При этом Система может быть рассмотрена на трех уровнях: на уровне системы, надсистемы и подсистем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При этом Система может быть рассмотрена на трех уровнях: на уровне системы, надсистемы и подсистем.



Можно выделить следующие рациональные пути вычерпывания ресурсов развития:

 

А. на уровне системы:

- вычерпывание собственных ресурсов: система в общем, виде остается без изменения, используются ее ресурсы на уровне системы, она постепенно обрастает буферными подсистемами, выполняющими требуемые функции, с последующей идеализацией и сворачиванием системы в идеальную подсистему или идеальное вещество; Например, развитие винтовки, суднаи и т.п.

- по линии моно-система à би-система поли-система сложная система, сворачивающаяся система: повышение ГПФ достигается за счет увеличения системного эффекта, без изменения принципа действия системы;

- по линии объединения с альтернативными системами с измененными характеристиками, увеличивающими степень неоднородности синтезированной системы с последующей идеализацией и сворачиванием системы в идеальное вещество;

В. на уровне надсистемы:

- исчерпав возможности развития на уровне системы, ее развитие (системы) продолжается на уровне надсистемы, куда она входит в качестве одной из подсистем со своей Основной Функцией Цели.

С. на уровне вещества:

- вычерпывание собственных ресурсов: вещество в общем виде остается без изменения, но постепенно «обрастая» дополнительными веществами, выполняющими требуемые функции, превращается в вещество-композит;

- по пинии использования свойств веществ, выполняющих функцию системы моно-вещество би-вещество, поли-вещество сложное-вещество «сворачивающееся» в идеальное вещество à ….

- по линии вычерпывания ресурсов развития на уровне подсистем вещества за счет использования свойств его внутренней организации.

Для достижения ОФЦ используется весь арсенал альтернативных признаков. Причем, исчерпав ресурсы развития на одном уровне, переходят к использованию их на другом уровне, вплоть до вычерпывания самого принципа, на котором основано функционирование системы, и смены принципа. Причем предпочтительным является тот путь, который обеспечивает выполнение принципа наименьшего действия. Это дает возможность получить максимальное значение ОФЦ, т.к. максимально используются те элементы и потоки Энергии, Вещества и Информации, которые имеются в системе.

Анализ эволюции технических систем (занимающих разные ниши в техносфере), а также научных систем, проведённый автором в начале 90-х годов, показал, что они, проходят четыре этапа развития, приведенные выше, развиваются преимущественно по нескольким р ациональным путям вычерпывания ресурсов развития: на уровне системы, надсистемы и вещества ( рис. 6.10 ). Эти пути развития ТС ещё раз подтверждают, что принцип неоднородности является универсальным принципом эволюции природных и искусственных систем.

Развитие любой системы идет по приведенной выше схеме, представленной в форме объемной волны: вначале создается исходная система, далее для повышения её эффективности происходит объединение систем в би -систему – в систему из двух одинаковых систем, далее в систему из 3-8 и т.д. систем. «Волна» «пухнет», наполняясь системами по отмеченным выше линиям, вплоть до верхней точки, когда у неё начнутся сбои (для технических систем на уровне надсистемы. Но здесь начинается новый процесс – сворачивания системы в полностью свернутую систему или идеальное вещество, или систему ИВ1 (ИС1), ИВ2 (ИС2), ИВ3 (ИС3) и т.д.

Анализируя развитие представлений о технической системе (ТС) и о природной, можно выявить простой алгоритм, по которому в общем виде происходит развитие научных представлений или систем (НС) как в технике, так и в науке:

1. Сформулировать идеальный конечный результат (ИКР) для данной проблемы: каким должен быть идеальный конечный результат, чтобы данный результат стал возможным?

2. Определить состав исследуемого объекта, чтобы реализовать ИКР. Из чего состоит объект исследования?

Определяется состав исследуемого объекта и на его основе подбирается логически непротиворечивая структура системы и динамика поведения (развитие).

3. Для ТС: Если найден состав будущей системы, который дает новое качество, то ищите такую структуру, которая позволит значительно улучшить это качество и ГПФ системы.

Для НС: Как устроен объект исследования? После определения состава объекта, идёт процесс поиска адекватной ему структуры, что заканчивается формированием концепции о его структуре.

4. Для ТС: Если найдена наиболее эффективная структура, определите на какую часть системы приходится больше всего внешних и внутренних воздействий (или предъявляются «претензий»), которые мешают лучшему выполнению ее ГПФ. Если система в целом «жесткая», то замените жесткие связи части системы (которая испытывает внешнее воздействие) на подвижные, гибкие и т.п. связи. Там, где система ломается от эксплуатации, нужно сломать заранее и заменить жесткие связи подвижными. Если исчерпаны все ресурсы на уровне системы – макроуровне, то необходимо перейти к использованию свойств на микроуровне, где происходит инверсия свойств: на макроуровне система становится жесткой (антидинамизация), а на микроуровне – подвижной, динамичной.

Для НС: Как происходит функционирование (работа) системы с данной структурой и данным составом, по каким правилам и с какой динамикой? Почему именно так? Выявляются правила гармонии системы, её устройства и функционирования. Выявляется механизм адаптации (гармонии) системы и её динамика. Что заставляет её быть такой?

5. Для ТС: Если система уже динамичная, для лучшего выполнения ею своей ГПФ необходимо ввести обратную связь, что сделает систему более адаптивной к различным воздействиям.

6. Для ТС: Если система уже адаптирована к конкретным условия, ее ГПФ можно будем повысить за счет разворачивания по линии моно-би-поли-сложные системы и сворачивания системы за счет «поглощения» систем более высокого ранга системами низшего ранга и переход к саморазвитию системы.

Для НС: Как развивается система и что ею движет? Почему одна система сменяет другую? Какова цель этого развития? Кому это нужно?

При анализе истории науки и техники и синтезе концепций их развития необходимо также учитывать закономерности диалектики развития этих систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.141.125 (0.007 с.)