Лекция 5. Семинарские занятия 1 . Медицинское питание, здоровье и человек (животное). Безопасность питания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Семинарские занятия 1 . Медицинское питание, здоровье и человек (животное). Безопасность питания.



Тема: 5.

Лекция 5. Семинарские занятия 1. Медицинское питание, здоровье и человек (животное). Безопасность питания.

 

 

Днепропетровск 2013

Методические рекомендации по дисциплине Безопасность жизнедеятельности для студентов всех факультетов очной и заочной формы обучения ДДАУ, Днепропетровск, 2013.

 

Материалы текста методических рекомендаций могут быть использованы для проведения практических и семинарских занятий, а также для самостоятельного изучения студентами.

 

 

Составил: ст. преподаватель                                              Ю.Ф. Стаценко

 

Рецензенты: к.т.н., доцент                                               В.А. Шаломов

                    к.т.н., доцент                                            Г.Г. Капленко

                    ст. преподаватель                                     А.Е. Самусев

                          ассистент                                                   Е.А. Кирнос

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и одобренные на заседании кафедры «Безопасности жизнедеятельности»

Протокол №___ от ________________2013 г.

 

Зав. кафедрой БЖД, профессор                                       А.С. Беликов

 

Тема 5. Занятие 1.

Медицинское питание, здоровье и человек (животное).

Безопасность питания.

1. Цель семинара должна быть ориентирована на подготовку студентов к презентации рефератов, сообщений из положений данной темы дисциплины, в приобретении студентом компетенции, знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности по специальности, с учетом риска возникновения техногенных аварий и естественных опасностей на объектах с/х производства, а также формирование у студентов ответственности за собственную и коллективную безопасность.

 

Содержание материала семинара

Медицинское питание, здоровье и человек (животное). Безопасность питания.

Вопросы:

1. Пищевые вещества человека и требования предъявляемые к ним

2. Белки (аминокислоты) состав, основные источники. Суточная норма на человека в режиме питания и энергоценности.

3. Жиры. Элементарный состав. Основные источники. Суточная норма человека в рационе питания и энергоценности.

4. Углеводы. Элементарный состав. Основные источники. Суточная норма человека в рационе питания и энергоценности.

5. Витамины и их роль в рационе питания человека.

6. Минеральные вещества и их роль в рационе питания человека.

7. Обмен веществ и энергии в процессе питания человека.

8. Режим питания человека.

9. Загрязнение продуктов питания нитратами (нитритами) и радионуклидами.

10. Сущность и характеристика здоровья населения (человека).

 

5. Применение технических приспособлений.

Для сопровождения презентаций, выступлений наиболее распространена проекционная техника.

Электронные проекторы работают от цифрового сигнала и являются наиболее технологическим типом проекторов. Современные аппараты принимают сигнал от видеомагнитофона, телевизора, компьютера, цифровой или аналоговой видеокамеры, сканера. Использование электронного проектора в учебном процессе целесообразно в случаях, когда необходимо продемонстрировать динамическое изображение на большом экране.

Статичные изображения создают на компьютере с использованием стандартных программ системы Microsoft Windows - Word, Excel, Power Point. Последняя программа позволяет использовать специальные эффекты с элементами анимации.

Широкие возможности при изучении миниатюрных элементов возникают при использовании системы видеокамера - проектор - экран. Электронные проекторы отличаются ярким и четким изображением, не требуют затемнения аудитории, простые в эксплуатации.

 

6. Критерии оценивания деятельности студента на семинаре

Подаются критерии оценивания в виде условий, выполнение которых обеспечивает максимальную оценку.

Пример.

Максимальная оценка ставится при условиях:

- корректного и исчерпывающего обоснования предложенных для рассмотрения проблемных ситуаций;

- исчерпывающего теоретического обоснование и иллюстрация ответов примерами;

- проявлению во время обсуждений докладов и сообщений глубоких познаний теоретического материала определенной дисциплины, использование положений других дисциплин;

- исчерпывающего обоснования тезисов и предложений, сформулированных в ответах на поставленные вопросы, четкая логика рассуждений;

- исчерпывающей аргументации, и ее соответствие точке зрения, которая отстаивается;

- корректного использования фактического материала при ответах на задаваемые вопросы;

- свободного обладания понятийным аппаратом определенной области знаний, точное использование специальных терминов и их определений;

- самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на вопрос;

- инициативы в обсуждении проблем, дополнений и замечаний;

- четкости построения доклада, доказательности излагаемых утверждений, аргументации выводов.

