалы, фургоны, цистерны и др. Автомобили и прицепы-самосвалы имеют специальные кузова для разгрузки путем сбрасывания сыпучего или другого груза, не требующего осторожности при разгрузке. По принципу разгрузки автомобили и прицепы-самосвалы делят на три основные группы: - с опрокидывающимися кузовами — груз сбрасывается наклоном кузова;
- с бункерной выгрузкой — груз сбрасывается при неподвижном кузове по наклонным плоскостям, составляющим борта или дно кузова (горбатое дно, хоппер); - с принудительным выталкиванием груза из кузова (конвейерный пол, шнеки). Наиболее распространенными являются автомобили и прицепы-самосвалы с опрокидывающимися кузовами, которые можно классифицировать в зависимости от направления и способа опрокидывания. По направлению опрокидывания различают автомобили-самосвалы: - с опрокидыванием кузова только назад — с задней разгрузкой; - с опрокидыванием кузова только на одну сторону — с боковой разгрузкой; - с опрокидыванием кузова на любую из трех сторон; - с предварительным подъемом и опрокидыванием кузова назад или на сторону. По способу опрокидывания кузова различают автомобили-самосвалы: самоопрокидывающиеся — обычно шарнирного типа. В автомобилях-самосвалах шарнирного типа опрокидывание кузова происходит под действием веса груза вследствие смещения центра тяжести груженого кузова относительно шарнира крепления. При движении автомобиля кузов удерживается в горизонтальном положении системой рычагов; с принудительным опрокидыванием кузовов, в которых используются механические, гидравлические и пневматические устройства. Автомобили и прицепы-самосвалы с гидравлическим приводом получили широкое распространение благодаря плавности действия подъемного механизма и отсутствию сложных механических передач, которые бистро загрязняются и изнашиваются. В автомобилях-самосвалах с принудительным опрокидыванием кузова последним должен представлять жесткую и прочную конструкцию и иметь минимальный вес. Наибольшее распространение получили цельнометаллические кузова из стали и в отдельных случаях из алюминиевых сплавов. Алюминиевые кузова, имеющие наименьший вес, применяют для автомобилей-самосвалов малой грузоподъемности, предназначенных для перевозки полужидких и сыпучих грузов (асфальт, бетон, песок и т. п.). Для перевозки кусковых грузов, особенно при экскаваторной или бункерной погрузки необходимо применение усиленных стальных кузовов. Для усиления кузова делают ребра жесткости или ставят дополнительную рамку, связанную шарнирно с рамой автомобиля и его подъемным механизмом. Борта кузова усиливаются жесткими стойками (контрфорсами). Примером такого кузова могут служить кузова автомобилей-самосвалов БелАЗ. Угол наклона кузова при разгрузке зависит от рода перевозимого груза и колеблется в пределах 45—70°. Этот угол должен быть больше угла естественного откоса перевозимого материала. Величина силы трения материала о дно и борта кузова должна быть, меньше составляющей силы веса груза. Для лучшей очистки кузова от перевозимого груза бортам дают небольшой наклон (3—5°) и углы закругляют. Кузова автомобилей-самосвалов малой и средней грузоподъемности делают с задним откидным бортом и приспособлениями на всех бортах для их наращивания в случае перевозки легковесных грузов. Кузова автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности часто бывают корытообразной формы без заднего борта. Откидные борта самосвального кузова должны быть герметичны для возможности перевозки полужидких и легкосыпучих грузов и открываться автоматически, чтобы не задерживать разгрузку. Наиболее распространенным типом крепления бортов в настоящее время являются верхнее съемное крепление с запорным механизмом, управляемым специальной рукояткой, помещенной с левой стороны передней стенки кузова. Ручка запорного механизма должна быть размещена так, чтобы ею можно было управлять, не выходя из кабины.
