От 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных Вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных Вооруженных конфликтов



 

(ПРОТОКОЛ I)

(Ж енева, 8 июня 1977 года)

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

 

ПРЕАМБУЛА

 

Высокие Договаривающиеся Стороны,

заявляя о своем искреннем желании видеть народы живущими в мире,

напоминая, что каждое государство обязано в соответствии с Уста- вом Организации Объединенных Наций воздерживаться в их между- народных отношениях от угрозы силой или ее применения как против суверенитета, территориальной целостности или политической неза- висимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не- совместимым с целями Организации Объединенных Наций,

считая,однако,необходимым подтвердить и развить положения,пред- усматривающие  защиту  жертв  вооруженных  конфликтов, и  дополнить меры, направленные на обеспечение более эффективного их применения, выражая свое убеждение в том, что ничто в настоящем Протоколе

или в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года не может быть истолковано как узаконивающее или санкционирующее любой акт агрессии или любое другое применение силы, несовместимое с Уста- вом Организации Объединенных Наций,

подтверждая далее, что положения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года и настоящего Протокола должны при всех обстоя- тельствах полностью применяться ко всем лицам, которые находятся под защитой этих документов, без какого-либо неблагоприятного раз- личия, основанного на характере или происхождении вооруженного конфликта или на причинах, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте, или приписываемых им,

согласились о нижеследующем:

 

 

43


Международные нормативные документы

 

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Общие принципы и сфера применения

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать на- стоящий Протокол и обеспечивать его соблюдение при любых обсто- ятельствах.

2. В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и ком- батанты остаются под защитой и действием принципов международ- ного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принци- пов гуманности и из требований общественного сознания.

3. Настоящий Протокол, дополняющий Женевские конвенции от 12 августа 1949 года о защите жертв войны, применяется при ситуаци- ях, упомянутых в статье 2, общей для этих Конвенций.

4. Ситуации, упомянутые в предшествующем пункте, включают вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против коло- ниального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, закре- пленного в Уставе Организации Объединенных Наций и в Деклара- ции о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

 

ЧАСТЬ IV. ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЗАЩИТА ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

ГЛАВА I. ОСНОВНАЯ НОРМА И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

 

Статья 48. Основная норма

Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комба- тантами, а также между гражданскими объектами и военными объек- тами и соответственно направлять свои действия только против воен- ных объектов.

 

Статья 49. Определение нападений и сфера применения

1. «Нападения» означают акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне.

2. Положения настоящего Протокола, касающиеся нападений, применяются ко всем нападениям, независимо от того, на какой территории они совершаются, включая национальную территорию,

 

44


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 

принадлежащую стороне, находящейся в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны.

3. Положения настоящего Раздела применяются к любым военным действиям на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Они также применя- ются ко всем нападениям с моря или с воздуха на объекты, находя- щиеся на суше. Они также применяются ко всем нападениям с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, но не затрагивают каким-либо иным образом нормы международного права, применяе- мые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе.

4. Положения настоящего Раздела дополняют нормы, касающиеся гуманитарной защиты, содержащиеся в Четвертой конвенции, в част- ности в Части II этой Конвенции, и в других международных соглаше- ниях, обязательных для Высоких Договаривающихся Сторон, а также дополняют другие нормы международного права, относящиеся к за- щите гражданских лиц и гражданских объектов на суше, на море или в воздухе от последствий военных действий.

 

ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА И ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

 

Статья 50. Определение гражданских лиц и гражданского насе- ления

1. Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 4А), 1), 2), 3) и 6) Третьей конвенции и в статье 43 настоящего Протокола. В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом.

2. Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся граж- данскими лицами.

3. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это насе- ление его гражданского характера.

 

Статья 51. Защита гражданского населения

1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользу- ются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военны- ми операциями. В целях осуществления этой защиты, в дополнение к другим применимым нормам международного права, при всех обсто- ятельствах соблюдаются следующие нормы.

2. Гражданское население как таковое, а также отдельные граж- данские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терро- ризировать гражданское население.

