Тема 1 Виды автоперевозок и их классификация. (2/1/0,5/0,5) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Виды автоперевозок и их классификация. (2/1/0,5/0,5)



План лекции

1. Транспортный процесс и его элементы

2. Классификация грузовых и пассажирских перевозок

 

1 Транспортный процесс и его элементы

 

Транспортный процесс - это процесс перемещения грузов (пассажиров) включающий: подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных документов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузополучателю.

Законченный комплекс операций по доставке грузов называют циклом перевозок. Классификация циклов перевозок представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- Классификация циклов перевозок

 

При перевозке груза автотранспортом в качестве цикла транспортного процесса берут ездку, а при перевозках пассажиров на автобусах в качестве законченного цикла транспортного процесса берут рейс. Рейс включает весь комплекс транспортных операций, происходящих за пробег автобуса от начального до конечного пункта маршрута.

Подачу автомобиля от места стоянки до пункта первой погрузки (первый нулевой пробег), как и весь нулевой пробег, относят не к отдельному циклу перевозок, а ко дню работы автомобиля. К простому циклу относят цикл перевозок, включающий одну транспортную связь. Схема простого цикла приведена на рисунке 2, где qn - количество доставляемого груза из пункта 1 в пункт 2 (транспортная связь), lгр - пробег автомобиля с грузом, 1х  -- холостой пробег автомобиля (без груза), l0' и 10п - первый и второй нулeвой пробег, соответственно.

Рисунок 2- Схема простого цикла

Совмещенным циклом называют цикл, включающий несколько транспортных связей. Разновидностями совмещенного цикла являются: развозочный (рисунок 3), сборный (рисунок 4), разборочно-сборочный и комбинированный циклы.

Рисунок3- Граф транспортных связей и схема развозочного цикла

 

Развозочно-сборный и комбинированный циклы включают элементы развозочного, сборного и простого циклов.

Рисунок 4 - Граф транспортных связей и схема сборного цикла

 

Важную роль при выполнении ГАП занимает организация движения ПС, так как от правильного выбора маршрута движения зависит доля порожнего пробега ПС в общем пробеге. Маршрутом движения называется путь следования ПС при выполнении перевозок. На всех маршрутах транспортный процесс перевозки грузов складывается из последовательно повторяющихся элементов: подача ПС к месту погрузки; погрузка ПС; перемещение груза; разгрузка ПС. Совокупность этих элементов, образующих законченную операцию доставки грузов, называется циклом перевозки, или ездкой. Время выполнения ездки:

 

tе = tдв + tп + tр + tпр = lе / νт + tп-р

 

где tдв - время движения; tп - время погрузки;  tр - время разгрузки;

tпр - время простоя по организационным причинам (оформление документов и т.п.); lе - время ездки; νт  - техническая скорость; tп-р - время погрузки и разгрузки.

Промежуточные заезды для частичной догрузки или разгрузки не прерывают цикла перевозки. Каждая новая ездка начинается только с момента подачи порожнего ПС.

Подача ПС от места стоянки и возврат после последнего пункта разгрузки относится не к отдельному циклу перевозок, а к работе ПС за день в целом и называется нулевым пробегом.

Совокупность элементов одного или нескольких циклов перевозки с момента подачи порожнего ПС в пункт погрузки до очередного возврата в этот же образует оборот автомобиля.

При выполнении ГАП можно выделить несколько типичных вариантов организации транспортного процесса.

1. Однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю (микросистема) представляет собой простейший вариант организации транспортного процесса. При этом варианте обратный пробег от потребителя к отправителю автомобиль выполняет без груза. На различных комбинациях микросистем основаны все остальные варианты организации транспортного процесса.

2. Однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю с доставкой груза в обратном направлении до отправителя или любого промежуточного пункта (особо малая система). Следует обратить внимание, что в этом случае вид и количество груза, перевозимого в прямом и обратном направлениях, как правило, различны.

3. Организация транспортного процесса в первом или втором вариантах с использованием нескольких единиц ПС, обслуживающих одного отправителя или потребителя грузов (малая система с челночным движением ПС). Для этого варианта сложность и требования к организации транспортного процесса существенно выше, так как требуется увязка работы нескольких автомобилей, составление графиков загрузки погрузочно-разгрузочных пунктов и т.д.

Во всех трех рассмотренных вариантах автомобиль перемещается от пункта к пункту по одному и тому же маршруту в прямом и обратном направлениях (рисунок 5).

4. Однократная или многократная перевозка груза от нескольких отправителей к нескольким потребителям, при которой один или несколько автомобилей периодически возвращаются в пункт первой загрузки (малая система с кольцевым движением ПС). При этом варианте автомобиль за один оборот делает несколько остановок у отправителей и потребителей грузов (рисунок 6). Обязательным требованием к данному варианту организации транспортного процесса является необходимость составления графика движения подвижного состава. Это связано с тем, что длина оборота при кольцевом движении, как правило, существенно больше, чем при челночном.

