Интегральный метод факторного анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегральный метод факторного анализа.



Применяется, если значение неразложимого остатка лежит в пределах 8-10%.

Логика: разделяют неразложимый остаток пополам. Применяется только в мультипликативных моделях. Для данного метода без разницы как формировать исходную модель.

,

 

 Лекция 5(10.03.06)

Факторный анализ.

Идея: управлять изменениями на предприятии за счет знания факторов, влияющих на конечный результат.

Методы факторного анализа:

" Метод цепных подстановок;

«+»: легкость.

«-»: точность расчетов зависит от последовательности записи начальной функции.

Для аналитика главное не точность, а знак.

Подходы к неразложимому остатку:

1. если он невелик 2-4%, то его можно не принимать во внимание, расчет ведется от базы- дифференцированный метод анализа.

2. если ощутим, то можно прибавлять к конечному показателю- метод цепных подстановок.

3. если слишком большой, то делим пополам и прибавляем к каждому- интегральный метод.

" Сокращенный прием цепных подстановок;

Для мультипликативных моделей.

, ,

, ;

, ;

, ;

, .

Пример: как на выручку влияют трудовые ресурсы .

  2004 2005
N, т.р. 2603 2713 +110
Т, чел 285 279 -6
Д, т.дней 66,3 64,4 -1,9
Ч, т.часов 510,4 502,5 -7,9
Д/Т 232,6 230,8 -1,8
Ч/Д 7,7 7,8 +0,1
N/Ч 5,1 5,4 +0,3

=(-6)*232,6*7,7*5,1= -55т.р.- за счет снижения численности рабочих на 6 человек предприятие потеряло 55т.р. выручки(т.к. планирование ведется по средним, то не важно каких рабочих увольнять, даже если самых нетрудоспособных).

=279*(-1,8)*7,7*5,1= -19,3т.р.

=279*230,8*(+0,1)*5,1= +32,9т.р.

=279*230,8*7,8*(+0,3)=+151,4т.р.

= +110т.р.

" Метод относительных разниц(по разности %ов);

Применим только для мультипликативных моделей. Расчет влияния отдельных факторов на конечный результат ведется по базовой величине результативного показателя с учетов % отклонения(выполнения) фактического результата от базового.

, ,

, ,

где N0- базовое значение выручки;

-% отклонения данного показателя от базы.

Пример: имеется 2 показателя: план и факт. =факт/план- % выполнения плана.

  План Факт % выполнения плана
N 160 000 150 400 -9600 94
Т 100 90 -10 90
ПТ 1600 1571,1 +71,1 104,44

 

= -16 000, = 6400, = -9600.

Цепными подстановками:

=(-10)*1600= -16000

= 90*71,1= 6400

= -9600

" Логарифмический метод;

Применяется для мультипликативных моделей.

Справедливо разделяет неразложимый остаток по факторам, поэтому не важно какая была исходная формула.

, ,

,

Пример:

  План Факт
N 100 120 +20
Т 5 8 +3
ПТ 20 15 -5

=0,182, =0,47, = -0,288, k= 20/0,182= 109,89

=109,89*0,47=51,65т.р.

=109,89*(-0,288)= -31,65т.р.

= +20т.р.

" Балансовый прием.

Основной прием бухгалтерского учета.

Состоит в сравнении и соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к равновесию, которые приводят к появлению результирующего показателя.

Пример: счет готовой продукции.

   
N(Н) N(П)   N(Р)
N(К)  

 

 

N(Н)+N(П)-N(Р)=N(К), т.е. N(Р)=N(Н)+N(П)- N(К)

  План Факт
N(Н) 8600 8800 +200
N(П) 9860 12200 +2340
N(К) 8000 900 -1000, т.к. реализация уменьшится за счет увеличения складских запасов
N(Р) 10460 12000 +1540

Методом цепных подстановок знак учитывается автоматически.