 

 

45


Международные нормативные документы

 

3. Гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной на- стоящим Разделом, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

4. Нападения неизбирательного характера запрещаются. К напа- дению неизбирательного характера относятся:

а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;

б) нападения, при которых применяются методы или средства ве- дения военных действий, которые не могут быть направлены на кон- кретные военные объекты; или

в) нападения, при которых применяются методы или средства ве- дения военных действий, последствия которых не могут быть ограни- чены, как это требуется в соответствии с настоящим Протоколом;

и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают воен- ные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без разли- чия.

5. В числе прочих следующие виды нападений следует считать не- избирательными:

а) нападение путем бомбардировки любыми методами или сред- ствами, при котором в качестве единого военного объекта рассма- тривается ряд явно отстоящих друг от друга и различаемых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты; и

б) нападение, которое, как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения граждан- ских лиц и ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, ко- торые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосред- ственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить.

6. Запрещаются нападения на гражданское население или на от- дельных гражданских лиц в порядке репрессалий.

7. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Сторо- ны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью по- пытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть во- енные операции.

8. Любое нарушение этих запрещений не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отноше- нию к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в статье 57.

 

46


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 

ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКИЕ ОБЪЕКТЫ

 

Статья 52.   Общая защита гражданских объектов

1. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. Гражданскими объектами являются все те объек- ты, которые не являются военными объектами, как они определены в пункте 2.

2. Нападения должны строго ограничиваться объектами. Что каса- ется объектов, то военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или ис- пользования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.

3. В случаях сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место от- правления культа, жилой дом или другие жилые постройки или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.

 

Статья 53. Защита культурных ценностей и мест отправления культа

Без ущерба для положений Гаагской конвенции о защите культур- ных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года и других соответствующих международных документов запрещается: а) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против

тех исторических памятников, произведений искусства или мест от- правления культа которые составляют культурное или духовное на- следие народов;

б) использовать такие объекты для поддержки военных усилий; в) делать такие объекты объектами репрессалий.

 

Статья 54. Защита объектов, необходимых для выживания граж- данского населения

1. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны.

2. Запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, про- изводящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения специально с целью не допустить их использования гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотива, будь

 

 

47


Международные нормативные документы

 

то с целью вызвать голод среди гражданских лиц, принудить их к вы- езду или по какой-либо иной причине.

3. Запрещения, предусмотренные в пункте 2, не применяются в от- ношении таких объектов, указанных в этом пункте, которые использу- ются противной стороной:

а) для поддержания существования исключительно личного соста- ва ее вооруженных сил; или

б) если не для поддержания существования, то для прямой под- держки военных действий, при условии, однако, что против этих объ- ектов ни в коем случае не предпринимаются действия, в результате которых можно ожидать, что гражданское население останется без до- статочного количества продовольствия или воды, что вызовет среди него голод или принудит его к выезду.

4. Эти объекты не должны становиться объектом репрессалий.

5. Исходя из признания жизненно важных для любой стороны, на- ходящейся в конфликте, потребностей в обороне своей национальной территории от вторжения, допускается отступление от запрещений, предусмотренных в пункте 2, стороной, находящейся в конфликте, на такой контролируемой ею территории, где этого требует настоятель- ная военная необходимость.

 

Статья 55. Защита природной среды

1. При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущер- ба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

2. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается.

 

Статья 56. Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы

1. Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являют- ся военными объектами, если такое нападение может вызвать высво- бождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди граж- данского населения. Другие военные объекты, размещенные в этих установках или сооружениях или поблизости от них, не должны ста- новиться объектом нападения, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установок или сооружений и по- следующие тяжелые потери среди гражданского населения.

2. Общая защита от нападения, предусмотренная в пункте 1, пре- кращается:

 

48


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 

а) в отношении плотин и дамб только в том случае, если они ис- пользуются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярной существенной и непосредствен- ной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку;

б) в отношении атомных электростанций только в том случае, если они вырабатывают электроэнергию для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападе- ние является единственным практически возможным способом пре- кратить такую поддержку;

в) в отношении других военных объектов, размещенных в этих установках или сооружениях или поблизости от них только в том слу- чае, если они используются для регулярной существенной и непосред- ственной поддержки военных операций и если такое нападение яв- ляется единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку.

