Совершенствование товарной политики предприятия туристско-рекреационной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование товарной политики предприятия туристско-рекреационной сферы



Совершенствование [62] товарной политики предприятия туристско-рекреационной сферы. В данной статье обоснована необходимость совершенствования товарной политики туристского предприятия. Обозначена актуальность применения теоретических концепций и практического инструментария маркетинговой деятельности, значимой частью которой является товарная политика. Раскрыта важная роль товарной политики в маркетинговой деятельности туристского предприятия. Предложен комплекс предварительных работ и маркетинговых исследований, направленных на совершенствование товарной политики. Даны рекомендации в рамках совершенствования товарной политики туристической гостиницы для сглаживания отрицательного фактора сезонности. Практика работы отечественных гостиничных предприятий показала, что реализация конференц-услуг повышает загрузку номерного фонда на 10%.

Improvement of the product policy of the enterprise in the tourist and recreational sphere. This article substantiates the need to improve the product policy of a tourist enterprise. The relevance of the application of theoretical concepts and practical tools of marketing activities, a significant part of which is product policy, is indicated. The important role of commodity policy in the marketing activities of a tourist enterprise is revealed. A complex of preliminary works and marketing research aimed at improving the product policy is proposed. Recommendations are given for improving the product policy of a tourist hotel to smooth out the negative factor of seasonality. The practice of domestic hotel companies has shown that the implementation of conference services increases the occupancy of the room stock by 10%.

Анализ последних исследований и публикаций. Как показал анализ работ ряда авторов, среди которых отметим Л.В. Баумгартена, Е.А. Джанджугазову, В.А. Квартальнова, М. Битнера, Л. Берри, Э. Гаммессона, К. Гренрооса, В. Зейтхамла, Ф. Котлера, Е. Лангеарда, А. Парасурамана, Д. Ратмела, глобализация рынка туристско-рекреационных услуг характеризуется высокой скоростью изменений, как на мировом уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Под воздействием быстро изменяющейся внешней среды предприятиям туристско-рекреационной сферы необходимо пересматривать стратегию развития, изменять стандарты и технологии предоставления услуг для удержания конкурентных позиций.

Выделение нерешенной проблемы. На сегодняшний день среди основных проблем отечественных предприятий туристско-рекреационной сферы выделяют несоответствие инфраструктуры современным рыночным стандартам, связанное с изношенностью номерного фонда, использованием устаревшего оборудования, и предоставление слишком узкого ассортимента услуг. В этой связи возрастает актуальность применения теоретических концепций и практического инструментария маркетинговой деятельности, значимой частью которой является товарная политика [1, 2]. Товарная политика призвана обеспечить конкурентоспособность предлагаемого на рынке туристско-рекреационных услуг продукта путем выбора стратегии соответствующей рыночной ситуации и оптимизации товарной номенклатуры. Товарная политика как действенный инструмент маркетинговой деятельности влияет на повышение продаж и укрепление финансового состояния предприятия [4]. Таким образом, товарная политика занимает ведущее место в маркетинговой деятельности и от ее эффективности зависит конкурентоспособность предприятия в целом.

Цель статьи заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию товарной политики туристского предприятия.

Изложение основного материала. Мировой опыт показывает, что успех в гостиничном бизнесе возможен в случае ориентации гостиничного предприятия на маркетинговый подход, главной целью которого является достижение наивысшего уровня качества обслуживания гостей, который невозможен без эффективной товарной политики.

Одной из задач товарной политики является разработка товарной стратегии. В научной литературе данному вопросу посвящены работы зарубежных и отечественных ученых И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. Котлера, П. Завьялова, А. Телетова. Формирование товарной политики предприятия должно быть обеспечено информационно-методической базой, на всех этапах проводится сбор маркетинговой информации, и рассчитываются производственно-экономические показатели.

С целью разработки комплекса мер по совершенствованию товарной политики предлагаются следующие рекомендации по ее оптимизации. Прежде всего, следует сказать о выборе необходимой продуктовой стратегии. На основании проведенного анализа состояния товарной политики туристической гостиницы, считаем необходимым ориентироваться на стратегии, основанные на применении матрицы Ансоффа «продукт – рынок», так как данные стратегии эффективны в условиях роста рынка и расширения продуктовой линии. В сложившейся ситуации целесообразен выбор стратегии развития товара, нацеленной на модернизацию действующих продуктов и услуг или разработку новых с целью увеличения продаж на существующем рынке. Стратегия реализуется посредством совершенствования качественных показателей гостиничных продуктов и расширения их ассортимента.