1. N(Р)0=N(Н)0+N(П)0- N(К)0=10460

2. N(Р)=N(Н)1+N(П)0- N(К)0=8800+9860-8000=10660

3. N(Р)Nп=N(Н)1+N(П)1- N(К)0=8800+12200-8000=13000

4. N(Р)=N(Н)1+N(П)1- N(К)1=8800+12200-9000=12000

5. 2-1 =10660-10460= +200

6. 3-2 =13000-10660= +2340

7. 4-3 =12000-13000= -1000

8. = +1540

Т.к. дебиторская задолженность это активы, которые ушли с предприятия бесплатно, то необходимо стремиться к их сокращению. На величину дебиторской задолженности влияет величина продаж и период оборота дебиторской задолженности. Увеличивая величину продаж мы должны стремиться к сокращению периода оборота за счет скидок, при этом мы потеряем в прибыли, зато приобретем большее количество денег в возвращенное дебиторской задолженности. Для того, чтобы дать ответ о целесообразности такого решения необходимо проанализировать связь прибыли с дебиторской задолженностью, по средствам модели.

 

Моделирование в анализе.

Позволяет создать любую модель для анализа.

Виды моделей:

1. математические;

2. логические(записанные словами);

3. нормативные;

Графические.

 

Лекция 6(17.03.06.)

Связь прибыли с оборотными активами: P=N-S для этого искусственно сочиняем модель.

Нормативные: метод расчета себестоимости Standard Cost. Sнн+Зпн+Амн- нормативное, т.е. то чего хотим достичь. В течении месяца списываем по нормативам, а в конце списываем факт и ищем отклонение от норматива, затем смотрим от чего это произошло.  зависит от , , . M=qmцм, где m- норма расхода материала., т.е  зависит от , ,  и т.д. m=mп+mотх+mпот, где mп- полезного использования, mотх- отходы, mпот- потери. , зная почему произошло отклонение в след. мес. Стремимся приблизиться к нормативу, при достижении этого ужесточаем требования. Все производится методами факторного анализа.

Математические модели.

1. динамические(присутствует фактор времени);

1.1модель наращения

1.2 модель дисконтирования.

2. детерминированные(любой случай жизни P=N-S).

1.1: переход от ден. ср-в сейчас к ден. ср-вам ко времени t

" простое наращение , где rt- наращенный добавок, r- ставка %.

" Сложное наращение(на более длительный срок) . В каждый следующий год r% от уже полученной суммы. , m- количество начислений, r- годовая %ая ставка.

1.2: переход - обратный процесс- нахождение сегодняшнего эквивалента будущих денег. Необходимо: решил купить предприятие, просматриваем сколько денежных потоков получим через время t(рубль завтра < рубля сегодня), учитываем цену капитала, оборачиваемость- временная ст-ть денег. Все денежные потоки приводим к сегодняшнему дню, получим 10млн., следовательно, должны заплатить не более 10млн, чтобы проект окупился.

, d- ставка дисконта, которая зависит от средневзвешенной ст-ти капитала. Если есть только заемные ср-ва, то это ставка кредита, а если и ЗК и СК, следовательно, по WACC(автоматически учитывает риск собственного капитала). Заемные- платим по ставки %, Собственные- определяется дивидендами, которые должны получить, для этого определяем минимальную ставку СК, которую должны иметь, для чего используем среднюю линию рынка ц.б.

САРМ: ri=rб/р+(rр-rб/р) , где rр- доходность рынка, rб/р- безрисковая доходность, - ставка за дисконт- как ц.б. реагирует на изменчивость рынка(<=2.5%).

2: детерминированные модели:

" Аддитивные модели , себестоимость и прибыль.

" Мультипликативные модели , выручка N=qц.

" Кратные модели , рентабельность RA=P/A.

" Смешанные модели , .

Модели появляются принципиально двумя путями:

1. изобретаются человеком, исходя из его сущности- эвристический путь.

2. формально получаются- формальный путь.

1: результаты труда возрастали при росте количества сделанной продукции q. Данный метод работал когда количество было однородным, но когда пошло разделение, т.е. увеличение номенклатуры производства стали переходить к выручке N=qц- результат труда. Далее происходило так, что при росте выручки общее положение ухудшалось и придумали прибыль P=N-S. Преимуществом прибыли было то, что в нем собралось самое главное побуждение человека- стремление стать богаче. Прибыль объединяет людей, скрывая их индивидуальные качества. Потребовалось доказательство, что работаем не хуже других, и была изобретена рентабельность R=P/A. Материалы растут в цене, хотим купить сейчас, следовательно, стало необходимо рассчитывать коэффициент оборачиваемости запасов Коб(z)=N/Z.