3. Во всех случаях гражданское население и отдельные граждан- ские лица продолжают пользоваться правом на полную защиту, пре- доставляемую им международным правом, включая защиту путем принятия мер предосторожности, предусматриваемых в статье 57. Если защита прекращается и какие-либо из установок, сооружений или военных объектов, упомянутых в пункте 1, подвергаются нападе- нию, принимаются все практические меры предосторожности, чтобы избежать высвобождения опасных сил.

4. Запрещается делать объектом репрессалий любые установки, сооружения или военные объекты, указанные в пункте 1.

5. Стороны, находящиеся в конфликте, должны стремиться избе- гать размещения каких-либо военных объектов вблизи установок или сооружений, указанных в пункте 1. Однако допускаются сооружения, возведенные с единственной целью обороны пользующихся защитой установок или сооружений от нападения, и сами они не должны ста- новиться объектом нападения, при условии, что они не используют- ся для ведения военных действий, за исключением оборонительных действий, необходимых для отражения нападений на установки или сооружения, пользующиеся защитой, и что их вооружение ограничи- вается оружием, способным лишь отразить нападение противника на установки и сооружения, пользующиеся защитой.

6. Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, призываются заключать между собой другие соглаше- ния для обеспечения дополнительной защиты объектов, содержащих опасные силы.

7. Для того чтобы облегчить опознавание объектов, которые поль- зуются защитой настоящей статьи, стороны, находящиеся в кон- фликте, могут обозначать их специальным знаком в виде группы из

 

49


Международные нормативные документы

 

ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной и той же оси, как указано в статье 16 Приложения 1 к настоящему Протоколу. Отсут- ствие такого обозначения никоим образом не освобождает ни одну из сторон, находящихся в конфликте, от ее обязательств, налагаемых на- стоящей  статьей.

 

ГЛАВА VI. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

 

Статья 61. Определения и сфера применения Для целей настоящего Протокола:

а) «Гражданской» обороной является выполнение некоторых или всех упомянутых ниже гуманитарных задач, направленных на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бед- ствий, а также создать условия, необходимые для его выживания. Эти- ми задачами являются:

а.1) оповещение; а.2) эвакуация;

а.3) предоставление убежищ и их устройство;

а.4) проведение мероприятий по светомаскировке; а.5) спасательные работы;

а.6) медицинское обслуживание, включая первую помощь, а также религиозная  помощь;

а.7) борьба с пожарами;

а.8) обнаружение и обозначение опасных районов;

а.9) обеззараживание и другие подобные меры защиты; а.10) срочное предоставление крова и снабжение;

а.11) срочная помощь в восстановлении и поддержании порядка в районах бедствия;

а.12) срочное восстановление необходимых коммунальных служб; а.13) срочное захоронение трупов;

а.14) помощь в сохранении объектов, существенно необходимых для выживания;

а.15) дополнительная деятельность, необходимая для осуществле- ния любой из вышеупомянутых задач, включая планирование и орга- низацию, но не ограничивающаяся этим;

б) «организации гражданской обороны » означают те учреждения и другие организованные единицы, которые организованы или упол- номочены компетентными властями стороны, находящейся в кон- фликте, выполнять любую из задач, упомянутых в пункте а), и которые предназначены и используются исключительно для выполнения этих задач;

в) «персонал » организаций гражданской обороны означает таких лиц, которые назначены стороной, находящейся в конфликте, исклю- чительно для выполнения задач, упомянутых в пункте а), включая

 

50


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 

такой персонал, который назначен компетентными властями сторо- ны, находящейся в конфликте, исключительно для управления этими организациями;

г) «материальная часть » организаций гражданской обороны озна- чает оборудование, материалы и транспортные средства, используе- мые этими организациями для выполнения задач гражданской обо- роны, упомянутых в пункте а).

 

Статья 62. Общая защита

1. Гражданские организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой в соответствии с положениями на- стоящего Протокола, особенно в соответствии с положениями данного Раздела. Они имеют право выполнять порученные им задачи по граж- данской обороне, за исключением случаев настоятельной военной не- обходимости.

