Тема 1 технология и нормативы проведения прр. Склады и Внутрискладские перевозки. (2/1/0,5/0,5) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 технология и нормативы проведения прр. Склады и Внутрискладские перевозки. (2/1/0,5/0,5)



План лекции

1. Понятие и структура транспортного процесса.

2. Основные принципы организации перевозок

3. Значение грузовых перевозок для экономики

 

Погрузочно-разгрузочные работы и способы их выполнения

Погрузочно-разгрузочные работы при перевоз­ках грузов — это неотъемлемый и необходимый элемент транспортного процесса. На автомобиль­ном транспорте эти работы являются наиболее тя­желыми и трудоемкими; в общих затратах общест­венно полезного труда по доставке грузов затраты на их выполнение составляют значительный удель­ный вес (в среднем 25—30%, а при небольших рас­стояниях перевозки многих видов груза — 50% более).

Процесс погрузки груза на автомобиль или его выгрузки состоит из основных и вспомогательных операций. К основным операциям относятся: подъем, перемещение и опускание груза, укладка его в кузов или штабель, взятие из кузова или штабеля и др. Основные операции являются наиболее тя­желыми и трудоемкими. K вспомогательным операциям относят: застропку и отстропку груза накладывание и снятие захватных устройств, направление и оттяжку грузов, крепление грузов, подго­товку подвижного состава к погрузочно-разгрузочным работам, скрепление пакетов, передачу сиг­налов крановщикам и другие вспомогательные опера­ции, хотя и не являются тяжелыми, относятся к числу трудоемких операций.

По способу выполнения погрузочно-разгрузоч­ных работ различают механизированные, комп­лексно-механизированные, автоматизированные и ручные (немеханизированные) работы

При немеханизированном (ручном) способе вы­полнения погрузочно-разгрузочных работ стои­мость погрузки или выгрузки груза нередко пре­вышает стоимость его перевозки, а простои авто­мобилей под погрузкой и разгрузкой являются весьма значительными. Полная ликвидация руч­ного способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ — важнейшая задача грузовладельцев и ав­тотранспортников.

К механизированным погрузочно-разгрузочным работам относят такие работы, при которых все ос­новные операции с грузом выполняются машинами и устройствами (установками), а вспомогательные операции — вручную рабочими.

При комплексно-механизированных погрузочно-разгрузочных работах основные и вспомогательные операции выполняются машинами и установками без применения ручного труда. Труд человека сво­дится лишь к управлению машинами.

Автоматизированный способ выполнения погру­зочно-разгрузочных работ является высшей формой механизации. При этом способе погрузочно-разгрузочные работы выполняет машина или система ма­шин по заданной программе без применения труда человека даже по управлению машинами.

 

 

 Основные формы организации погрузочно-разгрузочных работ

На автомобильном транспорте известны раз­личные формы организации погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее распространенной из них является выполнение работ средствами грузоотправи­телей игрузополучателей при постоянном закреп­лении грузоподъемных машин и рабочих (механизаторов, грузчиков, стропальщиков) за погрузочно-разгрузочными постами или пунктами. При этой форме достигается необходимая специализация рабочих и машин по условиям производства погрузочно-разгрузочных работ, виду груза, типам при­меняемого подвижного состава, что в конечном итоге  способствует повышению производительности труда при погрузке и выгрузке грузов.

Постоянное закрепление рабочих и грузоподъемных машин за погрузочно-разгрузочным пунктом целесообразно при значительном и устойчивом объеме работ, обеспечивающем их высокую выработку. Если грузооборот пункта является небольшим (например, пять — семь тонно-операций), то погрузочно-разгрузочные работы нередко выполняют средствами автотранспортных предприятий: автомобилями самопогрузчиками, водителями автомобилей, совмещающими свои основные функции с работой грузчиков, самоходными грузоподъемными машинами, крановым автопоездом (автомобильный кран с буксируемым автоприцепом) и т. п. Такая форма организации погрузочно-разгрузочных работ является эффективной при перевозках грузов в системе торговли, коммунального хозяйства, отдельных крупногабаритных и тяжеловесных грузов, баллонов с кислородом и др. В связи с тем, что автомобильный транспорт выполняет указанные перевозки грузов в большом объеме, возникает необходимость в централизованном управлении работой грузоподъемных машин, сконцентрированных в специализированных предприятиях по механизации. Выбор системы организации пoгрузочно-разгрузочных работ производят только после тщательного анализа условий работы и выполнения соответствующих технико-экономических расчетов. 

