Меры государственного регулирования развития туризма в условиях цифровизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры государственного регулирования развития туризма в условиях цифровизации



Меры [67] государственного регулирования развития туризма в условиях цифровизации. Система государственного регулирования цифровизации в туристской дестинации строится на базе двух нормативно-правовых актах: Стратегия развития туризма до 2035 года и федеральная программа «Цифровая экономика», конкретные мероприятия по воздействию государства на процесс цифровизации заложены на пересечении двух документов. Данные акты закладывают направления развития цифровизации в туристской индустрии, когда как дополнительные документы к актам раскрывают конкретные мероприятия по государственному регулированию цифровизации страны как туристской дестинации. Авторы в статье проводят оценку административных и экономических методов и инструментов государственного регулирования развития туристской дестинации и цифровых технологий в России и за рубежом, а также выявляют проблемные моменты государственного регулирования туристской дестинации в условиях цифровизации. В данной статье поднимается вопрос эффективности мер государственной поддержки туристского бизнеса в условиях цифровизации. Проводится анализ всех реализованных и планируемых мер государственного регулирования цифровизации туристской дестинации через призму функций государственного регулирования. По результатам анализа всех нормативно-правовых документов по государственной поддержке туристской отрасли и цифровизации экономики, авторы раскрывают факторы данных мер. С целью усовершенствования государственного регулирования цифровизации туристской дестинации авторы приводят примеры успешных зарубежных мероприятий государственного регулирования цифровизации, косвенно затрагивающих развитие туризма в стране. Кроме этого, предложенное авторами сравнение систем государственного регулирования цифровизации в мире и в России открывает новые направления и подходы к совершенствованию инструментов государственного регулирования, а именно использование цифровизации не как условия развития, а как инструмент государственного регулирования.

Measures of state regulation of tourism development in the context of digitalization. The system of state regulation of digitalization in a tourist destination is based on two legal acts: the tourism development Strategy until 2035 and the Federal program «Digital economy». specific measures to influence the state on the digitalization process are laid at the intersection of two documents. These acts lay the Foundation for the development of digitalization in the tourism industry, when, as additional documents to the acts, they reveal specific measures for state regulation of digitalization of the country as a tourist destination. The authors evaluate administrative and economic methods and tools of state regulation of the development of tourist destinations and digital technologies in Russia and abroad, as well as identify problematic aspects of state regulation of tourist destinations in the context of digitalization. This article raises the question of the effectiveness of state support measures for tourism business in the context of digitalization. The analysis of all implemented and planned measures of state regulation of digitalization of a tourist destination is carried out through the prism of state regulation functions. Based on the analysis of all regulatory documents on state support for the tourism industry and digitalization of the economy, the authors reveal the factors of these measures. In order to improve the state regulation of digitalization of a tourist destination, the authors give examples of successful foreign measures of state regulation of digitalization that indirectly affect the development of tourism in the country. In addition, the comparison of the systems of state regulation of digitalization in the world and in Russia proposed by the authors opens up new directions and approaches to improving the tools of state regulation, namely, the use of digitalization not as a condition for development, but as a tool of state regulation.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема государственного регулирования туристской дестинации в условиях цифровизации недостаточно исследована. Вопросу совершенствования управления и продвижения туристской дестинации (региона) с использованием цифровых технологий уделяли внимание такие авторы, как Халин В.Г. [11], Lew A.A. [12], Medlik S. [13].

Выделение нерешенной проблемы. В структуре мер государственного регулирования имеется нормативно-правовая база, отдельно регулирующая туризм, отдельно – цифровизацию экономики, которая не затрагивает ни туристскую отрасль, ни сферу услуг в целом. Именно поэтому актуальность работы состоит в том, что в ней проанализированы и систематизированы все нормативно-правовые акты и мероприятия государственного регулирования цифровизации туристской дестинации.

Цель статьи – оценка эффективности административных и экономических методов и инструментов государственного регулирования развития туристской дестинации и цифровых технологий в России и за рубежом.

