Расчет производственных затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет производственных затрат



КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Все издержки подразделяются на два основных вида:

1. Переменные, или прямые (Direct Costs). Переменные издержки, в отличие от общих, причисляются к носителю издержек (продукту). Другими словами, к прямым издержкам относятся те издержки, величина которых прямо пропорционально связана с количеством произведенной продукции.

2. Общие издержки, или постоянные (Expenses), причисляются не к конкретному продукту или услуге, а учитываются по месту возникновения (цеховые, заводские и т.п.). Как правило, эти издержки не связаны с объемом производства и относительно стабильны от периода к периоду. Например, независимо от того, произвели Вы 10 или 100 единиц продукции в месяц, Ваши затраты на освещение и отопление цеха не изменятся.

Общие издержки принято подразделять на два вида: операционные (Operating Expenses) и торгово-административные (Trading and Administrative Expenses). К оперативным издержкам относят общие издержки, связанные непосредственно с процессом производства продукции (услуг), например, повременную заработную плату рабочих, стоимость ремонта оборудования, топлива и энергии. К торгово-административным относят затраты на продвижение товара (услуги) на рынок и сбыт, а также затраты на содержание и обеспечение работы офиса, включая заработную плату административного и управляющего персонала, а при анализе производственной деятельности предприятия (расчет точки безубыточности) прямые издержки называют переменными, а общие – постоянными или фиксированными.

Существует также другая классификация издержек по видам используемых производственных факторов:

1) материальные издержки;

2) издержки на персонал;

3) калькуляционные издержки;

4) издержки на оплату услуг, предоставляемых сторонними организациями.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Вид материалов Использование Примеры
основные материалы материалы, входящие в готовый продукт как основная его часть дерево (мебель), ткань(одежда), станок (сталь, чугун)
вспомогательные материалы материалы, входящие в готовый продукт как вспомогательные, части лак, шурупы, гвозди, клей
производственные (технологические) материалы материалы, непосредственно не входящие в тот или иной продукт, но необходимые для его производства энергоносители, газ, смазочные материалы, вода, эл энергия, сжатый воздух и т п
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия закупленные на стороне готовые части, которые, входят в состав конечного продукта без какой либо серьезной обработки автомобильные лампочки, двигатели, газовая или гидравлическая арматура

 

Затраты на основные и вспомогательные материалы, а также покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия всегда относятся к прямым издержкам. В то же время технологические материалы обычно относятся к общим оперативным издержкам. Например, в металлургии при производстве стали в электропечах к прямым затратам относятся не только стоимость шихтовых материалов, но и электроэнергия, используемая в процессе плавки. При этом затраты на электроэнергию, используемую для освещения цеха, не могут быть отнесены к прямым издержкам, так как не зависят от объема производства продукции. В качестве прямых затрат юридической консультационной фирмы, предоставляющей услуги по регистрации новых коммерческих предприятий, можно считать сдельную заработную плату консультанта (если в фирме предусмотрена сдельная оплата труда) и государственную пошлину, взимаемую государственными органами за регистрацию каждого предприятия. В коммерческом банке к прямым издержкам относится стоимость ресурсов, используемых для предоставления кредитов клиентам.

Издержки на персонал подразделяются на основные, дополнительные и прочие.

Основные издержки на персонал

Статья затрат Группа затрат
повременная заработная плата сдельная заработная плата, оклады основная заработная плата
доплаты за изобретательство и рационализаторские предложения комиссионные сотрудникам за сбыт продукции доплата за особые виды работ, премии дополнительная заработная плата
производственные надбавки управленческие надбавки надбавки за успешное, своевременное выполнение задания надбавки за вредность (тяжелые условия труда) надбавки за обучение надбавки
доплаты за сверхурочные работы, за работу в выходные и праздничные дни доплата за сменную и ночную работу доплаты

Из перечня основных издержек на персонал к разряду прямых обычно| относят издержки на сдельную заработную плату.

Пример.

Дополнительные издержки для программы производства трех видов продукции рассчитываются на основе данных по основным издержкам.

Дополнительные издержки на персонал

Статьи затрат Основные издержки на персонал, %
Социальные издержки в соответствии с законодательством: - взносы работодателя (предприятия) на различные виды страхования, пенсионный фонд; - оплата праздничных дней; - оплата по больничным листам; - профсоюзные взносы, охрана материнства и т.п. 34 5 1
социальные издержки в соответствии с тарифным соглашением: - оплата отпусков; - особые доплаты, компенсации (13-ая заработная плата); - оказание материальной помощи: - оплата обучения и т.п. 15
Суммарные дополнительные издержки в % от фонда основной заработной платы 45

Практически всегда дополнительные издержки на персонал относятся к общим издержкам.

