Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назовите принципы работы исследователя с фактами.
Тема 14. ОЦЕНКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Результат исследования - это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие предприятия или фирмы. Но качество исследования характеризует не только результат, но и его процессуальные характеристики: использование ресурсов, социально-психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработки информации, связь с текущей деятельностью персонала, тип организации. Сопоставление и соразмерность общей величины использованных в процессе исследования ресурсов и полученного результата характеризует эффективность исследования. Существуют разные методы оценки ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр. Оценка -это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести исследователь, тем больше вероятность успешного решения. Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые широко используются на основе применения компьютерной техники. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание первого и второго. Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования. Для оценки необходимо: • выделение объекта и предмета оценки; • установление критериев оценки и шкалы измерения; • построение процедуры и системы оценки; • выбор средств и методов оценки; • использование результатов оценки. Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка реальной действительности, понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций. 1. Принцип научности. В основе оценки всегда находятся методики ее проведения или осуществления: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, но можно строить оценку и на использования научных методов, математического моделирования, там, где это возможно.
2 .П ринцип целевого назначения. Оценка может быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, но может иметь и конкретную цель. Целью оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций. 3. Принцип разнообразия, полноты и системности. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность. 4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать приблизительно, предварительно, но не бывает оценки без критерия. Критерий оценки - это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. 5. Принцип количественной определенности оценки. Оценка может проводиться в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками: сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. 6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией остановившегося мгновения, констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого. 7. Принцип независимости оценки заключается в том, что оценка должна быть отделена от личностных отношений, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей. Это достигается как посредством методики оценки, так и соответствующей организацией ее проведения. Выбор оценки определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями оценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что все они в конечном итоге связаны с деятельностью человека и его человеческими качествами. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые даже вообще выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки необходимо строить на статистическом анализе, либо использовать социометрические методы, тесты и экспертные оценки.
1. По масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Так проявляются и проблемы управления. Одни из них имеют общий характер, другие - ограничены какой-либо областью деятельности. 2. Оценки могут быть простыми и сложными, в зависимости от того, предполагают ли они множество расчетов или построены на измерении первичной информации. 3. В оценках большую роль играет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию можно выделить оценки эпизодические и периодические. Первые вызываются необходимостью конкретной ситуации, возникновением и обострением новых проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторингом качества. 4. Можно дифференцировать оценки по критерию точности измерения параметров. Существуют оценки точные и приблизительные (грубые, предварительные, ориентировочные, порядковые). Вторая группа способствует экономии ресурсов при поиске ведущих проблем. 5. По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности — опыт, образование, квалификация, мотивы и пр. 6. Методика проведения оценки имеет ключевое значение в ее корректности. В исследовании управления часто используются два вида оценки — тестовая и экспертная. Не исключаются и их различные комбинации. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы. 7. При получении информации по методике ее обработки можно выделить также статистическую и нестатистическую оценку. Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр. Каждое явление имеет определенные свойства, которое выражается в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показатели, дающие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отличии от других характеристик, важности для оценки данного явления. Показатель — это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.) Показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. От этого повышается эффективность ее использования, скорости обработки. Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления. Показатели всегда связаны с интересами человека, они существуют в поле его интересов, так как отражают его деятельность. Показатель может выступать в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.
Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются. 1. Требования валидности заключается в соответствии показателя конкретным целям его использования. Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить и измерить 2. Требование размерности особенно важно для количественных показателей. Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических. 3. Требование измеряемости, то есть возможности количественной оценки. Показатели могут иметь словесную форму (увеличение, больше, меньше, допустимо, позитивная тенденция, приемлемо и т. д.), но могут иметь и количественное измерение, которое определяется не только потребностями точности, но и возможностями измерять. Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество организаций, подразделений, персонала и пр. 4. Требование фактологической основы каждого показателя, чтобы он опирался на факты и возможность их использования при конструировании или расчете показателя. Не всегда и не всякая информация отражает реальные факты действительности. Очень часто она несет в себе элемент субъективности, идеализации, желание видеть только то, что хотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях. 5. Требование допустимой простоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем проще он по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре информации. 6. Требование функциональной определенности, заключается в принадлежности показателя к функции управления, и в определенности роли показателя в процессе управления. 7. Требование системности – множество различных показателей должны быть увязаны друг с другом, представлять собой целостность по критериям объекта управления и цели его функционирования. 8. Требование ориентирования на практическое использование показателя для оценки реальной потребности исследования управления, и быть направленным на предполагаемую эффективность. Показатели, используемые в исследовании системы управления, различны. Их совокупность, а также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор необходимых показателей или при отсутствии подходящих, их конструирование.
В исследовании управления в качестве объекта исследования выступает система управления, т. е. совокупность взаимосвязанных действий субъекта управления, позволяющих согласовывать по общей цели деятельность людей. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы. Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления. Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, показатели, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развития системы управления. Существует другая группа показателей, отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики, показатели функционирования и развития. Первые включают те процессы, которые позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.). Вторые отражают появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового качества. Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования. В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные. Простым показателем является, например, количество работников в отделе, сложным (их иногда называют синтетическими, расчетными) является показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета, и такие показатели являются основой современного управления. Показатели имеют определенный организационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, которые и определяют организационный статус показателя. Регламентные — обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.); нормативные — регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.); инструктивно-информационные — дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.
По универсальности можно разделить показатели на универсальные и узкоспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые — полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления. Существуют также показатели обобщающего типа (интегральные) и показатели конкретные, которые характеризуют классификационные различия или дифференциацию признаков, функций, методов и т. д. В исследовании управления большую роль играет сочетание экономических и натуральных показателей. Комплекс, разнообразие, сочетание и методологическая основа показателей — все это важные факторы успеха в исследовании управления. Показатели отражают уровень развития исследовательской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система показателей формируется сознательно и включает не только существующие, но специально разработанные и сконструированные показатели. Управление обогащается новыми показателями и это позволяет глубже осваивать и понимать тенденции его развития. Вопросы:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.018 с.) |