Общая панорама развития школьного дела в странах Западной европы и Америке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая панорама развития школьного дела в странах Западной европы и Америке



1. Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жиз­ни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой ин­тегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, - открытия "образцо­вых" школ для детей состоятельных родителей. Это послужило началом движения "новых школ".

Широкой известностью пользовалась школа в Абботсхольме в Англии в граф­стве Дербшир, основанная в 1889 году доктором Сесилем Редди(1858 - 1932). Девизом школы служил лозунг - "Свобода - это повиновение закону". С. Редди был убежден, что для принципиального изменения школьного дела необходима своего рода педагогическая лаборатория, где будут формироваться "благородные англичане".

В результате нескольких лет опыта школьной работы С. Редди пришел к выводу, что в "новой школе" могут быть выделены три основных типа: i/ школа для будущего рабочего с крепкими мускулами;

• школа для людей, деятельность которых потребует глубокого понима­ния проблем современного мира;

  школа для будущих лидеров и руководителей в области политики, пра­ва, педагогической деятельности.

2. Из Англии практика открытия "новых школ" стала распространяться и на другие страны Европы.

В Германии благодаря Герману Литцу (1868 - 1919) были открыты си­ротский приют и две средние школы-интерната, в которых должна была воспитываться "духовная элита", способная противостоять разрушаю­щей человеческий дух действительности. В этих интернатах, "сельских воспитательных домах", главное внимание уделялось нравственно-граж­данскому воспитанию.

Густав Винекен (1875 - 1964) открыл в 1906 году в поселке Виккерс-дорф (Тюрингия) так называемую "Свободную школьную общину", где обучались и воспитывались как мальчики, так и девочки. В своей системе, видимо под влиянием социальной педагогики, Г. Винекен боль­шое внимание уделял выработке у учащихся привычки к совместному труду, а само воспитание в общине сводил к формированию, по его определению, "молодежной культуры", своеобразной и свободной от ав­торитаризма взрослых.

Эдмон Демолен (1852 - 1907) открыл в 1899 году во Франции школу де Рош, где воспитывались мальчики из привилегированных слоев населе­ния. Программа школы исходила из новых подходов к организации учеб­ной работы и формированию трудовых навыков.

Бельгийский педагог, врач и психолог Овид Декроли (1871 - 1932), так­же представитель движения "новых школ", открыл в Брюсселе в 1907 году учебное заведение, которое существует и поныне. В основу работы этой школы он положил принцип удовлетворения интересов и потреб­ностей детей. Основой обучения и воспитания у О. Декроли стали учеб­ные комплексы, названные им "центрами интересов", сущность кото­рых состояла в организации работы детей вокруг таких тем, которые более отвечают детским интересам и потребностям.

В 1899 году молодой ученый из Швейцарии Адольф Ферьер (1879 - 1960) явился инициатором создания Международного бюро "новых школ". Одна из основных задач Бюро состояла в том, чтобы четко определить харак­теристики "новой школы". К ним относилось прежде всего место распо­ложения школы - это загородная местность, интернатная система, само­управление, совмещение умственной работы с физической деятельностью в мастерских или на ферме и т. д.

3. В Англии после принятия законов 1870 года (акт Ферстера) и 1902 года (акт Бальфура) о начальном и среднем образовании избираемые насе­лением школьные комитеты получили возможность расширения сети школ, субсидируемых государством, так называемых "паблик скулз". На­чальная школа объявлялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полного школьного образования в Англии и Шотландии включала подготовку детей 3-5 лет к школе в детском саду, начальную школу с шести- или восьмилетним курсом обучения и сред­нюю школу.

Довольно широкое распространение получил новый тип школы - "при­знанные школы" (для подростков 12-17 лет) с шестилетним сроком обучения, открытие которых было продиктовано экономическими и со­циальными требованиями.

В конце XIX - начале XX вв. в Великобритании возникла и получила в дальнейшем распространение во многих странах мира внешкольная ска­утская (от англ. - разведчик) организация детей 8-18 лет. Основатель организации Роберт Баден-Пауэлл (1857 - 1941) объединил подростков в бойскаутские (для мальчиков) и герлскаутские (для девочек) отряды, которые имели свой устав, символику, обязательства. В Германии в 1872 году министр народного просвещения А. Фальк отме­нил прежние "регулятивы" и издал новый закон "Общие постановления о народной школе и подготовке учителей".

Система образования стала представлять собой либо начальную четы­рехлетнюю школу и четырехлетнюю школу повышенного типа, даю­щую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу (4 года обучения) и обучение в промежуточной школе с продолжитель­ностью обучения в 2 - 3 года. Затем следовали низшие профессиональ­ные и средние учебные заведения.

В системе среднего образования было выделено три типа школ: классическая гимназия, реальная гимназия, высшее реальное училище.

В большинстве штатов США государственная система образования со­стояла из восьмилетней начальной и четырехлетней средней школы. Начальная школа, которая была обязательной и бесплатной, подразде­лялась на элементарную и грамматическую.

К концу XX века можно констатировать значительное увеличение числа учебных заведений.

Характерной особенностью системы школьного образования в Америке являлась преемственность элементарной и средней школы. Во Франции в самом конце XIX века министром народного просвеще­ния был Ж. Ферри (1832 - 1893), по инициативе которого был издан ряд законов, касавшихся начальной школы: она становилась всеобщей, обя­зательной, бесплатной и светской.

По законам 80-х гг. система школьного образования во Франции вклю­чала:  материнскую школу (с 3 до 6 лет);  начальную школу (с 6 до 11 лет);  начальную школу повышенного типа (с 12 до 14 лет);  профессиональную или общеобразовательную среднюю школу (с 15 до 18 лет).

Особую заботу во Франции к концу XIX века уделяли средней школе.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 390 - 396.

 

Вопрос 83. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.)

1. Программа бесплатного обязательного начального обучения

Программа РСДРП

Правительственные проекты

1. На рубеже XIX - XX вв. вопрос о реформах школьного образования ока­зался в центре общественного внимания в России.

Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московс­кое педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу:

• бесплатного обязательного начального обучения,

• увеличения ассигнований на школу,

• усиления местного самоуправления в системе просвещения,

• преемственности ступеней образования,

• равенства мужского и женского образования.

Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг.

2. В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические рефор­мы школы:

• обучение на родном языке,

• отделение школы от церкви,

• всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет.

 Необходимым условием подобной перестройки школы называлось ре­волюционное свержение самодержавия.

3. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собствен­ные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за на­чавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события. В 1907 году II Государственная дума рассмотрела правительственный проект О введении всеобщего начального обучения в Российской империи, основные положения которого вошли в закон 1908 года о дополнитель­ных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909-1911гг.

На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 года предусматривалось, что программы началь­ных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные осо­бенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосу­дарственные интересы. Расширялась программа начальных училищ. Министерство должно было определять минимальные стандарты про­грамм. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Для одноклассных училищ курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных учи­лищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля госу­дарственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличе­ние влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и прави­тельстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-при-ходских школ.

Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Пав­лом Николаевичем Игнатьевым (1870 - 1945). Он во многом повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи клас­сы высшего начального училища (гимназии).

Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий, произошедших в феврале 1917 года.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 350 - 353.

 

Вопрос 84. Развитие начального образования в России (начало XX века)

1. Расширение сети начального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.013 с.)