К прочим издержкам на персонал относят такие специфичные виды затрат, как издержки по приему на работу, на переезд, компенсации за увольнение и т.п..

Таким образом, рассчитывая издержки на персонал, необходимо учитывать все дополнительные затраты, которые могут при этом возникнуть.

КАЛЬКУЛЯЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Калькуляционные издержки включают в себя:

амортизационные отчисления;

2) калькуляционные проценты;

3) калькуляционный риск

Амортизационные отчисления

Под амортизационными отчислениями понимается уменьшение потребительской стоимости оборудования, используемого в течении расчетного периода времени. С точки зрения бухгалтерского учета, амортизационные отчисления обеспечивают перенос текущих инвестиционных затрат на будущие отчетные периоды. Амортизации подвержены следующие активы предприятия:

здания и сооружения;

машины, технологическое оборудование;

оснащение бюро.

Амортизации также подвержены некоторые нематериальные активы, на-дример, право использования патента.

Наиболее распространенным методом расчета годовой нормы амортизаци энных отчислений является линейный:

где:

А – годовая норма амортизационных отчислений, CN – калькуляционная начальная стоимость актива, Ск остаточная стоимость актива;

N – срок использования актива (лет)

Целью амортизационных отчислений является повышение эффективности инвестиций посредством стимулирования приобретения нового актива взамен изношенного. Амортизационные отчисления включаются в состав общих операционных издержек, увеличивая размер последних и тем самым сокращая сумму налогооблагаемой прибыли в «Отчете о прибылях и убытках». Принимая во внимание, что амортизационные отчисления, являясь калькуляционными издержками, фактически никому не выплачиваются и остаются в полном распоряжении предприятия, считают, что они сокращают срок окупаемости проектов, увеличивая сумму денежных средств на счете предприятия, свободных от долговых обязательств. Поэтому амортизационные отчисления являются одним из наиболее важных факторов, внутренних источников финансирования, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать в процессе инвестиционного анализа.

Калькуляционные проценты

При расчете прибыли предприятия в составе издержек учитываются расходы на обслуживание долга, выплаты процентов по кредитам. Однако в процессе анализа эффективности инвестиций зачастую учитываются проценты, которые могли бы быть уплачены предприятию за весь капитал – как собственный, так и заемный. При этом учитывается только тот капитал, который непосредственно участвует в производстве. Другими словами, тот доход, который предприятие не получило, не вложив свой капитал в другой, приносящий доход, проект, например, в банк на депозит, рассматривается как издержки.

Калькуляционный риск

Предприятие обычно заключает договоры с различными страховыми компаниями на случай непредвиденных стихийных бедствий, потери товара, потери прибыли и т.п. По этим договорам регулярно производятся платежи, которые рассматриваются как затраты и относятся к общим издержкам.

Величина калькуляционного риска является расчетным страховым запасом, который определяется из опыта предыдущих периодов или прогноза вероятности наступления событий

РАСЧЕТ ПРЯМЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ

На основе уже определенного ранее объема производства рассчитывается требуемый объем сырья, материалов и комплектующих (покупных) изделий. Данный вид затрат относится к типу прямых (или переменных) и поэтому должен рассчитываться для единицы каждого продукта или услуги из производственной номенклатуры предприятия.

Пример.

Для определения прямых издержек на каждый вид продукции производится расчет, учитывающий стоимость комплектующих изделий и материалов, используемых при изготовлении продукции. При этом следует учесть темпы инфляции и потери по каждому отдельному материалу или комплектующему изделию. В нашем случае приводится перечень издержек, необходимых при изготовлении тостера. В расчете используется предположение, что в связи с приближением внутренних цен к мировым, инфляция цен на металлы прогнозируется ниже, чем на продукцию нефтехимии.

Смета затрат на материалы и комплектующие для производства единицы продукции (тостера) в начале 1996 г.

Наименование Единица измерения Цена за ед. Норма расхода на ед. продукции Потери (отходы) в % Затраты на ед. продукции, руб. Индекс роста/ падения стоимости, за 1996 год
1 Стальной лист м кв 16500 0 1 10% 1815 1 6
2 Полиуретан кг 66000 005 5% 3465 1 8
3 Полиэтилен кг 82500 002 5% 17325 1 8
4 Провод м 3300 2 10% 7260 1 6
5. Нагрева тельная спираль шт 3300 1   3300 1 5
6 Включатель шт 6600 1   6600 1 4
Итого: - - -   24172.5 -

Материалы и комплектующие используемые для производства продукции могут относиться к одной товарной группе, показатели инфляции в которой в значительной степени однородны. В этом случае, имеет смысл в использовать в расчетах средневзвешенный индекс инфляции на прямые производственные издержки.

