Возможности и проблемы количественной оценки эффективности исследования систем управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности и проблемы количественной оценки эффективности исследования систем управления.




Тема 13.  ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовательской деятельности факт играет особую роль. Он показывает проблему, помогает раскрыть ее содержание, найти методы исследования. Факты в процессе управления являются основанием для оценок, распознавания ситуаций и проблем, аргументами для доказательства или опровержения. От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений и эффективность управления в целом.

Факт (совершившееся, существующее) - это действительное событие или явление, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать. Факт это единица логики, первоначальная ступень мышления человека, который можно рассматривать как образ, максимально соответствующий реальному событию, как объективное восприятие действительности. Факты являются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, они являются эмпирической основой исследования, его предпосылкой и качества.

Роль фактов в исследовании управления заключается в том, что они позволяют распознавать проблему, являются посылкой, определяющей саму необходимость исследования. Факты служат материалом проведения, позволяют определить направление исследования, выступают средством доказательства и обоснования, основой для обобщения. Без фактов, отражающих существование, свойства и изменение явлений, не может быть проведено исследование.

 Факт - это особый вид информации. Факт, так же как и информация, отражает действительность в сознании человека, представляет собой совокупность сведений или данных о тех или иных явлениях действительности. Однако, информация может быть в виде фактов, но она может предстать и в виде идей, оторванных от действительности, искусственных гипотез, надуманных концепций, субъективных позиций, устаревшей идеологии. Поэтому и нформация это сведения не только фактического характера. Успех исследования определяет не всякая информация, а только такая, которая не вызывает сомнений с точки зрения ее реальности.

Всю совокупность фактов по критериям отражения статики или динамики явления можно разделить на факты наличия, существования, изменения. Факты наличия отражают статическую сторону явления. Они характеризуют реальность того или иного явления. Факты существования отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы функционирования явления. Факты существования отражают динамику постоянства, равновесия, поддержания или сохранения сущности явления. Факты изменений отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это факты возникновения новых свойств, ведущих к появлению нового качества.

Можно также выделить факты связи и факты взаимодействия. Первые характеризуют наличие устойчивых связей явлений или их свойств, вторые импульсивное или ситуационное возникновение связей, их квантовый характер.

В исследовании нередко важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание. Не все факты имеют количественную форму, хотя количественной формой легче оперировать. Могут быть также факты, отражающие различные сферы деятельности социальную, экономическую, организационную, психологическую и др.

Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.

Большое значение в проведении исследования имеет выделение фактов научных. Научные факты — это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.

В исследовании, как правило, используется множество фактов и очень важно определить их состав, провести селекцию, отбор фактов. Это невозможно сделать без понимания их характеристик, которые, в свою очередь, определяются классификационной принадлежностью. В исследовании факты являются средством определения проблемы, оценки ситуаций, основой анализа и доказательства. При помощи фактов утверждаются результаты исследования. Факты определяют также предпосылки исследования.

Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие фактологии исследования.

Ф актология это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, состоянием науки, опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, получение фактов, а также их интерпретация и оперирование фактами.

. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами.

Принцип проверки на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.

Отношение к сущности. Каждый из фактов может в различной мере отражать сущность явления. Факты должны быть существенными. Это надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.

Принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настолько полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.

Принцип научной ценности фактов, можно его также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.

Принцип соответствия предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.

Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.

Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.

Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация. Необходимо оценивать достаточность фактов, ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследования.

 Принцип научной интерпретации факта. Объяснение и толкование факта предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.

Таким образом, можно констатировать, что вся окружающая нас действительность предстает перед нами в виде явлений, которые включают события, ситуации, проблемы. О каждом явлении мы получаем информацию. Часть информации мы получаем в виде фактов достоверность и реальность которых не вызывает сомнения, их можно проверить и подтвердить. Реальная картина окружающей действительности определяется не разрозненными фактами, а системой фактов, исключающей возможности осознанного или неосознанного манипулирования ими.

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.008 с.)