Научное обоснование движения трудовой школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное обоснование движения трудовой школы



1. Идеи социальной педагогики вкупе с идеями прагматизма вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом и пассивно­стью старой школы и получившее название трудовой школы.

Начало этому направлению положил швейцарский педагог Роберт Зей-делъ (1850 - 1933), который в своей работе "Трудовая школа как соци­альная необходимость" наметил основные принципы ее построения.

Первая такая школа была организована в 1882 г. и названа коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 20 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел и иметь представление обо всех других. Занятия трудом требовали знаний и поэтому сопровождались умственными за­нятиями и художественно-изобразительной деятельностью.

2. Георг Кершенштейнер (1854 - 1932) - один из наиболее видных предста­вителей немецкой педагогики конца XIX - начала XX вв., теоретик "граж­данского воспитания". В своих трудах подверг уничтожающей критике традиционную народную школу и гимназию, нуждавшихся в такой си­стеме образования и воспитания подрастающих поколений, которая обеспечивала бы подготовку из детей и подростков благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в области своей профессио­нальной деятельности работников.

Главным средством так понимаемого "гражданского воспитания" Г. Кер­шенштейнер считал трудовую школу, которая должна сменить старую, книжную школу.

Задачу трудовой школы он видел в первую очередь в последовательном приучении детей к прилежанию, аккуратности, безусловному подчине­нию авторитетам.

Вместе с тем трудовая школа, по его мнению, должна вооружать своих учащихся методами и приемами работы, которые характерны для данной отрасли науки или практической деятельности (первое относится только к средней школе, второе - к народной).

В народных школах Г. Кершенштейнер считал нужным широко использо­вать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лаборатор­ные работы, практические занятия, ручной труд на уроках общеобразо­вательных дисциплин. Нужно заметить, что все это не имело своей целью непосредственную подготовку к занятиям той или иной профессиональ­ной деятельностью. Акцент делался на выработку трудовых навыков и нравственных качеств, которые необходимы работнику любой профес­сии. Собственно профессиональная подготовка, по Кершенштейнеру, должна осуществляться в так называемых дополнительных школах для ра­ботающих подростков, имеющих образование в объеме народной школы.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 386.

Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 477.

 

Вопрос 81. Педагоги-реформаторы Германии, Франции и Швейцарии

I. Понятие о педагогической личности

2. Сущность функциональной педагогики

1. По-своему интерпретировали идеи реформаторства германские педагоги:

• теоретики педагогики личности (Э. Вебер, Г. Гаудиг, Ф. Гансберг, Г. Шар-рельман и др.),

• сторонники воспитания посредством искусства (Э.Зальвюрк, А.Лихтварк и др.).

Педагогический процесс рассматривался как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, которое носит творческий характер и ис­ключает подавление личности воспитанника и жесткую регламентацию. Цель воспитания - формирование на основе высокой умственной актив­ности человека, который способен преодолеть свою внутреннюю неустойчивость с помощью вечных ценностей, прежде всего религии и гражданственности.

Э. Зальвюрк и А. Лихтварк видели задачу педагогов в реализации твор­ческих сил детей, в частности, в области искусства.

2. Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швейцарии (Э. Кла-паред, А. Ферьер, С. Френе и др.) настаивали на необходимости внима­ния воспитателя к ребенку, на использовании детской игры как эффек­тивного способа воспитания. Они выступали за отказ от ориентации на "среднего ребенка" и предлагали опираться в воспитании на интересы каждого школьника.

Руководствуясь таким подходом, швейцарец Адольф Ферьер разработал периодизацию развития ребенка и детских интересов - от бессистемных до целенаправленных.

Использованные источники:

Джуранский А.Н. История педагогики. С. 318.

 

Вопрос 82. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики

Создание школ нового типа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.003 с.)