 

Вопрос 1. Пищевые вещества человека и требования, предъявляемые к ним

Человеческий организм для своего поддержания и производства работы, нуждается в веществах, способных превращать свою потенциальную энергию в другие виды энергии: химическую, тепловую, электрическую и т. д.; ему необходимо доставлять такие вещества, которые способны к расщеплению и в дальнейшем к окислению. Одним из основных факторов для удовлетворения этой потребности организма является пища.

Вещества, дающие организму энергию, пополняющие траты организма, участвующие в его строительстве и поддерживающие постоянную температуру называются пищевыми веществами, например белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

Смеси этих веществ, естественным или искусственным, образом полученные образуют пищу.

Пища должна находиться в тесной связи с потребностями организма. Питание может быть:

- нормальным – когда пища покрывает все потребности организма, происходит функционирование всех органов;

- недостаточным – происходит потеря веса и отклонение в функционировании всех органов;

- избыточным – часть пищи после удовлетворения всех потребностей организма откладывается виде значительных запасов, главным образом жиров.

Все живые организмы имеют потребность к пище. Эта потребность имеет два значения.

Первое – как источник энергии для поддержания жизни и выполнения своих функций.

Вторая – как материал для строительства и обновления своих клеток.

Правильное разрешение вопросов питания ведёт к повышению работоспособности организма, повышению устойчивости его к различным заболеваниям, особенно инфекционным. Количество еды определяется чистотой продукции растений. Это приблизительно 140 млрд. т. в год сухих веществ фотомассы, в которой содержится энергия 2,3х1021Дж.

По данным ООН в настоящее время наблюдается серьёзный кризис в произведённом количестве и качестве продуктов питания с учётом общего роста населения на Земле.

В настоящее время на Земле проживает 6,5 млрд. человек, предположительно к 2025 году оно возрастёт до 8 млрд. человек, т.е., если рост населения в Мире в среднем за год составляет 2,5 % (это чистый прирост в 80 млн. человек, равный населению Германии), то рост продуктов питания за год составляет 1,3%. Всего к сельскому хозяйству Мира приобщено 4,5 млрд. гектаров земли, где работает 2 млрд. человек. Резервных площадей для экстенсивного развития отрасли сельского хозяйства в Мире практически нет, весь необходимый прирост продукции возможен лишь за счёт интенсивного производства. В связи со снижением продуктивности земли, снижается качество сельскохозяйственной продукции. Всё это происходит на фоне Мирового экономического и энергетического кризиса.

Согласно данным Госкомстата Украины на начало 2008 года потребление мясопродуктов нашими земляками в сравнении с 1990 годом уменьшилось на 60%;

- рыбных продуктов на 48%;

- фруктов и овощей на 54%.

Мы втрое отстаём от уровня потребления необходимых продуктов (по белкам) от Германии, Франции, зато за это время существенно вырос уровень потребления так называемых «медленных углеводов» избыток которых медицина признаёт вредным для здоровья. К продуктам, которые оказывают негативное влияние на организм человека, относится картофель, крупы, животные жиры.

Но как раз потребление их остаётся у нас стабильно высоким. И это – результат не столько пищевых превращений, сколько попыток увязать свой рацион с семейным бюджетом. Возможности, которые у нас, не слишком велики. Голод, таким образом, утолить удаётся, но неполноценное питание вызывает так называемый «скрытый голод», является результатом дефицита витаминов, микроэлементов. Научные исследования обнаружили, что у 35% жителей Украины нехватку в организме витаминов А, у 48% - витаминов В, у 90% - витамина С. Что, к сожалению, крайне негативно отражается на здоровье, способствует развитию инфекционных и хронических заболеваний.