 

 

 


Рисунок 5- Челночное движение подвижного состава в простейших

вариантах организации транспортного процесса

Рисунок 6 - Кольцевое движение подвижного состава

 

Рисунок 7 - Развоз или сбор груза

 

 

Рисунок 8 – Транспортный процесс обслуживания производственной структуры

 

5. Развоз или сбор груза от одного отправителя или к одному потребителю (малая система с развозом или сбором груза). Схема перемещения автомобиля аналогична схеме малой системы с кольцевым движением ПС, но за оборот происходит только одна загрузка автомобиля и постепенная его разгрузка в нескольких пунктах при развозе груза и постепенная многократная загрузка и однократная разгрузка при сборе груза. Схема этого варианта организации транспортного процесса представлена на рисунке 7.

6. Обслуживание определенной производственной структуры (предприятие, склад, терминал и т.д.) требует использования нескольких малых систем, работа которых будет подчинена одной цели (средняя система). Пример данного варианта организации транспортного процесса представлен на рисунке 8.

7.Интерированная транспортная система может обслуживать несколько производственных структур или определенный географический регион (большая система). В данном случае процессы перемещения грузов будут происходить между несколькими производственными предприятиями, складами или терминалами со сбором или развозкой груза отправителям и потребителям.

 

 

Рисунок 9 - Транспортный процесс обслуживания

нескольких производственных структур

 


 

2 Классификация грузовых и пассажирских перевозок

 

Грузовые автомобильные перевозки подразделяются по ряду признаков.

1. По способу выполнения различают: местные перевозки - которые осуществляются одним автотранспортным предприятием, обычно на короткое расстояние; перевозки прямого сообщения - когда перевозочный процесс осуществляется одним видом транспорта, однако, в доставке груза от поставщика к потребителю принимает участие несколько автотранспортных предприятий; перевозки смешанного сообщения - в перевозках груза принимают участие несколько видов транспорта.

2. По организационному признаку различают: централизованные - при которых АТП выступает организатором процесса доставки грузов к получателям и осуществляет этот процесс. При этих перевозках сбытовые организации доставляют грузы потребителям подвижными составами общего пользования. Получатель освобождается от функции доставки грузов. Децентрализованные - при которых каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.

3.По размеру партии груза различают: массовые - к ним относятся перевозки большого объема однородных грузов (более 30т.); партионные - до 30 т.; мелкопартионные перевозки - когда объем отправляемого груза не может загрузить целое транспортное средство. На автомобильном транспорте мелкопартионными грузами считается партия весом до 2000 кг.

Партия груза - это его количество, груз предъявляемой перевозке в один адрес по одному транспортному сопроводительному документу.

  4.По территориальному признаку различают: технологические - внутри предприятия, на территории стройки; городские (пригородные) - характеризуются небольшими расстояниями, хорошей дорогой; внутрирайонные (межрайонные) - большое расстояние более сложные дорожные условия; междугородние - где расстояние перевозок может достигать 1000 км и более; международные - перевозки за пределами РК и из-за рубежа.

  5.По времени освоения: постоянные - когда перевозки осуществляются на протяжении всего года; сезонные - перевозки периодически повторяются в определенные времена года; временные - перевозки грузов эпизодического характера.

А также различают по срочности доставки: срочные - реализуются в точно установленные моменты времени; бессрочные - реализуются в установленный период.

Пассажирские автомобильные перевозки классифицируются по виду, назначению и форме их организации.

1. По виду перевозки различают: городские (на территории города, требуют высокой организации в часы  пик); пригородные (на территории района, области, на расстоянии до 50 км. от границы города); внутрирайонные (сельские) в сельской местности, более чем 50 км от черты города; междугородние; межреспубликанские; международные,

По назначению перевозки бывают: экскурсионные, туристические, служебные, школьные, вахтовые и прочие.

По форме организации перевозки делятся на: маршрутные (строго по расписанию); заказные (немаршрутные - по договору и разовому заказу); смешанные перевозки - двумя и более видами транспорта по согласованному расписанию.

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 3

Тема 1 Грузы и их классификация.  Тара, маркировка и упаковка. (2/1/1/1)

План лекции

1. Грузы и их классификация

 2. Виды транспортной тары и ее назначение

 3. Транспортная маркировка

 

 

1 Грузы и их классификация

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспор­тировке и до сдачи получателю являются грузами. На AT перево­зится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для пе­ревозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. На рисунке 2.1 представлена транс­портная классификация грузов и их влияние на тип используемо­го для перевозок ПС.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.

Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.

По степени опасности грузы делятся на следующие группы:

- малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);

- опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);

- пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

- опасные грузы.

Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нор­мативными документами.

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногаба­ритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из парамет­ров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.

Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.