Зачастую новые гостиничные продукты не воспринимаются рынком, во избежание чего следует повышать эффективность разработки нового продукта. Так, в маркетинговой программе должен быть проведен комплекс предварительных работ и маркетинговых исследований, которые обеспечат:

- разработку уникального продукта, востребованного рынком, имеющего повышенную ценность и превосходящего продукты конкурентов;

- ориентацию на международный опыт при разработке и продвижении нового гостиничного продукта;

- четкое видение концепции разработки;

- подтвержденный планом маркетинга эффективный выход на рынок.

Представленная структура гостиничного продукта выступает основой для расчета его ценности, усиления желаемых для гостя преимуществ, сокращения нежелательных издержек и в целом повышения его качества. На практике в целях повышения качества гостиничного продукта бывает эффективным проведение значительной модернизации всей производственной деятельности гостиничного предприятия и системы предоставления услуг.

В процессе разработки новых гостиничных продуктов возможно применение двух маркетинговых подходов:

1. Маркетинг отклика – установление потребностей гостей и уровня удовлетворенности, развитие существующего или латентного рыночного спроса;

2. Маркетинг предложения – нахождение нового способа удовлетворения существующих потребностей гостей, создание новых рынков путем творческого подхода и новых технологий.

В условиях наличия достаточного объема ресурсов гостиничным предприятиям следует ориентироваться на разработку уникальных гостиничных продуктов, которые будут вызывать повышенный интерес у гостей.

Стратегии разработки новых гостиничных продуктов представим в виде схемы (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Стратегии разработки новых гостиничных продуктов

Для сглаживания отрицательного фактора сезонности в рамках совершенствования товарной политики туристической гостиницы предлагается модернизировать ее конференц-зал. Реализация поставленной задачи требует выполнения определенных нормативов, которые разработаны Международной ассоциацией конгресс-центров (AIPC). Данной ассоциацией разработаны стандартные требования к помещениям, предназначенным для проведения деловых мероприятий. Для обеспечения продуктивной работы участников требования предъявляются к наличию необходимого количества помещений различного назначения, оборудования и специальной мебели, комплекса требуемых услуг, квалификации персонала и мер безопасности.

Для успешной работы заседания необходимо обеспечить звуковой и световой комфорт (акустика помещения, отсутствие внешних звуков). Практика работы отечественных гостиничных предприятий показывает, что реализация конференц-услуг повышает загрузку номерного фонда на 10%. Деловые мероприятия, организованные на базе гостиницы, позволяют выровнять загрузку в летние месяцы и заполнить ее в выходные дни. Кроме того, если гость в среднем останавливается на 1,5-2 дня, то участник конференции на 3-4 дня [3]. Корпоративные клиенты активно пользуются дополнительными услугами гостиницы, в том числе услугами ресторанного сервиса. Важно отметить, что затраты по оснащению конференц-зала необходимо рассматривать как инвестиции в создание дополнительного источника доходов от его сдачи в аренду. Отметим, что оптимизация товарной номенклатуры гостиничного продукта имеет специфические особенности управления его ассортиментом, требующие проведения его систематизации по группам (основной, поддерживающей, стратегической, тактической и перспективной), при этом эффективность управления товарной номенклатуры обеспечивается оптимальным сочетанием выделенных продуктовых групп.

Выводы. Таким образом, в результате исследования выло выявлено, что одним из залогов успешной деятельности гостиничных предприятий в условиях глобализации бизнеса является грамотно сформированная продуктовая стратегия, органично включенная в общую маркетинговую стратегию предприятия. Это обусловлено тем, что гостиничный продукт является одним из базовых элементов комплекса маркетинга и эффективным средством влияния на рынок, основополагающим источником прибыли и вместе с тем главной проблемой гостиничного предприятия. В качестве рекомендаций по совершенствованию товарной политики туристской гостиницы была выбрана стратегия развития товара, нацеленная на модернизацию действующих услуг и разработку новых с целью увеличения продаж на существующем рынке. Стратегия реализована посредством совершенствования качественных показателей гостиничных продуктов и расширения их ассортимента. Разработанные рекомендации по совершенствованию товарной политики туристской гостиницы позволят оптимизировать предлагаемый на сегодняшний день узкий ассортимент гостиничных услуг путем его расширения, что обеспечит реализацию круглогодичного отдыха.

Список использованных источников:

1. Баумгартен, Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия [Текст] / Л.В. Баумгартен. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 338 с.

2. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт, 2016. – 448 c.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/.

4. Тимиргалеева, Р.Р. Управление предприятиями туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга: монография [Текст] / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин, М.А. Шостак – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. – 296 с.

5. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.russiatourism.ru.

Ключевые слова: товарная политика, туристско-рекреационная сфера, туристское предприятие, продуктовые стратегии, маркетинг.

УДК 911.3:338.48                                                                                              Чеглазова М.Е.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры туризма,

                                                            Жилков Э.Ю.,

обучающийся 5 курса направления подготовки «Туризм»,

ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»,

                                                                                                                 г. Симферополь, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.014 с.)