Причины этого социальные, связанные с утвердившимся у нас принципами распределения национального дохода, образом жизни. Последствия их печальны, если не сказать катастрофические. Энергетическую ценность пищевого рациона 10 млн. украинцев эксперты ООН оценивают как нищенскую (нижняя черта бедности в Мире – 1 доллар, в США – 14 долларов). Численность страны сократилась с 52 млн. человек в 1991 году до 46 млн. человек в настоящее время. Украина по данным ООН отнесена к вымирающей нации. Всякая пища представляет собой набор различных элементов в продуктах потребления, которые обязательны и незаменимы, в условиях отсутствия любого из этих элементов, возникает нарушение жизнедеятельности, приводящие даже к гибели организма.

Требования, предъявляемые к пище

Пища должна соответствовать следующим требованиям:

- доставлять организму необходимое количество калорий;

- содержать необходимое количество: азотосодержащих веществ (белков), жиров, углеводов, минеральных веществ (макро и микроэлементов), витаминов, воды;

- иметь хороший внешний вид, быть приятной на вкус и на запах;

- создавать чувство насыщения;

- быть разнообразной;

- иметь хорошую усваиваемость организмом;

- быть безвредной.

 

Микроэлементы

Это группа химических элементов, находящихся в органах человека или животного в незначительных количествах.

Суточная потребность в них выражается в миллиграммах или частицах миллиграмма. Они имеют высокую биологическую активность и необходимы для жизни организма. К таким элементам относятся, железо, медь, кобальт, никель, йод, марганец, фтор, цинк, хром.

Недостаток этих веществ в продуктах может привести к структурным и функциональным изменениям в организме, а их излишек носит токсическое действие.

Обмен органических веществ

Питательные вещества, которые попали в организм, затрачиваются на энергетические и строительные процессы, которые протекают одновременно. В ходе распада веществ выделяется энергия, которая затрачивается на синтез специфических для данного организма соединений, на поддержание постоянной температуры тела, проведения нервных импульсов и др.

Основным методом достижения обмена веществ является метод определения баланса веществ, которые попали в организм и были удалены, а так же их энергетической ценности. Баланс энергии определяется на основе данных о калорийности питательных веществ, которые впитываются, а так же конечных продуктах, которые выводятся из организма. Потребность в энергии определяется исследовательским путём и выражается в калориях, количество калорий, которое находится в организме с любыми продуктами, называется калорийностью пищи. Энергообеспеченность пищи должна соответствовать энергозатратам организма, т.е. энергетические потребности человека должны полностью покрываться за счёт энергетической ценностью пищевых продуктов, которые входят в рацион человека.

Количество энергии, которое выделяется при усвоении организмом того или иного питательного продукта, называется энергетической ценностью или калорийностью этого продукта. Принято, что энергетическая ценность 1г. белков, жиров и углеводов, с учётом их усвоения, составляет соответственно 4,9 и 4 ккал.

 

И радионуклидами

 

Уже в процессе выращивания растений некоторые из них могут накапливать нитраты в плохо выводящейся из организма форме при чрезмерном внесении азотосодержащих удобрений. Минздрав Украины, обобщив все известные сведения о содержании нитратов в овощах, классифицировал их таким образом:

- с низким содержанием нитратов (10 – 150 мг/кг): горох, томаты, сладкий стручковый перец, чеснок, картофель, репчатый лук, поздняя морковь;

- соседним содержанием нитратов (150 – 700 мг/кг): огурцы, поздняя белокачанная капуста, зелёный лук в открытом грунте, тыква, кабачки, патиссоны, лук – порей, щавель, ранняя морковь, корни петрушки, цветная капуста (осенью);

- с высоким содержанием нитратов (700 – 1500 мг/кг): ранняя цветная и белокачанная капуста, столовая свекла, корневой сельдерей, брюква, репа, редис и редиска в открытом грунте, зелёный лук (тепличный);

- с очень высоким уровнем содержания нитратов (1500 –4000 мг/кг): салат, сахарная свекла, шпинат, укроп, листья столовой свеклы и петрушки, сельдерей.