Для расчета средневзвешенного индекса инфляции (К [inf m]) необходимо определить вес каждой составляющей в структуре затрат.

где:

- К iaf(i) – индекс инфляции I-го материала;

- d(i) – удельный вес стоимости I-го материала в сумме затрат.

К inf m = 1.6*0.075+1.8*0.143+1.8*0.072+1.6*0.3+1.5*0.137+1.4*0.273=1.575.

Для расчета затрат на материалы в течение года ср.вз. индекс инфляции перемножается на величину текущих затрат в предыдущий период:

DC = 1.575*24172.5=38071.7.

Для обеспечения стабильной работы производственных подразделений предусматриваются запасы сырья материалов и комплектующих изделий. Величина запасов и условия их формирования определяются в зависимости от надежности поставок, условий оплаты и тенденций изменения цен. Можно выделить два основных типа запасов

1 – страховой запас, который формируется в определенном объеме и в процессе расчетов принимается, что физический объем страхового запаса остается постоянным в последующие расчетные периоды. Принимая во внимание, что в реальной ситуации запасы периодически обновляются, стоимость запаса должна подвергаться переоценке в соответствии с изменениями цен. Страховой запас является негативным фактором с точки зрения финансовой эффективности, так как сокращает объем свободных оборотных средств, однако необходимо учитывать, что в реальной производственной ситуации создание страхового запаса очень часто является необходимым условием обеспечения непрерывности производства.

2 – динамический запас, который формируется для обеспечения производства определенной партии изделий или на определенный период времени. Периодичность закупок зависит от производительности предприятия; в отличие от страхового запаса динамический используется полностью и формируется вновь после полного использования предыдущего.

Стратегия формирования динамических запасов сырья, материалов и комплектующих изделий является очень важным фактором, влияющим на эффективность проекта. Разрабатывая стратегию формирования запасов, следует учитывать, что создание запаса приводит к изъятию из оборота части оборотных средств, и в зависимости от стоимости капитала предприятия это может в различной степени отразиться на финансовом результате. В то же время, формируя запас, следует учитывать тенденции изменения его стоимости на рынке. Если темпы роста цен на ресурс значительно превышают темпы роста цен на готовую продукцию, процедура формирования запасов может улучшить эффективность проекта. Наиболее эффективным средством для моделирования процессов формирования запасов являются имитационные модели.

Данные расчета переменных производственных издержек заносятся в соответствующие статьи отчета о прибылях и убытках и плана денежных потоков. При этом в отчете о прибылях и убытках отражается расчетная суммарная величина переменных издержек в текущем периоде времени в соответствии с принципами бухгалтерского учета. В плане денежных потоков, наряду с суммой переменных издержек, учитываются затраты на приобретение запасов, причем все выплаты относятся только к тем периодам времени, когда фактически был произведен платеж.

В общем виде сумма прямых затрат на производство единицы продукции или услуги может быть рассчитана следующим образом:

где:

- Cmat(rub) – затраты на материалы в рублях;

- Ckomp(rub) – затраты на комплектующие в рублях;

- Coth(rub) – другие переменные издержки в рублях;

- Kinfcr(t) – индекс инфляции на переменные издержки в руб. в период t;

- Csal(rub) – затраты на сдельную заработную плату в рублях;

- Kinfsr(t) – индекс инфляции на заработную плату в руб. в период t;

- Cmat($) – затраты на материалы в $;

- Ckomp($) – затраты на комплектующие в $;

- Coth ($) – другие переменные издержки в $;

- Kinfcd(t) – индекс инфляции на переменные издержки в $ в

период t;

- Csal($) – затраты на сдельную заработную плату в $;

- Kinfsd(t) – индекс инфляции на заработную плату в $ в период t;

- Kinfg(t) – индекс инфляции на курс руб./$ в период t.

Переменные издержки в стоимостном выражении за период времени рассчитываются как произведение затрат на единицу продукции (услуг) и расчетного объема производства в каждый планируемый период времени.

Пример.

Ранее мы рассчитали сумму затрат на материалы и комплектующие изделия без учета инфляции, которые составили 24172.5 рублей. Средневзвешенный индекс инфляции составил 1.575. Предположим, что затраты на сдельную заработную плату сборщикам составили 31000 рублей при годовом индексе инфляции равном 1.6. Рассчитаем суммарные прямые издержки на единицу продукции в 1996 году.

пo полученным данным могут быть рассчитаны переменные издержки на всю программу выпуска тостеров на 1996 год. Аналогично рассчитываются переменные издержки по остальным продуктам.

Переменные издержки на программу в 1996 году в тыс. руб.