2: методы формального моделирования. Идея заключается в переходе от более простого к более сложному. 1/2=100/200=30/60. Переход от 1 к 100=1*2*5*10, т.е. пытаемся раскрыть элементы, формирующие эту 1, т.е. научиться управлять, для чего можно составить модель. Раскрываем систему показателей, воздействующих на результат.

I. Удлинение факторных моделей. .

P=20коп. показатель прибыльности S/N=0,8, где S=М+Зп+Ам, следовательно, S/N=M/N+Зп/N+Ам/N при эффективном использовании материальных ресурсов предприятие явл. материалоемким, з/пл.- трудоемким, Ам.- фондоемким.

II. Расширение факторной модели. .

Переход от ½ к 100/200, основные показатели- показатели рентабельности. Рентабельность А- RA=P/A, рентабельность СК- RC=PЧс=0,2- на каждый рубль вложений способны платить 20коп. бухгалтерская способность составляется для собственников, если предприятие имеет высокую RA и не высокую RC, следовательно, предприятие не считается достаточно эффективным.

RC=PЧсЧ/В*В/Ис, где В- валюта баланса, РЧ/В=RA, но рентабельность активов лучше считать по прибыли до налогообложения и уплаты %ов. В/Ис- показывает долю СК, финансовый риск в деятельности предприятия, чем больше показатель, тем больше финансовый риск.

В1=1000, Ис1=750, В1с1=1,33(3), доля СК dИс=75%;

В2=1000, Ис2=250, В2с2=4, доля СК dИс=25%.

Увеличения рентабельности СК можно достичь либо за счет увеличения рентабельности активов, либо за счет увеличения финансового риска(увеличение количества заемных источников в структуре пассивов). Более высокая доходность достигается более высоким риском.

Модифицированная формула фирмы Дюпон: , где РЧ/N- рентабельность продаж RNпоказатель эффективности управленческого труда, N/B- коэффициент оборачиваемости активов(оборотных средств), В/ИС- финансовый риск.

RC1Ч1С1=11,3%, RC2Ч2С2=26,9% хотим пойти туда где этот показатель больше, но посмотрев в бухгалтерской отчетности источники образования этого показателя получаем другую картину.

11,3%=6,2%*1,3%*1,33(3)%- лучше управляется, чем вторая компания, т.к. рентабельность продаж выше; лучше оборачиваемость активов и она более автономна в своих решениях, т.е. риск меньше.

Более предпочтительна реакция не на конечный результат, а на факторы, формирующие этот результат

III. Сокращение факторной модели. .

Рентабельность активов связана с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов: .

Лекция 7(17.03.06.)

Для массового производства необходимо пытаться достичь благополучия, во-первых, за счет количества и, во-вторых, за счет цены.

Для машиностроительного предприятия нет возможности увеличивать количество, т.е Коб(А) ограничен, следовательно, нужно действовать за счет увеличения рентабельности продаж, которая за висит от Ц-S, т.е. увеличивая цену и снижая затраты на единицу.

Формальные приемы позволяют формально проникнуть в сущность явления, т.е. понять какие силы вызывают колебания.

, , что показывает как рентабельность продаж связана со структурой себестоимости.

CVP- анализ. (Cost Volume Profit)

Графо-аналитический метод. В основе анализа лежит деление затрат на переменные и постоянные S= vq+c с целью посмотреть как на себестоимость продукции влияет загрузка мощностей. Sед= v + c/q. S- совокупность затрат, загружая мощность добиваемся снижения затрат.

Точка пересечения N и S- точка безубыточности, порог рентабельности.

qкр- критический размер выпуска продукции.

N=S, следовательно, .

                                         с= 120т.р, ц= 25 руб, v=15руб/ед(материалы, з/пл., амортизация), q= 15т.ед.

                  Sед=15+120/15=23руб/ед. qкр=120 000/(25-15)=12000ед.

          P=(ц-v)q-c=30 000руб. Когда постоянные затраты компенсируются маржинальной прибылью, то начинается процесс появления прибыли на предприятии. Если мы будем продавать по 20 рублей, то у нас будет оставаться маржинальная прибыль Дм=ц-v=+5, следовательно, убытки на данном предприятии будут снижаться. Продавая по цене ниже себестоимости мы можем не получать убытков. Переменные затраты легко возмещаются. Outsourcing- попытка перевести постоянные затраты в переменные, т.к. они легче возмещаются.