Накопление азота может происходить при нехватке серы в почве. Недостаток серо содержащих аминокислот препятствует синтезу белков, а тем самым синтезу фермента нитратредуктазы. Таким образом, нитраты сохраняются в тканях растений в неметаболизированном состоянии.

Кроме того, растения могут постепенно накапливать тяжёлые металлы, если они присутствуют в природной среде. При загрязнении природы свинцовыми соединениями из выхлопных газов автотранспорта, растения собирают больше свинца с помощью листьев, чем с помощью корневой системы. В то время как свинец попадает в организм человека по цепи питания от растительной пищи через печень и почки жвачных животных, ртуть в основном накапливается в организме рыб и моллюсков, в также в печени и почках млекопитающих. Кадмий попадает в организм человека с растительной, мясной (потроха) пищей, а также съедобными грибами.

Большую группу опасных загрязнений составляют радионуклиды. В растительной пище особенно часто можно встретить стронций – 89, 90, йод – 131, цезий – 137, барий – 140, калий – 40, углерод – 14, тритий – 3.

Все радионуклиды могут быть усвоены различными организмами и таким образом попасть в продукты питания.

Радионуклиды либо вступают в прочное взаимодействие с органическими соединениями, либо заменяют элементы в клетках, выполняя ту же функциональную роль. Для долго живущих радионуклидов устанавливается постоянная концентрация в живых организмах. Среди естественных радионуклидов главенствующая роль (около 90% от суммарной активности) принадлежит калию – 40. Элемент калий, в котором доля калия – 40, составляет определённый процент обычно попадает в организм с растительной пищей или с молоком (содержание калия составляет 1,4 г в 1 л).

Остающиеся 10% активности радионуклидов естественного происхождения попадёт на долю углерода – 14, который содержится во всех органических соединениях, а также на радионуклиды некоторых других элементов.

Среди радионуклидов антропогенного происхождения главную роль играют йод – 131, цезий – 137, стронций – 90.

После аварии атомного реактора в Чернобыле (апрель 1986 года) прежде всего было обнаружено сильное загрязнение радионуклидом йод – 131- источники бета и гамма излучений. Вследствие сравнительного небольшого полураспада этого радионуклида (8 дней) его физиологическое действие на человека продолжается практически только в течении приблизительно 60 дней.

За это время (почти 7,4 периода полураспада) активность йода уменьшается в 136 раз. Радиоактивный йод попадает в организм человека вместе со свежим молоком, свежими овощами и яйцами. Попавший в организм йод накапливается в щитовидной железе, загрязняя её в более значительной степени, чем остальные органы.

Значительно дольше проявляется действие на окружающую среду бета – излучений цезия – 137 и стронция – 90 с периодом полураспада 30 и 28 лет соответственно. Цезий после сорбции корнями распределяется между всеми частями растения. Он накапливается в грибах. В организм человека цезий попадает главным образом с молочными и мясными продуктами, а также с хлебом. В кишечнике цезий почти полностью ресорбируется. Для части, отложившейся в мышечной ткани, характерен биологический период полувыведения 50 – 200 дней. При повторном поступлении радиоцезий накапливается в организме, причём пораженик может достичь значительных размеров, поскольку, хотя бета – излучение действует на ткани только на глубину несколько миллиметров, его ионизирующая способность значительно больше, чем у рентгеновских лучей.

Стронций – 90 значительно дольше, чем цезий удерживается в организме человека. Он попадает в, организм в основном с растительной пищей, молочными продуктами и яйцами. Поскольку стронций – 90 вместе с кальцием отлагается главным образом в костях, то основная нагрузка при поражении организма приходится на костный мозг, отвечающий за работу кровеносной системы.

Накопления радионуклидов в определённых органах и тканях приводит к более опасным последствиям, чем их равномерное распределение по всему организму. Это является одной из причин того, что углерод – 14 и тритий 3 рассматриваются как сравнительно «безопасные» радионуклиды. Тем не менее, оба этих радионуклида имеют большие периоды полураспада (5570 лет у углерода – 14 и 12,3 года у трития – 3), что обеспечивает им длительность пребывания в цепи питания.

