Тема 1 Грузопоток и пассажиропоток, методы их изучения. Транспортная подвижность населения. (2/1/0,5/0,5) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Грузопоток и пассажиропоток, методы их изучения. Транспортная подвижность населения. (2/1/0,5/0,5)



План лекции

1. Грузопотоки. Эпюра грузопотоков

2. Пассажиропотоки и методы их обследования. Неравномерность перевозок

3. Транспортная подвижность населения

 

     1.  Грузопотоки. Эпюра грузопотоков

Грузопотоком называют количество тонн груза пе­ревозимого в данном направлении в единицу времени.

Для того чтобы спланировать и организовать транс­портную работу необходимо изучить грузопотоки. При изучении грузопотоков составляют таблицы, схемы или эпюры грузопотоков.

Пусть по заявкам договорной клиентуры имеем сле­дующие объемы перевозок грузов между грузовыми пунктами (табл. 2).

 

Таблица 2 - Таблица транспортных связей

 

 

Пункты

отправления

Пункты назначения

А Б В
А - 200 500
Б 300 - 100
В 300 150 -

Расстояние между грузопунктами АБ =10 км, БВ =15 км. Требуется построить эпюру грузопотоков между гру­зопунктами в прямом и обратном направлении.

Эпюра грузопотоков составляется следующим образом: сначала откладываем в определенном масштабе длины участков по которым осуществляются перевозки. Затем перпендикулярно к этим участкам откладываем в определенном масштабе количество грузов с учетом расстояний перевозок: в первую оче­редь грузы, следующие в пункты получения наиболее удаленные от пункта отправления, а затем рассматриваем остальные пункты.

Рисунок 1 – Эпюра грузопотоков

 

Эпюра грузопотоков позволяет определить:

-количество груза, отправляющего и прибывающего по каждому пункту;

-количество груза, проходящего транзитом по каждому пункту;

-объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии;

-среднее расстояние перевозок грузов;

-кроме того эпюра грузопотоков позволяет выявить нерациональные (встречные) перевозки, т. с. перевоз­ки одинакового груза во встречных направлениях.

 

Эпюры грузопотоков могут отражать суточные, часовые и месячные объемы перевозок или грузообо­рота. Действительно, площадь всей эпюры определяет грузооборот всей линии, на которой совершается пе­ревозка.

 

 

где i — число участков;

li — длина i -го участка;

  Qi. — ко­личество тонн груза перевозимого по i-му участку.

На эпюре указывают прямое и обратное направле­ние движения грузов. Прямое направление то, по ко­торому следует наибольшее количество груза.

Отношение величины грузопотоков в прямом () и обратном ((  ) направлении называется коэффи­циентом неравномерности грузопотоков по направле­нию

 

 

В зависимости от территории освоения грузопотоки могут относиться к участку дороги, транспортному узлу, экономическому или административному району.

2 Пассажиропотоки и методы их обследования. Неравномерность перевозок

Определяющими факторами формирования маршрутной сети являются направления, распределение по территории обслуживаемого района и мощность пассажирских потоков. Мощностью пассажирских потоков называется количество пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно обоснованно выбрать трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.

Большую роль при организации движения пассажирского транспорта играет неравномерность распределения пассажиропотоков во времени и по отдельным участкам действующих маршрутов. Поэтому для формирования оптимальной или рациональной маршрутной сети, равно как и для эффективного использования подвижного состава и обеспечения высокого уровня обслуживания пассажиров, необходимо знать направления, размеры и степень неравномерности пассажиропотоков. Графически пассажиропотоки изображаются в виде эпюр, где по оси ординат откладываются их величины, а по оси абсцисс дискретно время суток, дни недели, месяцы года, спрямленная длина маршрута и указывается направле­ние движения. Эпюры пассажиропотоков на транспортной сети города позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлениям их движения.

Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени проводят обследования. Существующие методы обследования пассажиропотоков можно классифицировать по ряду признаков.

Так по длительности охватываемого периода различают обследования систе­матические и разовые. Систематические обследования проводят ежедневно в течение всего периода движения линейные работники службы эксплуатации. Разовыми называются кратковременные обследования по той или иной программе, определяемой поставленными целями.

По ширине охвата транспортной сети различают сплош ные и выборочные обследования. Сплошные обследования проводят одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого населенного пункта или региона. Они требуют большого числа контролеров и счетчиков. По результатам обследований решают вопросы функционирования транспортной сети, такие как направления ее развития, координация работы различных видов транспорта, изменение схемы маршрутов, выбор видов транспорта в соответствии с мощностью пассажирских потоков. Выборочные обследования проводят по отдельным районам движения, конфликтным точкам или некоторым маршрутам с целью решения локальных, частных, более узких и конкретных задач.

По виду обследования могут быть анкетными, отчетно-ста­ тистическими, натурными и автоматизированными.

