Назовите принципы работы исследователя с фактами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите принципы работы исследователя с фактами.




Тема 14. ОЦЕНКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Результат исследования - это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие предприятия или фирмы. Но качество исследования характеризует не только результат, но и его процессуальные характеристики: использование ресурсов, социально-психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработки информации, связь с текущей деятельностью персонала, тип организации.

Сопоставление и соразмерность общей величины использованных в процессе исследования ресурсов и полученного результата характеризует эффективность исследования. Существуют разные методы оценки ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.

Оценка -это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести исследователь, тем больше вероятность успешного решения.

Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые широко используются на основе применения компьютерной техники. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание первого и второго.

Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования.

Для оценки необходимо:

• выделение объекта и предмета оценки;

• установление критериев оценки и шкалы измерения;

• построение процедуры и системы оценки;

• выбор средств и методов оценки;

• использование результатов оценки.

Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка реальной действительности, понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций.

1. Принцип научности. В основе оценки всегда находятся методики ее проведения или осуществления: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, но можно строить оценку и на использования научных методов, математического моделирования, там, где это возможно.

 2 ринцип целевого назначения. Оценка может быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, но может иметь и конкретную цель. Целью оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.

3. Принцип разнообразия, полноты и системности. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность.

4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать приблизительно, предварительно, но не бывает оценки без критерия. Критерий оценки - это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка.

5. Принцип количественной определенности оценки. Оценка может проводиться в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками: сравнивать, синтезировать, улавливать изменения.

 6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией остановившегося мгновения, констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.

7. Принцип независимости оценки заключается в том, что оценка должна быть отделена от личностных отношений, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей. Это достигается как посредством методики оценки, так и соответствующей организацией ее проведения.

Выбор оценки определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями оценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что все они в конечном итоге связаны с деятельностью человека и его человеческими качествами. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые даже вообще выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки необходимо строить на статистическом анализе, либо использовать социометрические методы, тесты и экспертные оценки.

1. По масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Так проявляются и проблемы управления. Одни из них имеют общий характер, другие - ограничены какой-либо областью деятельности.

2. Оценки могут быть простыми и сложными, в зависимости от того, предполагают ли они множество расчетов или построены на измерении первичной информации.

3. В оценках большую роль играет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию можно выделить оценки эпизодические и периодические. Первые вызываются необходимостью конкретной ситуации, возникновением и обострением новых проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторингом качества.

4. Можно дифференцировать оценки по критерию точности измерения параметров. Существуют оценки точные и приблизительные (грубые, предварительные, ориентировочные, порядковые). Вторая группа способствует экономии ресурсов при поиске ведущих проблем.

5. По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности — опыт, образование, квалификация, мотивы и пр.

6. Методика проведения оценки имеет ключевое значение в ее корректности. В исследовании управления часто используются два вида оценки — тестовая и экспертная. Не исключаются и их различные комбинации. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы.

7. При получении информации по методике ее обработки можно выделить также статистическую и нестатистическую оценку.

Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр. Каждое явление имеет определенные свойства, которое выражается в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показатели, дающие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отличии от других характеристик, важности для оценки данного явления.

Показатель это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.)

Показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. От этого повышается эффективность ее использования, скорости обработки. Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления.

Показатели всегда связаны с интересами человека, они существуют в поле его интересов, так как  отражают его деятельность. Показатель может выступать в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.

Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются.

1. Требования валидности заключается в соответствии показателя конкретным целям его использования. Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить и измерить

2. Требование размерности особенно важно для количественных показателей. Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических.

3. Требование измеряемости, то есть возможности количественной оценки. Показатели могут иметь словесную форму (увеличение, больше, меньше, допустимо, позитивная тенденция, приемлемо и т. д.), но могут иметь и количественное измерение, которое определяется не только потребностями точности, но и возможностями измерять. Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество организаций, подразделений, персонала и пр.

4. Требование фактологической основы каждого показателя, чтобы он опирался на факты и возможность их использования при конструировании или расчете показателя. Не всегда и не всякая информация отражает реальные факты действительности. Очень часто она несет в себе элемент субъективности, идеализации, желание видеть только то, что хотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях.

5. Требование допустимой простоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем проще он по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре информации.

6. Требование функциональной определенности, заключается в принадлежности показателя к функции управления, и в определенности роли показателя в процессе управления.

7. Требование системности – множество различных показателей должны быть увязаны друг с другом, представлять собой целостность по критериям объекта управления и цели его функционирования.

8. Требование ориентирования на практическое использование показателя для оценки реальной потребности исследования управления, и быть направленным на предполагаемую эффективность.

Показатели, используемые в исследовании системы управления, различны. Их совокупность, а также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор необходимых показателей или при отсутствии подходящих, их конструирование.

В исследовании управления в качестве объекта исследования выступает система управления, т. е. совокупность взаимосвязанных действий субъекта управления, позволяющих согласовывать по общей цели деятельность людей. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы.

Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления.

Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, показатели, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развития системы управления.

Существует другая группа показателей, отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики, показатели функционирования и развития.

Первые включают те процессы, которые позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.).

Вторые отражают появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового качества.

Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования.

В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные. Простым показателем является, например, количество работников в отделе, сложным (их иногда называют синтетическими, расчетными) является показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета, и такие показатели являются основой современного управления.

 Показатели имеют определенный организационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, которые и определяют организационный статус показателя.

  Регламентные обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.); нормативные регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.); инструктивно-информационные дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.

По универсальности можно разделить показатели на универсальные и узкоспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые — полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления.

Существуют также показатели обобщающего типа (интегральные) и показатели конкретные, которые характеризуют классификационные различия или дифференциацию признаков, функций, методов и т. д.

В исследовании управления большую роль играет сочетание экономических и натуральных показателей.

Комплекс, разнообразие, сочетание и методологическая основа показателей — все это важные факторы успеха в исследовании управления. Показатели отражают уровень развития исследовательской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система показателей формируется сознательно и включает не только существующие, но специально разработанные и сконструированные показатели. Управление обогащается новыми показателями и это позволяет глубже осваивать и понимать тенденции его развития.

Вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.018 с.)