Пo степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

 

Таблица 1- Классы грузов

 

Класс

Коэффициент использования грузоподъемности

Диапазон Среднее значение
1 0,91-1,0 0,96
2 0,71-0,9 0,8
3 0,51-0,7 0,6
4 0,40-0,5 0,45

В зависимости от режима хранения и требуемых условий пере­возки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитар­ные и живность.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и сниже­нию его качества.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих сте­пень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техни­ческими условиями производителя. Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые пере­возчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т. п.

Основные факторы, связанные с сохранностью груза, опреде­ляются механическим воздействием на груз (в основном это вели­чина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей 1'реды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускае­мых при перевозках грузов, приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Значения придельных вертикальных ускорений

 

Категория груза Вертикальные ускорения, м/с2 Примеры
1 9 Стекло, электроника, опасные грузы
2 15 Мебель, электротовары
3 21 Песок, дрова

 

Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влаж­ность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в гру­зовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влаж­ность воздуха и точку росы.

 

2 Виды транспортной тары и ее назначение

 

Отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема кузова автомобиля.

Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и для обеспечения удобства ПРР, транспортирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на AT предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать:

• по сфере обращения: разовая; многооборотная;

• по способности сохранять свою форму: жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из полимерных материалов, картона и т.п.); мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т.п.).

К основным видам жесткой тары относятся: ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона); обрешетки из реек;

барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные); бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные); фляги (молочные и для лакокрасочных материалов); тара стеклянная; контейнеры;

средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (груза), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и ПС.

Для создания пакетов используются средства пакетирования- технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды:

• различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные;

• кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз от повреждения;

• стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.

При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины может использоваться тара-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал.

 

3 Транспортная маркировка

 

Под транспортной маркировкой понимаются текст, условные обозначения и рисунки на упаковке, информирующие о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировке.

Маркировка груза — это нанесение специальных надписей или знаков на груз, упаковку и тару при их перевозках, особенно на большие расстояния. Марки­ровка бывает четырех видов: товарная, грузовая, транс­портная, специальная.

В товарной маркировке указывается наименование груза и предприятие изготовитель, сведения об усло­виях назначения и применения. Она наносится заво­дом изготовителем.

Грузовая — наносится грузоотправителем и вклю­чает в себя надписи с наименованием пунктов отправ­ления и назначения, а также адресов грузоотправите­ля и грузополучателя.

Транспортная маркировка наносится транспортным предприятием, принявшим груз к перевозке. Она содер­жит сведения о количестве мест в перевозимой партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому груз принят к перевозке от предприятия.

Специальная маркировка наносится грузоотправи­телем и содержит указания по правильному обраще­нию с грузом при его перевозке, погрузке, выгрузке, хранении в виде предупредительных надписей или знаков.

Предупредительные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 14192-77, ГОСТ 19433-81 и наносит­ся по специальному трафарету или типографским спо­собом на ярлыки.

При отправке грузов за границу маркировочные надписи выполняются на языке указанном в заказ-наряде. По международному соглашению о перевоз­ках опасных грузов на них наклеиваются (прикрепля­ются) специальные ярлыки.

Согласно ГОСТ 14192 96 «Маркировка грузов» транспортная маркировка должна содержать:

1. Основные, дополнительные и информационные надписи.

2.Манипуляционные знаки (изображения, указывающие на способы обращения с грузом).

ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» устанавливает следующие группы надписей:

  I. Основные:

1.1.Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя.

1.2.Наименование пункта назначения. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения.

1.3.Количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе — порядковый номер места в партии, в знаменателе — количество мест в партии. Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:

- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);

- однородных грузов в разнотипной таре;

- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;

- комплектов оборудования;

- грузом в одном вагоне мелкими отправками.

2. Дополнительные:

2.1.Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя.

2.2.Наименование пункта отправления.

2.3.Надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

3. Информационные:

3.1.Массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.

3.2. Габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает I м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м — в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количеств грузовых мест в партии наносят:

   - в числителе - общее количество пакетов в партии:

    - в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета.

Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.

Порядок расположения транспортной маркировки приведен на рисунке 1:

   1 2 3 4 5 6

 

Рисунок 1 - Расположение транспортной маркировки

В сплошных квадратах указаны — обязательные надписи;

В пунктирных  — допускаемые надписи;

1 - манипуляционные знаки (предупредительные надписи);

2 - допускаемые предупредительные надписи;

3 - количество мест в партии, порядковый номер внутри партии;

4 - наименование грузополучателя и пункта назначения;

5 - наименование пункта перегрузки;

6 - надписи транспортных организаций;

7 - объем грузового места (для экспортных грузов);

8 - габаритные размеры грузового места;

9 - масса брутто;

10 - масса нетто;

11 - страна-изготовитель и (или) поставщик;

12 - наименование пункта отправления;

13 - наименование грузоотправителя

 

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.111 с.)