Для предохранения кабины водителя и ее стекол от повреждений при экскаваторной и бункерной погрузке на передней стенке самосвальных кузовов часто устраивают козырек, закрывающий кабину, а иногда применяют и бронированный капот двигателя. Автомобили и прицепы-самосвалы с бункерной выгрузкой по способу сброса груза различают: со сбросом груза на сторону, с предварительным подъемом или наклоном кузова. Бункерный автомобиль-самосвал со сбросом груза на сторону является простейшим типом автомобиля-самосвала; он применяется на строительстве и при перевозке зерна. Кузов этого автомобиля представляет собой бункер с наклонным полом и открывающимися люками для ссыпания груза. Наиболее сложно при осуществлении подобной конструкции добиться плотного закрывания люков или бортов, так как они испытывают при движении значительную нагрузку от веса груза. Эта нагрузка особенно усиливается при толчках и па поворотах. Недостатки таких автомобилей-самосвалов следующие: - разгрузка производится одновременно на обе стороны, и груз попадает под колеса автомобиля; - уменьшается погрузочная емкость кузова; - центр тяжести автомобиля располагается выше, чем у автомобиля с бортовой платформой. Автомобили и прицепы-самосвалы с принудительным выталки ванием груза из кузова делят на две группы: с конвейерным полом (шторные) и с продольным винтом (шнековые). У автомобилей и прицепов-самосвалов с конвейерным полом кузов оборудован по всему полу бесконечной лентой или лентой, перематываемой с одного валика на другой. Груз сбрасывается перемещением ленты. В автомобилях-самосвалах с продольным винтом на дне кузова устанавливают один или два винта (шнеки), при вращении которых происходит выбрасывание груза. Разновидностью автомобилей-самосвалов являются выпускаемые самосвалы-думперы. Имея короткую базу, думперы обладают лучшей маневренностью и проходимостью, что весьма важно при работе в карьерах и на строительных площадках.
В некоторых моделях думперов предусмотрен поворот сиденья водителя на 180°. Это дает возможность в необходимых случаях автомобиль in1 разворачивать, а двигаться задним ходом, что особенно удобно при подъезде и отъезде с места погрузки пли разгрузки. Предусмотрен также больший наклон кузова, способствующий ускоренной и более полной разгрузке. Автомобили с контейнерными (сменными) кузовами являются наиболее универсальным типом грузовых автомобилей, так как они могут быть использованы для перевозки грузов в различных условиях. При погрузке с земли сменный кузов (контейнер) грузят на автомобиль за 8 сек. Так как погрузочная высота сменного кузина значительно меньше погрузочной высоты автомобиля, то затраты времени на его загрузку резко сокращается. При достаточном количестве сменных кузовов простой автомобиля при погрузке сводится только ко времени подъема кузова па автомобиль. При механизированной погрузке (из бункера, экскаватором) снимать кузов не надо. Выгрузка грузов может происходить опрокидыванием контейнера, как у автомобилей-самосвалов, или снятием его с автомобиля. Механизм для снятия и подъема контейнера может быть использован как подъемный кран для погрузки штучных грузов. На рисунке 2 показан автомобиль с контейнерным кузовом. Контейнер 1 специальной формы поднимается на седло, укрепленное на раме автомобиля. Поворот рамы 2 осуществляется штоками 3 гидравлических силовых цилиндров 4 двустороннего действия. Для обеспечения продольной устойчивости автомобиля имеются гидравлические опоры, которые опускаются в тот момент, когда рама начинает поворачиваться, и поднимаются при движении рамы в обратном направлении.
Рисцунок 2 - Автомобиль с контейнерным кузовом: а – кузов на земле; б - подъем кузова; о — кузов на раме; г — разгрузка кузова
Для обеспечения самосвальной выгрузки на фартуке имеется шарнирный запор днища контейнера. Автомобили-самопогрузчики — автомобили, имеющие приспособления для механизированной погрузки и выгрузки грузов. Наибольшее распространение среди автомобилей-самопогрузчиков получили автомобили с лебедками и шпилями, с крановыми установками, с грузоподъемным задним бортом и с механическим мешкопогрузчиком. Однако при установке таких механизмов на автомобили их номинальная грузоподъемность уменьшается на величину веса этих механизмов. Автомобили и прицепы-фургоны имеют закрытые кузова, внутри которых могут быть устроены приспособления, необходимые для перевозки определенного вида груза. Автомобили-фургоны широко применяют для перевозки продовольственных и промышленных товаров, медикаментов и т. п. Они могут быть предназначены также для походных мастерских, лабораторий, кинопередвижек, автолавок. Различают автомобили-фургоны универсальные — для перевозки различных грузов и специальные — для перевозки скоропортящихся продуктов, хлебобулочных изделий, мебели, готового платья.