2. Положения пункта 1 применяются также к гражданским лицам, которые хотя и не являются членами гражданских организаций граж- данской обороны, по призыву компетентных властей и под их контро- лем выполняют задачи гражданской обороны.

3. Статья 52 настоящего Протокола распространяется на здания и материальную часть, используемые для целей гражданской обороны, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения. Объекты, используемые для целей гражданской обороны, не могут уничтожаться или использоваться не по их прямому назначению, кро- ме как стороной, которой они принадлежат.

 

Статья 63. Гражданская оборона на оккупированных территориях

1. На оккупированных территориях гражданские организации гражданской обороны получают от властей содействие, необходимое для осуществления их задач. Ни при каких обстоятельствах их пер- сонал не может принуждаться к деятельности, которая затрудняла бы надлежащее выполнение этих задач. Оккупирующая держава не вно- сит никаких изменений в структуру или персонал этих организаций, которые могли бы поставить под угрозу эффективное выполнение их задач. От этих организаций не требуется предоставление приоритета гражданам или интересам этой державы.

2. Оккупирующая держава не должна заставлять, принуждать или побуждать гражданские организации гражданской обороны выпол- нять их задачи таким образом, чтобы это в чем-либо пагубно отража- лось на интересах гражданского населения.

3. Оккупирующая держава может разоружать персонал граждан- ской обороны по соображениям безопасности.

4. Оккупирующая держава не должна ни менять прямого назна- чения зданий или материальной части, принадлежащих организаци- ям гражданской обороны или используемых ими, ни реквизировать

 

51


Международные нормативные документы

 

их, если такое изменение назначения или реквизиции наносят ущерб гражданскому населению.

5. При условии, что общее положение, содержащееся в пункте 4, продолжает соблюдаться, оккупирующая держава может реквизиро- вать или менять назначение этих ресурсов при наличии следующих конкретных условий:

а) что эти здания или материальная часть необходимы для других нужд гражданского населения, и

b) что реквизиция или изменение назначения производится толь- ко до тех пор, пока существует такая необходимость.

6. Оккупирующая держава не должна менять назначения, ни рек- визировать убежища, предназначенные для использования граждан- ским населением или необходимые для этого населения.

 

Статья 64. Гражданские организации гражданской обороны ней- тральных государств или других государств, не являющихся сторона- ми, находящимися в конфликте, и международные координирующие организации

1. Положения статей 62, 63, 65 и 66 применяются также к персона- лу и материальной части гражданских организаций гражданской обо- роны нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте, которые выполняют задачи гражданской обороны, упомянутые в статье 61, на территории сторо- ны, находящейся в конфликте, с согласия и под контролем этой сторо- ны. Любая заинтересованная противная сторона уведомляется о такой помощи так скоро, как это возможно. Ни при каких обстоятельствах эта деятельность не рассматривается как вмешательство в конфликт. Однако эту деятельность необходимо осуществлять с должным уче- том интересов безопасности заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

2. Стороны, находящиеся в конфликте, получающие помощь, о ко- торой идет речь в пункте 1, и Высокие Договаривающиеся Стороны, предоставляющие такую помощь, должны, когда это необходимо, со- действовать международной координации такой деятельности в обла- сти гражданской обороны. В таких случаях на соответствующие меж- дународные организации распространяются положения настоящей Главы.

3. На оккупированных территориях оккупирующая держава может запрещать или ограничивать деятельность гражданских организаций гражданской обороны нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте, и междуна- родных координирующих организаций лишь в том случае, если она может обеспечить надлежащее выполнение задач гражданской обо- роны либо своими собственными средствами, либо средствами, име- ющимися на оккупированной территории.

 

52


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 

Статья 65. Прекращение предоставления защиты

1. Предоставление защиты, на которую имеют право гражданские организации гражданской обороны, их персонал, здания, убежища и материальная часть, прекращается лишь в том случае, если они, поми- мо своих собственных задач, совершают действия, наносящие ущерб противнику, или используются для совершения таких действий. Одна- ко предоставление защиты может прекратиться только после того, как было сделано предупреждение, устанавливающее каждый раз, когда это необходимо, разумный срок, и после того, как такое предупрежде- ние не принимается во внимание.