По соображениям охраны здоровья людей для различных пищевых продуктов были установлены нормативы допустимого содержания радионуклидов, хотя предельные концентрации при этом не всегда достаточно биологически обоснованы.

 

Вопрос 10. Сущность и характеристика здоровья населения (человека)

 

Наша биосфера - динамическая планетарная экосистема, которая в процессе своего эволюционного развития выработала способность к саморегуляции и нейтрализации негативно действующих процессов. Ещё в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой, но уже в конце XIX в. научно - технический прогрес, способствующий появлению и внедрению новых технологий, привёл к небывалым по силе и разнообразию воздействиям на биосферу. Воздействие человека оказалось настолько мощным, что сегодня поставило под угрозу само существование биосферы; разрушается озоновый слой Земли, уничтожается планктон морей и океанов, гибнут многие виды животных и растений, в окружающую среду выбрасываются тысячи тонн различных веществ, в том числе токсичных, канцерогенных, не родственных биосфере, которые она неспособна трансформировать.

За время своего существования человека уже уничтожил 70% естественных экосистем, которые были способны переработать отходы жизнедеятельности людей. Соей неразумной опасной деятельностью человек по существу уничтожает биологическую и экологическую основу Земли, провоцируя её на катастрофу. Человек не замечает, что, уничтожая природу, он губит самого себя, поскольку сам является частью природы, частью биосферы. Вставши в полный рост многочисленные современные глобальные экологические проблемы, такие как нарушение биологического разнообразия, опустынивание, исчезновение лесов, преобразование территорий, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, требует немедленного позитивного решения. К сожалению, осознание этого происходит очень медленно. Но уже сегодня многие факторы современной, окружающей среды, такие как загрязняющие вещества канцерогенного и мутагенного действия (диоксины, пестициды, тяжёлые металлы), энергетические (шумовые и электромагнитные) и ионизирующие загрязнения среды, оказывают сильное негативное воздействие на здоровье человека.

В такой обстановке не только физическое, но и психологическое здоровье человека испытывает мощное отрицательное воздействие. Так Чернобыльская катастрофа привела не только к тому, что в областях, пострадавших от аварии, резко возросло число детей с раком щитовидной железы, но и к тому, что у 30% 5-6 летних детей наблюдалось отставание в психическом развитии, а у населения появилось новое заболевание – радиофобия, то есть повышенный страх перед радиацией, необъективная раздражённость, эмоциональные срывы. Сегодня совершенно очевидно, что проблема сохранения здоровья человека оказалась очень важной как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку выливается проблему выживания человека как вида.

Первобытные медицинские представления человека были очень наивны и изначально строились на понимании болезни как воздействия сверхъестественных сил. В этот период времени врачевание заключалось в изгнании злого духа, которое осуществлялось с помощью молитв и жертвоприношения. Со временем этот тип врачевания формирует знахарей – заклинателей, опиравшихся на мифологические магические процедуры.

Учение о здоровье прошло многовековой путь развития, своими корнями оно уходит в философию и медицину Древней Греции и Древнего Рима и изложено в трудах Гиппократа и Платона. О влиянии образа жизни на состояние человека уже обсуждает медик и философ средневековья Абу Али ибн Сына (Авиценна). Народная медицина того времени основана на древнейшей традиции лечебного применения средств растительного, животного и минерального происхождения. Позднее создаются приёмы санитарии и гигиены, появляются физиотерапевтические процедуры, массаж, иглоукалывание, диет а, разрабатываются новые хирургические приёмы и создаются первые медицинские инструменты (скальпель, щипцы и др.). Это направление формирует лекаря-врачевателя – знатока лекарственных трав и простейших методов хирургии. Натурфилософские концепции того времени представляют болезнь как особую форму жизни, имеющую более низкий уровень, чем нормальная жизнь. Болезнь рассматривается односторонне, как соматическое проявление, болезнь только физического тела человека.

В XX в. возникает и набирает силу новая концепция – целостности организма, на основе которой возникают психосоматические, антропологические и социокультурные модели болезней. Среди них особое место занимает концепция З. Фрейда, пробившая брешь в традиционных натуралистических воззрениях.