Критический размер выручки используется в ассортиментной политике предприятия. Чем больше доля маржинальной прибыли в выручке(цене), тем быстрее предприятие достигает критической программы и тем быстрее получается прибыль.

, . Найдя все  по ассортименту и расположив их по убыванию значимости, можем снизить qкр при тех же постоянных затратах. Для того чтобы завладеть рынком, необходимо ставить цену ниже полной себестоимости, но выше переменных затрат конкурентов.

Запас финансовой прочности: Зф.п.= q- qкр- в натуральном измерении и (q- qкр)/ q*100- в %ах

Зф.п. показывает сколько предприятие может не продать, не приводя себя к убытку, либо как близко находится от критической программы. Чем больше запас, тем ниже риск финансовой деятельности предприятия.

Индекс операционного рычага: - валовая маржа/снимаемую с активов прибыль.

Jор показывает чувствительность прибыли, снимаемой с активов, к выручке предприятия(просматриваем верхнюю часть Ф2), показывают изменчивость прибыли при колебаниях выручки. Если Jор=5, то при снижении выручки на 10%, прибыль снизится на 50%.

Пусть q снизили на 10%, q= 13500ед., то Р1=(25-15)13500-120000=15000руб, снизилась на 50%,

Пусть q повысили на 10%, q= 16500ед., то Р2=(25-15)16500-120000=45000руб, повысилась на 50%

. Риск связан только с изменчивостью.

При больших Зф.п. не чувствуется сдвигов. Индекс операционного рычага используется как попытка дополнительно увеличить прибыль предприятия, при условии что постоянно находимся на стадии роста.

Если нет уверенности в завтрашнем дне, то нужен маленький индекс операционного рычага.

Необходимо чтобы рост постоянных издержек имел более высокий рост маржинальной прибыли.

 

Лекция 8(24.03.06.)

Чем больше Jор, тем больше риск предприятия и тем сильнее колеблется прибыль. Индекс операционного рычага связан с запасом финансовой прочности на предприятии.

Связь индекса операционного рычага с прибылью, снимаемой на предприятии:  выгоден только при широкой номенклатуре изделий.

На предприятии существуют постоянные затраты связанные с производством и постоянные затраты, связанные с использованием источников, т.е. прибыль, снимаемая с активов, попадает в другую корзину iЗ- плата по заемным источникам, фиксированная(% к уплате). Механизм взаимосвязи выручки и интересов собственников: во-первых, он просматривается с помощью Jор, а вторая часть с помощью индекса финансового рычага Jфр, который связан с платой по заемным источникам.

, финансовый рычаг показывает как чистая прибыль реагирует на прибыль, которая пришла с активов(операционная- от деятельности предприятия).

Если Jор=5, а Jфр=2, то их произведение=10, т.е. при снижении выручки предприятия на 10%, прибыль снизится на 100%.

Индекс операционного рычага очень сложно изменять, т.к. в него входит амортизация(для фондоемких предприятий), т.е. стремимся снизить финансовый рычаг путем снижения заемных источников. В торговле индекс операционного рычага небольшой, следовательно, проще оперировать займами.

Из Ф2: N=2000, общие переменные затраты = производственная себестоимость – амортизация = vq=1500, постоянные затраты(коммерческие, управленческие) с=400.

Хотим узнать, каков Nкр у этого предприятия, чтобы не уходить в убытки? Р-?, Зф.п.-? риск производственной деятельности Jор-? Если q(N) снизится на 15% что произойдет с прибылью?

, т.е. если выручка будет равна 1600, о прибыли у предприятия не будет.

Зф.п.=N-Nкр=400, Зф.п.=400/2000=20%- максимальное отклонение.

Jор=1/Зф.п.=1/0,2=5, Р=(ц-v)q-c=N-vq-c=100

Если выручка упадет на 15%, то прибыль снизится на 75%

Рост=0,25*100=25т.р.

Рост(1)=0,85*2000-0,85*1500-400=25т.р.

Если на предприятии будет стоять вопрос о том, что лучше снижать цену или увеличивать затраты на рекламу(увеличивать постоянные затраты), то необходимо будет какой из операционных рычагов будет воздействовать на прибыль меньше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.057 с.)