2. Следующие действия не считаются действиями, наносящими ущерб противнику:

а) выполнение задач гражданской обороны под руководством или контролем военных властей;

б) сотрудничество гражданского персонала гражданской обороны с военным личным составом в выполнении задач гражданской обо- роны или придание некоторого числа военнослужащих гражданским организациям гражданской обороны;

в) то обстоятельство, что выполнение задач по гражданской обо- роне может попутно приносить пользу жертвам из числа военных, в частности тем, которые вышли из строя.

3. Ношение легкого личного оружия гражданским персоналом гражданской обороны с целью поддержания порядка или самообо- роны также не считается действием, наносящим ущерб противни- ку. Однако в районах на суше, где имеют место или, вероятно, будут иметь место бои, стороны, находящиеся в конфликте, предпринима- ют необходимые меры с целью ограничить это оружие таким ручным оружием, как пистолеты или револьверы, чтобы было легче отличать персонал гражданской обороны от комбатантов. Даже если персонал гражданской обороны носит другие виды легкого личного оружия в таких районах, он, тем не менее, пользуется уважением и защитой, как только он опознан в качестве такового.

4. Формирование гражданских организаций гражданской оборо- ны по военному образцу и обязательная служба в них также не лиша- ют их защиты, предоставляемой настоящей Главой.

 

Статья 66. Опознавание

1. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, стремится принять меры к тому, чтобы ее организации гражданской обороны, их персо- нал, здания и материальная часть могли быть опознаны в то время, когда они исключительно предназначены для выполнения задач по гражданской обороне. Следует таким же образом обеспечить опозна- ваемость убежищ, предназначенных для гражданского населения.

2. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, стремится также принять и применять методы и процедуры, позволяющие опознавать

 

53


Международные нормативные документы

 

гражданские убежища, а также персонал, здания и материальную часть гражданской обороны, на которых помещается международный отличительный знак гражданской обороны.

3. На оккупированных территориях и в районах, где идут или мо- гут идти бои, гражданский персонал гражданской обороны опознает- ся при помощи международного отличительного знака гражданской обороны и удостоверения личности, подтверждающего его статус.

4. Международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний голубой треугольник на оранжевом фоне, когда он используется для защиты организаций гражданской оборо- ны, их персонала, зданий и материальной части, а также гражданских убежищ.

5. Помимо отличительного знака стороны, находящиеся в кон- фликте, могут договориться об использовании отличительных сиг- нальных знаков в целях опознавания гражданской обороны.

6. Применение положений пунктов 1 - 4 настоящей статьи регла- ментируется Главой V Приложения I к настоящему Протоколу.

7. В мирное время отличительным знаком, описанным в пункте 4, можно, с согласия компетентных государственных властей, пользо- ваться в целях опознавания гражданской обороны.

8. Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, принимают необходимые меры для обеспечения контроля над использованием международного отличительного знака граждан- ской обороны и для предупреждения и пресечения какого-либо злоу- потребления им.

9. Опознавание медицинского и духовного персонала граждан- ской обороны, медицинских формирований и санитарно-транспорт- ных средств также регламентируется статьей 18.

 

Статья 67. Личный состав вооруженных сил и воинские подразде- ления, назначенные в организации гражданской обороны

1. Личный состав вооруженных сил и воинские подразделения, на- значенные в организации гражданской обороны, пользуются уваже- нием и защитой при условии, что:

а) такой личный состав и такие воинские подразделения постоян- но назначены и занимаются исключительно выполнением любой из задач, упомянутых в статье 61;

б) назначенный таким образом этот личный состав не выполняет какие-либо другие воинские обязанности во время конфликта;

в) такой личный состав четко отличается от других лиц, входящих в состав вооруженных сил, носимым на видном месте международ- ным отличительным знаком гражданской обороны, который должен быть настолько большим, насколько это возможно, и этот личный со- став обеспечивается упомянутым в главе V Приложения I к настояще- му Протоколу удостоверением личности, подтверждающим его статус;

 

54


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 

г) такой личный состав и такие воинские подразделения вооружены только легким личным оружием с целью поддержания порядка или для са- мообороны. Положения статьи 65, пункт 3,также применяются в этом случае; д) такой личный состав не участвует непосредственно в военных действиях и не совершает или не используется для совершения, поми- мо своих задач по гражданской обороне, действий, наносящих ущерб

противной стороне;

е) такой личный состав и такие воинские подразделения выполня- ют свои задачи по гражданской обороне только в пределах националь- ной территории своей стороны.