Изложение основного материала. Внедрение цифровых технологий на уровне туристской дестинации имеет ряд барьеров для успешной и быстрой адаптации: масштаб распространения, учет интересов всех заинтересованных лиц (местные жители, туристы, бизнес, государство), сложность оценки эффективности внедрения, долгосрочная экономическая отдача не в виде прибыли, а в виде налоговых поступлений в бюджет, административные барьеры в актуализации и модернизации цифровых инструментов.

По результатам анализа всех нормативно-правовых документов по государственной поддержке туристской отрасли и цифровизации экономики [2-6], автором была составлена сводная таблица (Таблица 1) всех государственных мероприятий, косвенно и прямо стимулирующих и мотивирующих цифровизацию туристской отрасли и цифровизацию страны как туристской дестинации. 

Для создания благоприятных условий развития въездного туризма с 2017 года реализуется мера государственного регулирования туризма – упрощение визового режима через внедрение системы электронной визы. В 2017 году данная система была запущена на Дальнем Востоке для граждан, въезжающих из 18 стран. В 2019 году система электронной визы распространилась и на западные регионы – Санкт-Петербург, Калининградскую и Ленинградскую области. Эти регионы могут посетить граждане 51 страны. Планируется с 2021 года адаптировать цифровую систему электронной визы на всю страну. Основными факторами данной меры стал стабильный рост туристских прибытий иностранных граждан, которые лидируют по уровню туристских расходов в стране; сложная система получения виз в Российскую Федерацию для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий [6]; успешный опыт электронных виз на Чемпионате мира по футболу. Эффект от внедрения данной цифровой технологии появился уже в первый год реализации мероприятия: в 2019 году в Калининградской области за первые месяцы подали заявки граждане из 50 стран и более 30 тысяч человек посетили регион; в среднем к месячному туристскому потоку прибавилось 20 тысяч туристов. Электронные визы в Ленинградской области помогли нарастить турпоток из Эстонии (на 74%) и Финляндии (на 21%).

 

Таблица 1 – Меры государственного регулирования туристской дестинации

Поддержка приоритетных направлений цифровизации туристской дестинации осуществляется за счет системы правительственного премирования [4], которое составляет 1 миллион рублей и проводится ежегодно. Подать заявку могут организации, чьи проекты направлены на развитие внутреннего, въездного, социального туризма, на развитие объектов туристской индустрии, на развитие гостиничной индустрии, на развитие профессионального образования в сфере туризма, проекты, имеющие инновационную составляющую, проекты по продвижению туристских продуктов, имеющие цифровую составляющую. Факторами данной меры государственного регулирования является низкая экономическая отдача от организаций туристской индустрии, чувствительность туристской отрасли к политическим, экономическим и социальным кризисам, наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий. В рамках данной меры был поддержан и реализован проект внедрения цифровой системы обмена туристской информации (СОТИ). Этот цифровой информационный ресурс представляет собой набор сервисов для индустрии туризма, осуществляющий эффективное взаимодействие участников туристского рынка, с целью повышения прозрачности процессов управления туристской дестинации и бизнес-процессов в организациях. Такая мера поддержки была создана как средство стимулирования инновационной деятельности, которая увеличивает количество инновационных проектов в индустрии туризма на 1% и за счет них повышает конкурентоспособность туристского продукта России. Одновременно с этим, имеется ряд недостатков системы премирования как инструмента стимулирования. Во-первых, согласно положению о премии, члены авторских коллективов награждаются «за создание проекта», при этом, как отмечает Кабинет Министров, оценивающий проекты, победители были выбраны на основе вклада созданного проекта в индустрию туризма. Во-вторых, так как премия имеет ежегодный характер, было бы логично награждать только недавно запущенные проекты, между тем большинство правительственных наград достались туристическим проектам, стартовавшим 3-5 лет назад [8]. В-третьих, согласно Стратегии развития туризма приоритетным направлением является создание туристской инфраструктуры, однако среди победителей только незначительная часть проектов это отели и туристско-рекреационные комплексы. 

