Метод проектов У. Килпатрика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод проектов У. Килпатрика



3. Критика прагматических подходов к образованию

1. Педагогика прагматизма, или прогрессивизма получила особое развитие; в США. Ее лидер Джон Дьюи (1859 - 1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка: "Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может слу­жить мерилом воспитания".

Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Дж. Дьюи выдвинул идею создания "ин­струментальной" педагогики, строящейся на спонтанных интересах и лич­ном опыте ребенка.

Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка стано­вится инструментом его познания, собственного его открытия, спосо­бом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагмати­стам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему системы знаний.

Конечным результатом обучения, по Дж. Дьюи, должна была стать сфор-мированность навыков мышления, под которыми понималась способ­ность в первую очередь к самообучению. Целями образовательного про­цесса выступали:

• умение решать жизненные задачи,

• овладение творческими навыками,

• обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и зна­ния о способах действия,

• а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.

Реализация идей Дж. Дьюи на практике осуществлялась в 1884 - 1916 гг. в разных школах.

Школа, представленная у Дж. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные функции:

• упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступной форме;

• выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества;

• содействовать выравниванию социальных различий, создавая "единство мыслей и координированность действий".

Содержанием образования у прагматистов выступал приобретенный опыт ребенка, обогащающийся в условиях обучающей среды.

2. Американский педагог Уильям Килпатрик (1871 - 1965) на основе идей Дж. Дьюи разработал метод проектов.

Согласно ему обучение осуществляется через организацию целевых ак­тов. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи, включая туда и учебную деятельность.

Несмотря на то, что руководство деятельностью оставалось за учителем, этот метод исходил из опоры'на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Только при та­кой системе обучения, считал У. Килпатрик, воспитание может превра­титься в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять ее на выс­шую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Впоследствии этот метод, как и другие идеи Дж. Дьюи, использовался в практике многих стран мира.

3. Идея прагматического образования Дж. Дьюи и основанный на ней ме­тод проектов У. Килпатрика подвергались серьезной критике уже их со­временниками.

Профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Уильям Бэгли (1874 -1946), представитель так называемого "эссенциализма" - "сущностного" подхода к педагогике, - резко выступал против утилитаризма школьных программ и прагматических подходов к образованию. Рассматривая об­разование как "стабилизирующую силу", У. Бэгли требовал укрепления его исторически сложившихся функций. Школьное обучение должно быть, по его мнению, направлено на овладение учащимися основными навыками умственной деятельности, позволяющими продвигаться в знаниях вперед, от чего отказалась собственно прагматическая педаго­гика.

У. Бэгли одним из первых в США стал также критиковать теорию врож­денных способностей и основанную на ней практику тестирования ин­теллекта ребенка, поскольку считал, что тесты не могут полностью рас­крыть потенциал личности и в руках неподготовленных педагогов могут принести вред.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 317 - 318.

История педагогики и образования. С. 383 - 385.

 

Вопрос 80. Трудовая школа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.006 с.)