По Фрейду болезнь – телесное своеобразное выражение душевных расстройств или следствие неподвластных человеку переживаний и конфликтов и их вытеснение в подсознание.

Современная медицина после долгих изысканий здоровье определяет как способность организма к самосохранениюи совершенной саморегуляции, поддержания гомеостаза, атакже как способность человека оптимально удовлетворятьсвои материальные и духовные потребности.

Потенциал физической, психической, умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека, а, следовательно, и общества.

Болезнь является вещественной альтернативой здоровья

Это качественно новое состояние организма, которое определяется как нарушение нормального психосамоторного состояния и способности удовлетворять свои потребности. При этом понятие болезнь тесно связано с понятием нормы как функционального оптимума биологической системы, и патологии как нарушения этой нормы. Причинами болезней сегодня считается не индивидуальное, а совместное действие внешних и внутренних факторов, роль которых меняется в зависимости от уровня развития общества.

В уставе Всемирной организации здравоохранения указывается, что здоровье населения следует понимать как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов.

В характеристику здоровья включают:

- демографические показатели (рождаемость, смертность, мёртворождаемость, продолжительность жизни);

- заболеваемость – общая, отдельных возрастных групп, и инфекционная, неинфекционная, хронически, неспецифические заболевания и т.д.;

- физическое развитие всего населения или отдельных возрастных и профессиональных групп;

- инвалидизация.

Содержание

1. Пищевые вещества человека и требования предъявляемые к ним

2. Белки (аминокислоты) состав, основные источники. Суточная норма на человека в режиме питания и энергоценности.

3. Жиры. Элементарный состав. Основные источники. Суточная норма человека в рационе питания и энергоценности.

4. Углеводы. Элементарный состав. Основные источники. Суточная норма человека в рационе питания и энергоценности.

5. Витамины и их роль в рационе питания человека.

6. Минеральные вещества и их роль в рационе питания человека.

7. Обмен веществ и энергии в процессе питания человека.

8. Режим питания человека.

9. Загрязнение продуктов питания нитратами (нитритами) и радионуклидами.

10. Сущность и характеристика здоровья населения (человека).

Литература

1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону.: Фенікс, 2000. - 352 с., (С. 76-103)

2. Желібо Є.П., Завірюха Н.М., Зацарний В.В. Безпека життедіяльності. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. - Львів.: Каравела. 2001,- 320 с. (С. 10-34, 54-69,80-86, 109-1 1 5, 142-151).

3. Скобло Ю.С., Цапко В.Г., Мазаренко Д.І., Тіщенко Л.М. Безпека життедіяльності. Навчальний посібник. - Київ.: Знання, 2004. - 397 с. (С. 14-69, 85-101).

4. Ярошевська В.М. Безпека життедіяльності. Підручник. - Київ.: Професіонал, 2004. (С. 10-17, 80-99).

5. Бедрій Я.І., Нечай В.Я. Безпека життедіяльності. Навчальиий посібник для студенів вищих навчальних закладів. - Львів.: Магнолія, 2007. - 499 с. (С. 5-10)

Тестовые задания:

1. Укажите номер правильного определения. Человеческий организм для своего поддержания и производства работы нуждается в веществах, способных превращать свою потенциальную энергию в другие виды энергии: химическую, тепловую, электрическую и т.д. ему необходимо доставлять такие вещества, которые способны к расщеплению и в дальнейшем к окислению одним из основных факторов для удовлетворения этой потребности организма является пища:

1. Вещества, представляющие собой набор различных элементов, способствующих росту и развитию организма называются пищевыми веществами

2. Вещества, дающие организму энергию, пополняющую труты организма, участвующие в его строительстве и поддерживающие постоянную температуру называются пищевыми веществами

3. Пищевые вещества – это твердые и жидкие вещества, которые используются как энергетический материал

 

2. Укажите номер неправильного ответа. Пища должна находиться в тесной связи с потреблением организма. Питание должно быть:

1. Нормальным, когда пища покрывает все потребности организма, происходит функционирование всех органов

2. Недостаточным – происходит потеря веса и отклонение в функционировании всех органов

3. Дметическим – происходит рациональное функционирование всех органов организма

4. Избыточным – при котором часть пищи после удовлетворения всех потребностей организма откладывает в виде значительных запасов, главным образом жиров

 

3. Укажите номер неправильного ответа. Все живые организмы имеют потребность к пище. Эта потребность имеет следующие значения:

1. Как источник энергии для поддержания жизни и выполнения своих функций

2. Как материал для строительства и обновления своих клеток

3. Как материал, обеспечивающий все потребности организма

4. Укажите номер правильного ответа. Количество пищи определяется частотой продукции растений. В мире за год потребляется сухих веществ фотомассы, приблизительно:

1. 130 млрд. т.

2. 120 млрд. т.

3. 110 млрд. т.

4. 140 млрд. т.

В которой содержится энергия:

1. 5*1021 дж

2. 4*1022 дж

3. 3*10-20 дж

4. 2,3*1021 дж

5. Укажите номер неправильного ответа. Требования, предъявляемые к пище. Она должна:

1. Доставлять организму необходимое количество калорий

2. Содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов

3. Содержать необходимое количество углеводородов

4. Иметь хороший внешний вид, быть приятной на вкус и на запах

5. Создавать чувство насыщения

6. Быть разнообразной

7. Иметь хорошую усваиваемость организмом

8. Быть безвредной

 

6. Укажите номер правильного ответа. Какое количество земель приобщено к сельскому хозяйству мира:

1. 3 млрд. га.

2. 4,5 млрд. га.

3. 3,8 млрд. га.

4. 4 млрд. га.

Где работает человек:

1. 3 млрд. чел.

2. 2 млрд. чел.

3. 4 млрд. чел.

4. 3,5 млрд. чел.

Укажите номер правильного ответа. елки – сложные азотосодержащие биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты, высокомолекулярные органические соединения, состоящие из остатков 20 аминокислот (всего более 150). Под влиянием пищеварительных соков белок распадается на все менее сложные по строению частиц и доходит до степени аминокислот, которые уже в состоянии всасываться в стенки желудка и кишечника, и соединившись между собой в различных комбинациях, дают белок другого состава, т.е. из белка пищевого продукта, он превращается в белок клеток и их тканей, организма который практически лишен резерва белка. Единственным источником их являются белки пищи.

В рационе питания норма белка в сутки на человека составляет:

1. 80-90 г.

2. 90-100 г.

3. 100-150 г.

4. 200 г.

Причем на долю полноценных белков животного происхождения для взрослых должна находится не менее:

1. 1/2

2. 1/3

3. 1/5

4. 2/3

Белки обеспечивают суточной энергоценности рациона питания человека в среднем около:

1. 10%

2. 7%

3. 12%

4. 5%

8. Укажите номер правильного ответа. Жиры вещества животного и растительного происхождения, состоящие в основном из сложных эфиров глицерина и одноосновных высших карбоновых кислот (жирных кислот), а так же спиаринов, фосфолипидов и жирорастворимых витаминов. Элементарный состав жиров:

1. Углерод – 80,5%, водород – 10,5%, кислород – 9%

2. Углерод – 70,5%, водород – 15,5%, кислород – 14%

3. Углерод – 76,5%, водород – 12,0%, кислород – 11,5%

В природе обнаружено свыше 40 жирных кислот, они могут быть: насыщенными (животного происхождения) и ненасыщенными (растительного происхождения), животные жиры (говяжий, свиной и бараний) – это твердые вещества. Избыток насыщенных кислот в питании приводит к нарушению обмена жиров, повышение содержания холестерина в крови.

Растительные жиры – как правило, жидкие, которые имеют жирные ненасыщенные кислоты, они повышают эластичность и уменьшают проникновение в стенки сосудов, создают с холестерином соединения, которые легко выводятся из организма. Норма потребления жира взрослым человеком в сутки составляет:

1. 120-130 г.

2. 50-60 г.

3. 80-100 г.

