Чем определяется выбор различных стратегий интуитивного поиска? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем определяется выбор различных стратегий интуитивного поиска?



6. Для каких проблем метод "мозгового штурма" оказывается наиболее эффективным?

7. Какие существуют технологические схемы использования метода "мозгового штурма".

8. Каким образом регулируется взаимодействие исследователей в группах "мозгового штурма"?

 


Тема 10. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ

Синектика греческое слово. Оно означает соединение различных, даже несовместимых элементов. Идея синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательное исследование проблем в процессе  интеллектуальной деятельности.

Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов.

В отборе группы главным критерием является способность человека "включить" эмоции в процессы интеллектуальной совместной деятельности. В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится исследуемая проблема. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он выполняет либо роль "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, либо роль "возмутителя", внося возмущение в идеи, образы и т. д.

В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия.

В синектической группе, как правило, нет явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать мыслительную деятельность.

Главное в синектике - добиться превращения некоторых бессознательных механизмов в сознательно используемые. Этому можно научиться и научить. В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален. Этот метод наибольший эффект может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивируется и включается в групповое воображение.

Для эффективного использования синектики необходимо иметь разносторонние знания, широкие творческие интересы. Специалист узкопрофильной подготовки, как правило, ограничен в возможностях успешного использования метода, потому что он не может выйти за границы своей специализации, посмотреть на проблему с позиции другой области знании, квалифицированно перенести свойства одного явления на другое.

В использовании этого метода большую роль играет оператор, определяющий общий психологический настрой, обладающий художественным воображением, возникающим из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру""Экономика — это среда обитания человека", "Информация — это поле коммуникаций людей" и т.д.

Синектическая группа это коллектив людей, которые по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем.

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской работой. Но это возможно при условии соблюдения определенных правил и принципов деятельности синектических групп. Отбор производиться по потенциалу знаний, образования и опыта это первый этап; второй —  по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, система ценностей); третий — отбор по потенциалу коммуникативности.

Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Группа должна содержать специалистов из разных отраслей знаний, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

Сформировать группу еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо ввести в работу и обучить некоторым приемам совместной деятельности и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизма в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе.

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.004 с.)