Анкетный метод, как правило, охватывает всю маршрутную сеть обслуживаемого района и позволяет выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта. Для него характерно сплошное обследование и возможность установления потребности и перемещения населения по направлениям вне зависимости от сложившейся

Обследования работы автобусов и выявление пассажиропотоков исключительно трудоемки и требуют, как правило, привлечения большого числа учетчиков, которыми могут быть учащиеся старших классов, студенты колледжей и вузов. Кроме того, обработка данных, собранных в результате обследований, требует значительного времени, и в итоге эти данные отражают характер из­менения пассажиропотоков за прошедший период.

В последнее время разрабатываются и внедряются автомати зированные методы, обеспечивающие получение информации в обработанном виде без участия людей. Существующие методы автоматизированного обследования пассажиропотоков можно разделить на четыре группы, а именно: контактные, неконтактные, косвенные и комбинированные.

Контактные методы позволяют получать данные о пассажиропотоках через непосредственное воздействие пассажиров на технические средства. Сущность его заключается в том, что жители вводят информацию о потребностях в перемещении в полуавтоматическое устройство нажатием соответствующей клавиши. Устройства размещаются в крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих узлах. Такой способ обследований позволяет иметь информацию о корреспонденции пассажиров, передвижении населения и провести социологический опрос. Он может применяться для оптимизации схемы автобусных маршрутов и прогнозирования перевозок.

При косвенном методе учета перевозимых пассажиров используют специальные устройства, позволяющие взвешивать одновременно всех пассажиров автобуса с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю (70 кг). Общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор. Выходные сигналы преобра-гавателей подаются на вход самопишущего прибора, который записывает показания на диаграммной бумаге во времени. Данные обследования представляются в виде эпюр пассажиропотоков во времени, обработка которых не требует больших затрат и времени. Недостаток этого метода - необходимость раздельной посадки и высадки пассажиров на остановочном пункте.

При комбинированном методе учет пассажиров ведется с использованием двух типов датчиков. При входе в автобус пассажиры наступают на нижние, а затем на верхние контактные ступеньки. Сигналы от пары ступенек и открытия дверей поступают в блок '.правления, где происходит логическая обработка и формирование счетных импульсов входа, которые фиксируются регистрирующим прибором (цифропечатающий механизм, перфоратор или магнитная лента). Счетные импульсы выхода формируются в обратном порядке воздействия пассажиров на ступеньки. Регистрация данных о числе вошедших и вышедших пассажиров, пройденном пути, времени и номере остановочного пункта производится после за­крытия дверей в начале движения автобусов. Могут использоваться одновременно массовые и фотоэлектрические датчики.

Автоматизированные обследования пассажиропотоков обеспечивают постоянное и непрерывное получение информации об объемах перевозок с относительно малыми затратами и без привлечения учетчиков.

 

3 Транспортная подвижность населения

 

Пассажирскими перевозками занимаются многие виды транспорта, однако удельный вес их в выполне­нии объема пассажирских перевозок не одинаков. Ведущее место занимает автомобильный транспорт.

При изучении и анализе пассажирских перевозок используют два основных понятия: пассажиропотоки и пассажирооборот.

Пассажиропотоком называют количество пассажи­ров, следующих в определенном направлении за рас­сматриваемый промежуток времени.

Пассажирооборотом называется выполненная или планируемая к выполнению транспортная работа по перевозке пассажиров (пасс. км).

Особенностью пассажирских перевозок является то, что для пассажиропотока характерна значительная неравномерность, что усложняет организацию пасса­жирских перевозок. Пассажирооборот и пассажиро­потоки имеют неравномерность по сезонам, дням не­дели, часам суток, по участкам и направлениям. Неравномерность пассажиропотока характеризуется коэффициентом неравномерности.

Колебания пассажиропотоков по часам суток про­исходит под влиянием различных факторов (постоян­ных, переменных):

а) постоянные - время начала и окончания работы предприятий, учебных заведений, организация культурно-бытовых мероприятий, режимов работы видов транспорта (железнодорожный, воздушный, водный).

б) временные - спортивные игры и соревнования, ярмарки, выставки и т. д.

Колебания пассажиропотоков во времени имеют оп­ределенные закономерности, которые учитываются при организации и планировании пассажирских перевозок.

Отметим, что для организации эффективного транспортного процесса по обслуживанию пассажиров необходимо систематически получать информацию о пассажиропотоках.

Для изучения пассажиропотоков и пассажирооборота используют различные методы обследования:

1. Анкетный — население заполняет специальные анкеты.

2.Талонное обследование — при проезде пассажи­ру выдается специальный талон, который он отдает при выходе специальному контролеру.

3.Непосредственное наблюдение — специальные контролеры на остановках заполняют определенную карту, в которой записывают примерное число пасса­жиров на каждой остановке.

4.Расчетный метод. Исходной величиной для опреде­ления объема перевозок является транспортная подвижность населения

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.021 с.)