Время простоя автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки

 

 Время простоя автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки является важным показателем работы автомобильного транспорта, поскольку оно занимает большой удельный вес в общем времени работы автомобилей (25—30%, а по отдельным видам грузов до 50%). Величина этого показателя работы автомобильного транспорта зависит от организации перевозок грузов и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ; при механизированном способе время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой в среднем в 2—3 раза меньше, чем   при немеханизированном.

В автотранспортных предприятиях время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой определяется из товарно-транспортных накладных, прилагаемых к путевому листу, в которых грузоотправители и грузополучатели отмечают время прибытия на данный объект и убытия с объекта автомобиля по каждой ездке. Для более точного определения этого показателя используют автоматическую запись на тахограмме режима работы автомобиля (время движения, скорость, время простоя при помощи тахографов, устанавливаемых, на автомобилях. Расшифровка данных на тахограмме с выдачей печатного текста может осуществляться специальными автоматическими счетными машинами.

   Время простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой — это время между прибытием и убытием автомобиля у грузоотправителя и грузополучателя. Оно включает время ожидания погрузки-разгрузки, время маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-разгрузки, время выполнения ПРР и время оформления документов

  Время ожидания погрузки-разгрузки-  при не­удовлетворительной организации перевозок грузов составляет значительную часть от общего времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой. Оно может быть исключено или сокращено до минимальных значений за счет четкой и ритмичной работы грузоотправителей и грузополучателей, внедрения часовых графиков работы автомобилей, использования бригадного подряда и др.

Время маневрирования автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки зависит от размеров площад­ки для маневрирования, типа подвижного состава (автомобиль большой или малой грузоподъемно­сти, автопоезд в составе автомобиля с одним или несколькими прицепами и т. п.), благоустройства подъездных путей и принятой схемы расстановки подвижного состава и грузоподъемных машин.. Это время практически полностью исключается при прямоточном поступлении автомобилей на пост погрузки или разгрузки.

Время выполнения погрузочно-разгрузочных работ определяется способом их производства, грузоподъемностью автомобилей и видом груза. При выполнении этих работ вручную время простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой зависит не только от грузоподъемности автомобиля, но и от количества и квалификации грузчиков и вида груз,

а при механизированном способе— от типа машины, ее производ ительности и условий работы(вид груза, расстояние перемещения груза и т. д.)

 

Погрузочно-разгрузочные работы с грузом (захват груза, его подъем, перемещение и т. п.) относят к основным операциям. Открытие или закрытие бортов или дверей кузова автомобиля, взвешивание или пересчет грузов, укрепление брезента, увязка и крепление грузов, навешивание пломб и ряд других относят к дополнительным операциям.

Время оформления документов (товарно-транспортной накладной, путевого листа и др.) при неправильной организации работы нередко превышает время, затрачиваемое на выполнение основных операций. При совмещении времени на oоформление документов со временем на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (или при оформлении документов до прибытия автомобилей в пункт погрузки) время на оформление документов в общем времени простоя автомобилей в пунктах погрузки разгрузки не учитывается.

Простои автомобилей под погрузкой-разгрузкой являются необходимым элементом транспортного процесса. Вполне очевидно, что указанные простои не должны превышать установленные для них нор мы времени простоя автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки. Эти нормы получают в результат нормирования затрат труда и времени на выполнение всех необходимых операций, связанных с погрузкой и разгрузкой различных грузов. Они зависят от грузоподъемности автомобилей, видов груза и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

 

Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств

Для погрузки и выгрузки грузов из автомоби­лей применяют различные по своим техническим и эксплуатационным характеристикам погрузочно-разгрузочные машины и устройства.

Погрузочно-разгрузочные машины по техниче­ским признакам можно разделить на две основные группы: машины с рабочим органом периодическо­го (прерывного или цикличного) действия и маши­ны с рабочим органом непрерывного действия.