Автомобили и прицепы-цистерны используются для перевозки жидких, наливных грузов. Цистерну изготовляют из листовой стали (обычно углеродистой, в отдельных случаях из нержавеющей) или для облегчения веса из алюминиевых сплавов. Цистерна внутри, как правило, разделена перегородками для уменьшения гидравлических ударов, возникающих при резком изменении скорости движения. Наибольшее распространение получили цистерны для перевозки жидких топлив и смазочных материалов, жидких пищевых продуктов и кислот. Цистерны для перевозки пищевых продуктов часто делают эмалированными внутри, а снаружи окрашивают в светлые тона для отражения солнечных лучей. Для перевозки скоропортящихся наливных грузов стенки цистерн искусственно охлаждаются, а для вязких грузов подогреваются (изотермические цистерны). 2 Автобусы и автобусные прицепы Автобусы предназначены для массовых пассажирских перевозок. Их классифицируют по назначению и вместимости кузова. Назначение автобуса предопределяет его конструкцию. По назначению автобусы разделяют на городские, междугородные и специального назначения. По вместимости кузова (по числу мест для сидения) различают автобусы особо малой вместимости (до 10 мест), малой (до 25 мест), средней (40—50 мест), большой (60—80 мест) и особо большой вместимости (100—120 мест). Вместимость автобусов зависит в основном от его длины (ширина у всех автобусов обычно 2,5 м). Поэтому автобусы можно классифицировать по длине. Принят следующий габаритный ряд длин автобусов: 5,0 м — особо малые; 7,5 м — малые; 8,5 м и 9,5 м — средние; 11,0 м— большие и 16,5 м — сочлененные. К автобусам специального назначения относятся: почтово-пассажирские, экскурсионные, туристские, школьные и т. п. У городских автобусов наиболее распространены многоместные кузова вагонного типа, которые позволяют более рационально использовать габаритные размеры автобусов. Применение двухэтажных автобусов дает возможность увеличить вместимость автобуса при сравнительно малой его площади. В небольших городах с узкими улицами и интенсивным движением целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы используются как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке, а также для ведомственных целей.
а — городского; б — междугородного; в — пригородного; 1 — площадки для проезда стоя; 2— откидные сиденья Рисунок 3 - Планировка автобусов
Особенностью городских автобусов является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающая высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Управление автобусами должно быть облегчено и упрощено применением сервомеханизмов управления, гидравлических и электрических силовых передач и других автоматических систем. Кузова городских автобусов (рисунок 6, а) должны иметь широкие проходы, площадки для стоящих пассажиров, широкие двери (не менее двух: вход и выход) и низкорасположенный пол (минимальное количество ступеней) для быстрой посадки и высадки пассажиров
Удобства, предоставляемые пассажирам, в значительной степени определяются размерами сидений (рис. 7).
с – высота сиденья (расстояние между плоскостью пола у основания сиденья и высшей точкой его поверхности); а – глубина сиденья (расстояние от спинки до края сиденья, измеренное в горизонтальной плоскости, касательной к поверхности сиденья); h – шаг сиденья (расстояние между двумя вертикальными плоскостями, касательными к кромкам спинок двух сидений, размещенных последовательно) Рисунок 4 - Параметры городских сидений
Вследствие того, что пассажиры в городском автобусе находятся непродолжительное время, количество мест для сиденья в них составляет только 30--40% общей вместимости, сидения изготовляют ограниченных размеров и устанавливают с минимальным шагом. Для междугородных пассажирских сообщений применяются автобусы, обеспечивающие быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. В целях максимального использования площади салона для автобусов, не имеющих посадки и высадки пассажиров на промежуточных пунктах, устраиваются откидные сиденья, занимающие центральный проход (см. рис. 3, в). Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках, помещенных в нижней части автобуса (под рамой или главным поясом рамы) или на специально оборудованном участке крыши. Автобусные прицепы получают в настоящее время все большее распространение. Ограничением их применения служила трудность устранения виляния прицепов и толчков, что создает неприятные ощущения у пассажиров. В качестве автобусных прицепов применяются главным образом такие, которые имеют поворотные устройства автомобильного типа, беззазорное сцепное устройство, а также эффективно действующую тормозную систему. Главным преимуществом применения автобусных прицепов является возможность резкого увеличения провозной способности существующего автобусного парка в часы или дни «пик», тогда как в остальное время можно использовать автобусы без прицепов. Автобусные полуприцепы широко используются для междугородных и пригородных сообщений. При междугородных сообщениях полуприцеп проходит всю линию сквозным рейсом, тягачи могут меняться на отдельных участках. Для пригородных сообщений автобусные полуприцепы большой вместимости применяются только в часы «пик», а в другое время тягачи могут быть использованы с грузовыми полуприцепами.
Производительность подвижного состава Производительность грузового автомобиля определяется количеством перевозимых грузов или выполненных тонно-километров за единицу времени. Обозначим через te — время затраченное за 1 ездку, тогда часовая выработка автомобиля в тоннах, т/ч:
Рекомендуемая литература 1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с. 2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с. 3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с. 4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»). 5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с. 6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984 7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987 8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991 Лекция 7
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.059 с.) |