Несоблюдение условий, изложенных выше, в пункте е), любым ли- цом, входящим в состав вооруженных сил, которое связано условия- ми, предусмотренными выше, в пунктах а) и б), запрещается.

2. Лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в органи- зациях гражданской обороны, если они попадают во власть противной стороны, являются военнопленными. На оккупированной территории в случае, если в этом возникнет необходимость, они могут быть исполь- зованы для выполнения задач гражданской обороны, но только в ин- тересах гражданского населения этой территории и при условии, что, если такая работа опасна, они добровольно соглашаются выполнять ее.

3. Здания, крупное оборудование и транспортные средства воин- ских подразделений, назначенных в организации гражданской обо- роны, должны четко обозначаться международным отличительным знаком гражданской обороны. Этот отличительный знак должен быть настолько большим, насколько это возможно.

4. Материальная часть и здания воинских подразделений, постоянно назначенных в организации гражданской обороны и предназначенных исключительно для выполнения задач по гражданской обороне, в случае, если они попадают в руки противной стороны, продолжают подчиняться законам войны. Они не могут использоваться для других целей, кроме как для целей гражданской обороны, до тех пор, пока они требуются для вы- полнения задач по гражданской обороне, за исключением случаев насто- ятельной военной необходимости, если только заранее не были приняты меры для достаточного обеспечения нужд гражданского населения.

 

Приложение I

 

ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ОПОЗНАВАНИЯ

 

ГЛАВА V. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

 

Статья 14. Удостоверение личности

1. Удостоверение личности персонала гражданской обороны, предусмотренное пунктом 3 статьи 66 Протокола, регламентируется положениями статьи 1 настоящих Правил.

 

55


Международные нормативные документы

 

2. Удостоверение личности для персонала гражданской обороны должно быть аналогично образцу, изображенному на рисунке 3.

3. Если персоналу гражданской обороны разрешается носить лег- кое личное оружие, в удостоверении личности должна быть сделана соответствующая запись об этом.

 

Статья 15. Международный отличительный знак

1. Международным отличительным знаком гражданской обороны, предусмотренным в статье 66, пункт 4 Протокола, является голубой равносторонний треугольник на оранжевом фоне, изображенный на рис. 2:

 

Лицевая сторона

 

(мес т о, оставленное для названия страны и властей, выдающих настоящее у дос т оверение личности)

 

УДОСТОВЕРЕНИЕ  ЛИЧНОСТИ

Для персонала гражданской обороны

 

ФИО.....................................................................................................................................................

Дата рождения (или возраст).........................................................................................

Личный номер (если такой имеется)............................................................................

Владелец настоящего удостоверения личности находится под защитой Женев- ских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося жертв международных воору- женных конфликтов (Протокол I), в качестве..............................................................

Дата выдачи..............................................  № удостоверения.........................................

Подпись властей, выдавших удостоверение

Действителен  до  .................................................................................................................

 

Рис. 1.1. Образец удостоверения личности (лицевая сторона) для персонала гражданской обороны(формат: 74×105)

 

Оборотная  сторона

 

Рост............................... Глаза.................................................... Волосы........................................ Другие особые приметы или данные:........................................................................... Наличие  оружия...............................................................................................................

 

ФОТОГРАФИЯ ВЛАДЕЛЬЦА

 

Подпись владельца или отпечаток его

Пе чать                                                               большого пальца, или то и другое

 

Рис. 1.2. Образец удостоверения личности (оборотная сторона) для персонала гражданской обороны (формат: 74×105)

 

 

Рис. 2. Голубой треугольник на оранжевом фоне

 

56


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.14 с.)