Машины с рабочим органом периодического действия выполняют комплекс операций, связанных с погрузкой или разгрузкой грузов, по циклу. При этом рабочий орган действует периодически, т. е. перемещается с грузом от места его загрузки до места разгрузки и затем снова возвращается для захвата груза. К этой группе относятся: автомо­бильные краны, автопогрузчики, электропогрузчи­ки, одноковшовые погрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты, автомобилеразгрузчики и др.

К машинам с рабочим органом непрерывного действий относятся ленточные, пластинчатые и скребковые конвейеры, многоковшовые погрузчики и др. Характерная их особенность — перемещение грузов непрерывным потоком по установленному направлению.

    

Погрузочно-разгрузочные машины по эксплу­атационным признакам классифицируют в зависи­мости от группы или категорий перегружаемого груза, направлений перемещения груза и наличия ходового оборудования.

 В зависимости от группы или категории пере­гружаемых грузов все машины разделяют на сле­дующие виды: для штучных грузов (автокраны, ав­топогрузчики, тельферы) и др.; для навалочных грузов (экскаваторы, одноковшовые и многоков­шовые погрузчики, снегопогрузчики); для порошко­образных грузов (пневмоперегружатели и др.);для зерновых грузов (зернопогрузчики). Некоторые машины являются универсальными и применяются для различных видов груза: штучных или навалоч­ных (автопогрузчики, автокраны и др.). Их эксплу­атируют по назначению, применяя сменные грузо­захватные приспособления (вилы, стрелу, ковш, грейфер).

По направлению перемещения груза машины и устройства разделяют на четыре группы: для го­ризонтального перемещения груза (механические лопаты); для вертикального перемещения груза (бункеры, нории); для наклонного перемещения груза (зернопогрузчики, транспортеры, многоков­шовые погрузчики); для вертикального и горизон­тального (комбинированного) перемещения груза (краны, автопогрузчики, электропогрузчики и др.).

Все машины и устройства в зависимости от на­личия ходового оборудования могут быть класси­фицированы на две группы: стационарные и пере­ движные. К стационарным относят машины, не имеющие устройств для передвижения на объектах работ (стационарные автомобилеразгрузчики, бун­керы и др. Их устанавливают на объекте посто­янно и используют при устойчивом объеме работ.

Передвижные машины в отличие от стационарных имеют устройство для передвижения или ходовое оборудование и могут перемещаться за счет собст­венного источника силовой энергии (двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя). Некото­рые из них отличаются высокой мобильностью (автокраны, автопогрузчики и др.), в связи с чем они могут применяться для обслуживания различ­ных объектов даже в пределах смены. Такие пере­движные машины, как козловые и портальные кра­ны, можно отнести к категории машин с ограни­ченной зоной перемещения, определяемой, напри­мер, длиной подкрановых рельсовых путей. Ста­ционарные и передвижные погрузочно-разгрузочные машины могут быть разделены на универсаль­ ные — для различных групп грузов (краны, авто­погрузчики, электропогрузчики и др.) и специаль­ ные, предназначенные только для определенной категории груза (например, свеклопогрузчики, зер­нопогрузчики и др.).

 

Склады

Назначение и классификация складов.Склады предназначены для хранения грузов и выполнения отдельных операций с ними (прием и выдачу грузов, погрузку и выгрузку, сортировку и группировку отправок грузов) Важнейшей функцией складов является создание запасов сырья, полуфабрикатов или готовой продукции для обеспечения равномерного и бесперебойного производства, перемещения и потребления промышленных и продовольственных продуктов. Они размещаются в пунктах заготовки или производства продукта, в местах перевалки грузов с одного вида транспорта на другой (на грузовых железнодорожных станциях, речных и морских портах, аэропортах), а также в местах сосредоточения грузопотоков. Современные склады представляют собой комплекс npoизводственных зданий и инженерных сооружений подъемно-транспортных машин и оборудования, средств вычислительной техники и автоматики для управления и контроля их работы. Они должны иметь подъездные пути с твердым и ровным покрытием, обеспечивающие бесперебойную подачу и выезд автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности, средства оперативной связи, служебные и бытовые помещения, средства наружного освещения и др.