Суточное потребление жира должно составлять:

1. Растительные – 2/3, животные – 1/3

2. Растительные – 1/2, животные – 1/2

3. Растительные – 1/3, животные – 2/3

В среднем, суточная норма энергоценности рациона жира составляет:

1.20%

2.40%

3.33%

10. Укажите номер правильного ответа. Углеводы – это группа природных органических соединений, в элементарный состав которых входит углерод 44,6%, водород 6,2% и кислород 49,5%. Это первичный продукт фотосинтеза. Углеводы делятся на монополисахариды (сахароза) и олигополисахариды. Для моносахаридов (сахарозы) всасывание углеводов возможно только когда они расщепляются до глюкозы. Олигополисахариды – это крахмал, гликоген, клетчатка, пектиновые вещества. Клетчатка – пищеварительным трактом почти совершенно не усваивается, но дает необходимый объем пищи. Она вводится в организм с хлебом, овощами, фруктами. Крахмал не способен всасываться, но при переваривании под воздействием ферментов доходит до степени глюкозы. Главная масса углеводов в пище содержится в виде крахмала. При правильном и рациональном питании количество сахарозы в сутки на человека не должно превышать:

1. 30-40 г.

2. 50-80 г.

3. 80-90 г.

Клетчатки:

1. 40-50 г.

2. 50-70 г.

3. 70-80 г.

Крахмала:

1. 230-280 г.

2. 300-350 г.

3. 150-200 г.

Углеводы – главный источник энергии организма. Энергоценность питания организма углеводами обеспечивается в сутки:

1. Около 50%

2. Около 60%

3. Около 70%

11. Укажите номер правильного ответа. Витамины (от латинского Vita-жизнь) – это жизненно необходимые низкомолекулярные органически биологические высокоактивны соединения разнообразной химической природы не синтезированные (или синтезированные в недостаточном количестве) в организме, поступающие с пищей и выполняющие функцию катализаторов – ускорителей обменных процессов. Содержание витаминов в пищевых продуктах составляет:

1. 10-100 мг/100 г

2. 20-50 мг/100 г

3. 80-90 мг/100 г

12. Укажите номер неправильного ответа. Недостаточность витаминов возникает вследствие:

1. Низкого содержания в суточном рационе

2. Длительного и неправильного хранения

3. Нерациональной кулинарной обработки

4. Из-за резкого переохлаждения организма

5. Воздействия антивитаминных факторов

6. Нарушения баланса химического состава рационов

7. Из-за пищевых извращений и религиозных запретов, налагаемых на ряд продуктов и некоторых народностей

13. Укажите номер неправильного ответа. Повышенная потребляемость в организме витаминов возникает:

1. При особых физических состояниях организма (интенсивный рост, беременность)

2. В определенных климатических условиях

3. При интенсивной физической и нервнопаралитической нагрузке

4. При стрессовых состояниях

5. При сильном переедании

6. При заболеваниях внутренних органов и инфекционных заболеваниях

14. Укажите номер неправильного ответа. Минеральные вещества участвуют в росте и создании клетки и тканей тела человека. Они не имеют энергетической ценности, но необходимы для жизнедеятельности организма. минеральные вещества, которые содержаться в пищевых продуктах и тканях организма человека, могут быть в виде:

1. Макроэлементов (значительное количество)

2. Декаэлементов (среднее значение)

3. Микроэлементов (незначительное)

15. Укажите номер правильного ответа. Макроэлементы минеральных веществ бывают основного характера (к ним относятся – кальций, магний, калий, натрий) и кислотного характера (к ним относятся – фосфор, сера, хлор). Всего требуется организмом человека макроэлементов в сутки:

1. Около 10 г.

2. Около 20 г.

3. Около 30 г.

4. Около 50 г.

16. Укажите номер правильного ответа. Микроэлементы – это группа химических элементов, находящихся в организме человека или животного в незначительных количествах суточная потребность в них выражается:

1. Миллиграммах или частица миллиграмм

2. Граммах

3.Микронах

17. Укажите номер неправильного ответа. Жизненные процесс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.197 с.)