Государственное регулирование туристской отрасли в сфере поддержки и защиты российских туристов осуществляется посредством цифровизации процесса приобретения туристского продукта и автоматизации процесса сбора, обработки информации о туристском продукте и данных обо всех поставщиках туристских услуг – система электронной путевки [2]. Данная цифровая технология мониторинга и обеспечения безопасности туриста является инструментом повышения эффективности государственного регулирования в сфере туризма и средством повышения прозрачности работы организаций и системы управления отраслью. Государственная мера актуальна на сегодняшний день из-за незащищенности туристов в случае неисполнения туроператором и (или) турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта. Эффективное функционирование данной платформы позволит обеспечить прозрачность деятельности участников туристского рынка в процессе заключения договора о реализации туристского продукта, предотвращение случаев неисполнения обязательств по договору, защиту прав туристов, оперативный мониторинг деятельности участников туристского рынка, наличие единого информационного ресурса взаимодействия всех участников туристского рынка. 

Поддержка со стороны государства осуществляется не только относительно туристов, но и туроператоров, турагентств и их объединений. Из-за особенностей конъюнктуры туристского рынка, уровня рисков в условиях высокой чувствительности туристской отрасли к политическим, экономическим и социальным кризисам, высоких расходов иностранных туристов на территории страны государству выгодно стимулировать предпринимателей привлекать иностранных граждан путешествовать по России. В контексте данного направления государство реализует программу субсидирования туроператоров, обеспечивающих прирост количества иностранных граждан. Предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров, ориентированных на въездной туризм, было введено в апреле 2019 года [5]. Туроператоры получают субсидирование на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг размещения. Возмещение затрат на размещение туристов стимулирует увеличение продолжительности пребывания иностранного туриста в туристской дестинации, что, в свою очередь, увеличивает налоговые поступления в региональные бюджеты. Размер субсидии зависит от количества иностранных туристов из целевых стран в течение отчётного периода, от базового размера субсидии за одного иностранного туриста. Процедура планировалась как ежегодная и распространялась на всю страну. По результатам реализации данной меры государственной поддержки, представленным на рисунке 1, выяснилось, что только 48,3% заложенной суммы на субсидирование было реализовано. Программа поддержки не оказалась востребованной со стороны туроператоров, количество заявок составило 123 на сумму 322 миллиона рублей. Даже при условии утверждения всех подданых заявок 44% бюджета не было бы освоено.

Основной причиной низкой востребованности данной субсидии стало то, что субсидия выдается при наличии прямого договора между туроператором и гостиницей. Кроме этого, невостребованным оказались субсидии со стороны речных круизов, операторов железнодорожного транспорта. Главным барьером для туроператоров было привлечение туриста только с «ночевкой» и при этом не менее двух ночей. Таким образом, из субсидирования выпадают «однодневные» туристы, а также участники активных туров с размещением в палатках [9].

 

Рисунок 2 – Финансирование по программе поддержки туроператоров (млн.руб) [9]

 

В направлении государственной поддержки туроператоров, ориентированных на внутренний туризм, в 2018 году правительство запустило пилотный проект по субсидированию организаций, обеспечивающих прирост количества туристов по целевым маршрутам России [3]. В рамках пилотного проекта субсидии предоставлялись в целях возмещения расходов на оказание услуг по реализации туристского продукта по следующим туристским маршрутам: Краснодарский край (без Сочи), Республика Карелия, Приморский край, Тюменская область, Республики Алтай и Бурятия, Алтайский край, Камчатский край, Иркутская область, Сахалинская область. Документ регламентирует продолжительность пребывания на маршруте – от трех дней и минимальную численность туристов на одного туроператора. К концу 2018 года министерство заключило с 27 туроператорами 43 соглашения, в рамках которых они должны были получить субсидии на 60,3 млн руб. За счет субсидирования туроператорам удалось развернуть информационные и рекламные кампании своего турпродукта, что позволило привлечь турпоток не только в межсезонье, но увеличить его и на зимние праздники.