По назначению и в зависимости от рода груза склады разделяются на универсальные (для хранения различных грузов) и специализированные (для хранения грузов определенных свойств). К специализированным складам можно отнести например, холодильники для скоропортящихся грузов.

 Для грузов, не боящихся атмосферных осадков и температурных колебаний (щебень, гравий, дрова и др.), применяют открытые площадки или платформы; используют полуоткрытые склады или навесы без стен для хранения грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, но не боящихся температурных колебаний.

Более сложными сооружениями являются за крытые, бункерные и силосные склады, в том числе элеваторы для насыпных грузов, резервуары для наливных грузов и холодильники. Особую категорию составляют автоматизированные склады, (на которых все подъемно-транспортные операции выполняются машинами и устройствами без уча­стия операторов этих машин.

Различают склады краткосрочного и склады долгосрочного хранения. По принадлежности скла­ды бывают общего пользования (предназначенные,ля приема и выдачи грузов всех отправителей и получателей) и ведомственные (предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей и

42

грузополучателей). В системе автомобильного транспорта общего пользования могут быть склады, предназначенные для приемки, концентрации, хранения и выдачи различных грузов (преимущественно мелких от­правок). Такие склады имеют, например, грузовые автомобильные станции, которые организуют вы­полнение междугородных перевозок грузов различныхпредприятий. На грузовых железнодорожных станциях при выполнении комплексного транспортно - экспедиционногообслуживания предприятий и организаций владельцев груза вместо мелких часто немеханизированных ведомственных складов - автотранспортные предприятия могут иметь крупные высокомеханизированные склады общего пользования.

На склады грузы принимают по договорам или отдельным заявкам клиентов. Грузы принимаю по наружному осмотру, обмеру, счету мест и весу. За хранение грузов на складе, производство погрузочно-разгрузочных операций, сортировку и укрупнениепартий груза с заказчика взимается плата по существующим тарифам.

  Использование складов.Склады сооружают по типовым проектам, но применяют также и индивидуальное проектирование складов. Все склады должны соответствовать определенным технико-эксплуатационным требованиям, в том числе:

иметь размеры, достаточные для хранения и внутрискладской переработки заданного количества грузов с учетом сезонности и перспективы роста объема перевозок;

обеспечивать комплексную механизацию, а в ряде случаев и автоматизацию погрузочно-разгрузочных и внутрискладских операций с грузами при минимальных затратах труда и средств;

иметь подъездные пути, необходимый грузовой фронт и соответствующие погрузочно-разгрузочные машины;

обеспечивать быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных и складских операций в любое время суток и года;

отвечать требованиям сохранности грузов, пожарной охраны и техники безопасности.

Универсальные склады должны быть оборудованы рампами, т.е., площадками с твердымпокрытием, устроенными на уровне пола кузова или так называемой погрузочной высоты транспортных средств (примерно 1200—1400 мм). Рампы на складах позволяют выполнять погрузку и вы­грузку грузов с заездом соответствующих грузоподъемных машин в кузова автомо­билей и в вагоны. Для этого они могут иметь регулируемые по высо­те площадки.

Работа складов характеризуется рядом определенных показа­телей.

Коэффициент использования площади склада определяется отношением площади склада, за­пятой грузом Fu, ко всей площади склада Fc. Уста­навливается для штучных грузов и зависит от ши­рины проходов и проездов, наличия весовых уст­ройств, расположения дверей, принятого способа, механизации внутрискладских операций и колеблется в пределах от 0,5 до 0,8.

Коэффициент использования вместимости склада Фс характеризуется отношением хранящегося груза на складе Еф к вместимости склада Е с.

Вместимость склада E с. — это расчетное количе­ство груза в тоннах, которое единовременно мож­но хранить на складе. На вместимость складов влияет не только вид груза и площадь склада, но и расчетная нагрузка на пол склада в. В одноэтажных складах предусматривается нагрузка на пол до 0,5 т/м2; в многоэтажных складах с повышением этажности нагрузка, как правило, уменьшается и на втором этаже не превышает 2 т/м2, а на третьем 1,2 т/м2.