Следует отметить, что проведение расчетов в реальных ценах в условиях высокой инфляции предпочтительно осуществлять с периодом, не превышающим один месяц. В противном случае, невозможно корректно рассчитать издержки, особенно в проектах, имеющих сезонный характер.

РАСЧЕТ ПОСТОЯННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ

Выше было подробно рассмотрено, какие виды издержек относятся к общим (фиксированным). Данные об операционных и торгово-административных издержках, включая калькуляционные, заносятся в таблицу по периодам времени в соответствующие статьи с учетом годового индекса инфляции на общие издержки.

Пример.

Операционные, а также торгово-административные издержки рассчитываются отдельно под программу производства трех рассмотренных видов продукции.

Общие операционные издержки

Общие торгово-административные издержки

Следует принять во внимание, что большинство руководителей российских 1редприятий не имеют торгового опыта и, как правило, уделяют недостаточно внимания проблеме продвижения продукции на рынок и стимулирования продаж. Как следствие этого – платежный кризис, причиной которого является не только низкая конкурентоспособность отечественной продукции, но и отсутствие стратегии продвижения товара на рынок и, соответственно, отсутствие развитой дистрибьюторской сети.

Как уже говорилось ранее, в рыночной экономике доля затрат на продвижение продукции на рынок порой превышает производственные издержки. Проблему производства товаров (услуг) сегодня решить гораздо легче, чем проблему их реализации. И поэтому вновь обратимся к результатам исследований рынка для того, чтобы запланировать затраты на продвижение продукции (услуг) и обеспечить запланированный сбыт. Существует множество способов стимулирования продаж, однако, каждый из них сопряжен с затратами. Разрабатывая стратегию деятельности предприятия на рынке, необходимо выработать план мероприятий, увязать его с планом продаж и проанализировать издержки на его реализацию. Стратегия, а соответственно, и цены на продукцию (услуги) и затраты на сбыт зависят, первую очередь, от того, будете ли Вы сами продавать продукцию конечным потребителям или предпочтете привлечь дилеров и агентов по сбыту.

В структуре общих затрат (торговых издержек) учитываются текущие, регулярные и разовые затраты, осуществляемые в расчетный период времени в соответствии с планом по маркетингу.

Пример.

Для продвижения на рынок производимой продукции (тостеры, кофеварки, персональные компьютеры) планируются значительные затраты, структура которых приводится ниже.

Затраты на маркетинг продукции (услуг)

Значения затрат должны быть указаны в рублях- в случае расходов в рублях; а также в $- в случае расходов в СКВ. Например, зарубежные командировки, содержание представительства или сбытового агентства за рубежом. При отсутствии в представленном выше перечне требуемой статьи расходов Вы можете использовать собственные или статью «Другие издержки». Данные по каждой из указанных статей расходов необходимо указать с учетом тенденции изменений затрат, роста или снижения в % по годам.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Существуют три основных документа, позволяющих планировать, анализировать и контролировать инвестиционный проект: «Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)», «Баланс (Balance Sheet)» и «План денежных потоков (Cash-Flow)». Данные в каждой из статей доходов и расходов указанных документов должны быть представлены только в единой) валюте.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность пред-ч приятия (здесь и далее под операционной деятельностью понимается про-* цесс производства и сбыта продукции или услуг) за определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из «Отчета о прибылях и убытках» инвестор может определить прибыльность предприятия, реализующего проект. Данные отчета о прибылях и убытках также служат основанием для расчета ряда налогов.

Имеются только два способа повышения эффективности деятельности предприятия (увеличения значений в нижней строке таблицы, т.е. чистой прибыли): продавать дороже и больше и/или производить дешевле. Это очень простое правило является наиболее важным в процессе анализа и управления проектом. Какие бы действия не предпринимало руководство предприятия по повышению его эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий.

Бухгалтерский баланс

Баланс, в отличие от «Отчета о прибылях и убытках», отражает финансовое состояние предприятия не за определенный период времени (месяц, квартал, год), а в определенный момент времени, например – 31 декабря 2000 года. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени. Баланс состоит из двух сторон: актива (слева) и пассива (справа), суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой. Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, это равенство означает, что-то, чем предприятие владеет, оно должно или кредиторам, или его владельцам.

В Project Expert все бухгалтерские записи, осуществляются автоматически в результате моделирования бизнес-операций.

Счета бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете для отображения каждой, проведенной предприятием, операции используется система счетов. По каждому из счетов ведется отдельный журнал. Следствием каждой бизнес-операции является транзакции по двум счетам. Система двойной записи подразумевает наличие счетов, предназначенных для отображения операций по всем видам активов, обязательств и капитала. Запись операций по счетам осуществляется в хронологическом порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.064 с.)