Как отмечают эксперты, данное субсидирование было востребовано со стороны небольших региональных туроператоров. Причиной этому является комплект документов для подачи заявки. Для подтверждения расходов требуются документы от всех партнеров, участвующих в оказании услуг по турпродукту. Для федерального туроператора это абсолютно невозможно, но для небольшой региональной фирмы, оказывающей весь комплекс услуг турпродукта самостоятельно, реально. Также проблемой стало условие предоставления субсидии только за полный туристский пакет услуг, в который входят услуги транспорта, размещения, экскурсионные и т. д. Туры федеральных туроператоров в отдаленные части страны чаще всего не включают транспортные услуги, туристы билеты приобретают сами. Именно поэтому многие федеральные туроператоры, которые обеспечивают основной внутренний туристский поток, не смогли поучаствовать в данной программе. 

Выше были рассмотрены меры государственного регулирования туристской дестинации, где основным фактором стимулирования и поддержки туристской деятельности является высокая чувствительность отрасли к политическим, экономическим и социальным кризисам.

В части функции государственного регулирования цифровизации туристской дестинации – внедрение цифровых сервисов помощи туристам, включая информационные сервисы, сервисы навигации и самообслуживания – в рамках федерального проекта «Цифровая экономика» существуют стимулирующие мероприятия в реализации проектов, направленных на внедрение цифровой технологии «Робототехника и сенсорика» [7] в приоритетные отрасли экономики, в частности, в туризм.

Согласно Дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии «Компоненты робототехники и сенсорика» [7] государственная поддержка проектов цифровизации в туристской отрасли осуществляется в части деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, а именно процессов консультирования клиентов, приготовление пищи и выкладки продуктов. Согласно Дорожной карте, в 2019 году было поддержано 2 проекта внедрения сервисной робототехники в системы массового обслуживания, в том числе в социальной сфере, ритейле и оффлайн маркетинге. К 2021 году планируется финансировать и реализовать 7 проектов в данной сфере, в 2024 году – 17 проектов. Как отмечают эксперты, основными барьерами развития и разработки данных проектов является законодательные и административные барьеры, низкая скорость разработки и внедрения готовых решений по сравнению с зарубежными аналогами, устаревшие программы вузов, нехватка квалифицированных специалистов. Основными эффектами от внедрения робот-технологий в деятельность гостиниц является повышение качества оказываемых услуг, прирост инвестиций, сокращение издержек за счет внедрения новых технологий, создание рабочих мест для обеспечения инновационной инфраструктуры.

Стимулирование разработки и реализации геоинформационных систем навигации в туризме включено в Дорожную карту цифровой технологии, нейротехнологии и искусственного интеллекта [7]. Согласно программе, поддержка коммерциализации проектов по синтезу/генерации 3D, 2D изображений и видео-объектов с сохранением узнаваемости, например, для воссоздания трехмерных моделей и их стилей на основе двухмерных изображений и видео, создания реалистичных цифровых аватаров в том числе для использования в производстве карт, в интерфейсах устройств и обучении, а также для применения в таких сферах, как туризм и градостроительство, будет производиться в форме грантовой поддержки малых предприятий и курироваться Фондом содействия инновациям. Данная поддержка осуществляется с 2019 по 2022 год. Главной проблемой распространения данной технологии является дефицит современных программ подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта, отсутствие полноценной системы нормативно-технического регулирования в данной области.

Мера государственной поддержки проектов, направленных на внедрение технологии дополненной реальности на территории туристской дестинации, закреплена в дорожной карте развития цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)» [7]. Поддержка внедрения данной цифровой технологии ориентирована на предприятия, чья деятельность направлена на применение технологии VR/AR в развитии культурной составляющей, в навигации по туристским маршрутам, в проведении экскурсий по городам и музеям. Данная мера государственной поддержки направлена на улучшение имиджа страны как туристской дестинации на международном туристском рынке, результатом чего будет увеличение посещаемости туристских объектов, увеличение туристского потока в страну и увеличение расходов туристов и поступлений в региональные бюджеты. Поддержка осуществляется по следующим вариантам субсидирования: со-финансирование компаний-лидеров для проведения пилотных внедрений в размере 50/50, гранты на прототипирование, масштабирование, предоставление субсидий кредитным организациям, предоставление льготной ставки по кредиту.