Среднесуточная пропускная способность склада (в тоннах) может быть определена по формуле

Пс - Fc е / 1,2 Т

где 1,2 — коэффициент неравномерности прибытия и отправлениягрузов;

  Т — срок хранения груза, сут.

 

Коэффициент оборота склада К рассчитывается делением полусуммы поступления грузов Qri и отправления Qo за рассматриваемый промежуток                

времени к вместимости склада.                  

Эффективное использование вместимости склада зависит от вида груза, способа его размещенияи укладки внутри склада, способа выполнения внутрискладских грузоподъемных операций Грузы необходимо располагать по технологическойсхеме, предусматривающей укладку их в максимальном количестве при обеспечении соответствующих условий для работы людей и применения машин с учетом соблюдения правил техники безопасности.

Штучные грузы в пакетированном виде при помощи погрузчиков или штабелеров укладывают в штабеля высотой до 4 м и более, а при ручной укладке (без предварительного пакетирования) до 2 м. Укладка в штабель может быть прямой и перекрестной. Последняя обеспечивает лучшую устой- чивость штабеля.Штабеля размещают по прямоугольнойсхеме и по ступенчатой с выступами. При выполнении складских операции вручную грузы в мешках укладывают в штабель вперевязь, катны е грузы — на торце не более двух рядов и внакат до 5 рядов (при наличии прокладов). Громоздкие и тяжелые грузы укладывают ближе к месту погрузки и разгрузки. Не допускается совместное хранение в одном  помещении склада грузов, издающих запах или выделяющих пыль, с грузами, воспринимающими запах и поглощающими пыль. Особое внимание уделяется хранению опасных грузов (химикатов, взрывоопасных и ядовитых веществ и др.). Для этих грузов существуют специальные правила хра­нения и транспортировки, которые должны быть хорошо известны работникам транспорта и складов.

Взвешивание грузов. Количество перевезенного автомобилями груза учитывают взвешиванием, а также пересчетом. Взвешивание грузов применяют для незатаренных сельскохозяйственных продуктов, цемента и других подобных грузов, а также для многих видов тарно-штучных грузов, учет которых в отдельных случаях весьма затруднен.

Для взвешивания грузов применяют товарные и автомобильные, а в отдельных случаях и вагон­ные весы. Товарные весы общего назначения ис­пользуют для взвешивания отдельных партий тар­ных и штучных грузов. Автомобильные и вагонные весы предназначаются для взвешивания главным образом незатаренного груза вместе с подвижным составом.

Автомобильные весы широко применяются на элеваторах, сахарных заводах, овощехранилищах. Для определения массы груза автомобиль на этих весах взвешивается 2 раза: при отправлении — сначала автомобиль без груза, а потом с грузом; при получении — сначала загруженный автомобиль, а потом без груза. Разность результатов двух взве­шиваний в том и другом случае указывает массу  груза.

На предприятиях, где используются автопоезда, следует устанавливать автомобильные весы, обеспечивающие взвешивание автопоезда без рас цепки. Предусмотрен выпуск   следующих автомобильных весов А-10, А-25М А-25Б, А-50 и А-100 грузоподъемностью 10, 25, 25; 50 и 100 т соответственно, а также тензометрических автомобильных весов ВАТ-30 грузоподъемностью 30 т.

Автомобильные весы (в том числе и тензометрические) снабжаются печатным механизмом, автоматически фиксирующим установленную массу подвижного состава с грузом и без груза.

Товарные весы выпускают трех категорий: гиревые грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3 т; шкальные грузоподъемностью 50; 100; 150; 200; 300; 500, 1000; 2000; 3000 кг; циферблатные грузоподъемностью 5; 100; 150; 200; 300; 500; 600; 1000; 2000, 3000 кг.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Автомобильные перевозки. Изд. «Транспорт», 1973. –320с.

3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов/ -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-448с.

4. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб.пособие для ВШ.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.-352с. («Gaudeamus»).

5. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник/ -М.: Издательский центр «Академия», 2003.-400с.

6.Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. – Единая транспортная ситема и автомобильные перевозки: Учебник – М.: Транспорт, 1984  

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учебник под ред. Александрова Л.А.- М.: Высшая школа, 1987

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие- Киев: Вища школа, 1991

 

Лекция 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.051 с.)