Успешной мерой государственного регулирования туристской дестинации и ее цифровизации, в части повышения прозрачности бизнес-процессов туристского рынка, является внедрение Единого федерального реестра туроператоров страны. Данная система была переведена в электронную форму и интегрирована со всеми сайтами туроператоров страны. Залог успеха данной цифровой технологии в том, что система была простой и прозрачной для всех участников туристского рынка и была методологически прописана в основном туристском законе [1]. Данная мера государственного регулирования позволила заменить метод лицензирования деятельности на более эффективный и технологичный инструмент мониторинга законности осуществления деятельности туроператоров. Однако она не выступает инструментом защиты туристов от неисполнения туроператором обязательств по договору и от банкротств компаний.

В сфере создания реестровых систем как метода государственного регулирования прозрачности работы организаций туристской индустрии существует дорожная карта «Системы распределенного реестра» федеральной программы «Цифровая экономика» [7], в которой прописаны мероприятия по поддержке данных проектов. Государство осуществляет регулирование путем поддержки отраслевых решений организаций, проекты которых направлены на разработку платформ с использованием технологии распределенного реестра для реализации услуг и продуктов. Поддержка таких проектов осуществляется как с помощью финансирования, так и за счет устранения существующих барьеров развития технологий, ввиду чего предлагается скорректировать существующие законопроекты и внести изменения в законодательство. Экономический эффект от внедрения системы распределенного реестра состоит в том, что будет снижена доля издержек в стоимости билетов, что способствует снижению стоимости для конечного потребителя.

В сфере данных технологий государственная поддержка направлена на этап «внедрение», так как система реестров находится на высоком уровне проработанности и готова к внедрению в бизнес-процессы. В соответствии с этим приоритетность инструментов поддержки для данной технологии определена следующим образом – в убывающем порядке: 1) поддержка региональных проектов; 2) предоставление субсидий кредитным организациям; 3) грантовая поддержка малых предприятий.

С целью усовершенствования государственного регулирования туристской дестинации необходимо изучить успешный зарубежный опыт.

Изучая европейскую модель (Франция, Германия) государственного регулирования, выделяются следующие особенности: цифровизация в большей степени направлена на внедрение электронных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти для предоставления государственных услуг; наличие соответствующего законодательства в европейском информационном пространстве. Главной целью цифровизации по европейской модели является обеспечение доступа к информации о деятельности исполнительных органов, к публичным услугам, возможности населению выражать свое мнение по тем или иным вопросам при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Основа датской модели цифровизации государства – это реализуемая с 2001 года стратегия электронного правительства, а с 2011 года – единая стратегия цифрового развития страны. Благодаря четкому следованию данным стратегиям, до 98% запросов бизнеса и населения поступает в госструктуры через онлайн-сервисы. В качестве успешных примеров использования цифровых технологий для повышения эффективности государственного регулирования можно привести единый каталог данных, один аккаунт для авторизации на разных сервисах, безопасные цифровые подписи на мобильных телефонах, цифровые экзамены и электронные приложения в сфере образования.

Характерной чертой американской модели является ориентация на использование цифровизации в качестве инструмента государственного регулирования. В США в 2002 году впервые в мире был принят Закон «Об электронном правительстве», который является эффективным инструментом по управлению применения информационных технологий на территории всего государства с целью привидения в единообразие и повышения эффективности предоставления электронных услуг. Закон содержит пять основных разделов регулирования деятельности в сфере электронного правительства: управление электронного правительства, финансирование и развитие электронных услуг, информационная безопасность, использование и сохранение информации, защита конфиденциальной информации и статические данные [10].

В японской модели цифровизации страны особое внимание уделено решению социальных проблем и технологическим прорывам в экономике. Правительство Японии реализует программу «интегрированные отрасли», которая включает в себя такие инновационные направления, как автономное вождение, развитие робототехники и производственной инфраструктуры, биотехнологию и химию, «умные» города. Цифровизация в Японии проходит в рамках стратегии «Общество 5.0». Согласно данной стратегии цифровизация предполагает взаимовыгодное партнерство бизнеса, технологических стартапов, институтов развития и государства, что является отличительной чертой и преимуществом японской модели цифровизации экономики и жизнедеятельности общества [10].

Сравнение систем государственного регулирования цифровизации в сфере туризма в мире и России (Таблица 2) свидетельствует о необходимости совершенствования и расширения методов и инструментов государственного регулирования страны в целом и туристской дестинации в частности, особенно в части таких направлений, как качественная подготовка кадровых ресурсов; создание партнерств субъектов цифровизации и т.д.

 

Таблица 2 – Сравнение систем государственного регулирования в мире и в России

Характеристика государственного регулирования Мир Россия
Первоочередная цифровизация промышленной отрасли + +
Разработка стратегических документов цифровизации приоритетных отраслей экономики + -
Использование инструментов ГЧП в цифровизации государства + -
Комплексная поддержка государством разработки цифровых технологий + +
Использование цифровизации как инструмента государственного регулирования + -
Взаимодействие научного сообщества и государства с целью внедрения цифровых технологий + -
Межведомственное сотрудничество в процессе цифровизации - -
Система подготовки общества к процессу цифровизации + -

Выводы. Таким образом, был проведён анализ методов государственного регулирования цифровизации в туристской дестинации, по результатам которого выявилось, что отличительной особенностью зарубежных моделей является приоритетность использования цифровизации в повышении эффективности государственного регулирования любых процессов, в том числе туристской отрасли и туристской дестинации. То есть цифровизация, согласно зарубежному подходу, рассматривается не как объект управления, а как инструмент государственного регулирования. Анализ мер государственной поддержки туризма в России показал, что инструменты цифровизации не связаны с мероприятиями, запланированными в официальных стратегических документах.

Список использованных источников:

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 от 24 ноября 1996 года //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 49. – Ст. 5491.

2. Постановление Правительства РФ от 08.06.2019 № 747 «Об утверждении Правил создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления содержащейся в единой информационной системе электронных путевок информации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 17.06.2019 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Постановление Правительства РФ от 08.08.2018 № 926 (ред. от 21.12.2019) «О реализации пилотного проекта по предоставлению субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров») // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 28.08.2018 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс].– URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 № 704 (ред. от 04.06.2019) «О премиях Правительства Российской Федерации в области туризма» (вместе с «Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области туризма [Электронный ресурс].– URL: https://base.garant.ru/70704952/.

5. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 534 (ред. от 11.11.2019) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 07.05.2019 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс].– URL: http://www.pravo.gov.ru.

6. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 23.09.2019 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс].– URL: http://www.pravo.gov.ru.

7. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс // Опубликован 03.08.2017 на официальном интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс].– URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. 10 проектов развития внутреннего туризма получили по 1 млн рублей. Премии Правительства РФ. Дефицит отельеров, стартапы десятилетней давности и проблемы коммуникации [Электронный ресурс]. – URL: https://hotelier.pro/news/item/2899-million/.

9. Ростуризм ответил на вопросы по субсидиям за иностранных туристов // Вестник АТОР. – 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/47654.html.

10. Санникова, Т.Д. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике [Текст] / Т.Д. Санникова, А.В. Богомолова, В.Н. Жигалова // Экономические отношения. – 2019. – № 2 (9). – С. 481-494.

11. Халин, В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски [Текст] / В.Г. Халин, Г.В Чернова // Управленческое консультирование. – 2018. – № 10 (118). – С.46-63.

12. Lew, A.A. A framework of tourist attraction research / A.A. Lew // Annals of Tourism research. – 1987. – № 14 (4).

13. Medlik S. Dictionary of travel, tourism and hospitality. 3-d ed. Elsevier Science, 2003. – 273 p.

Ключевые слова: туризм, туристские дестинации, цифровизация, поддержка бизнеса, государственное регулирование, цифровые технологии.

 

УДК 338.48                                                                                              Золотовский В.А.,

кандидат исторических наук, доцент,

заведующий кафедрой сервиса и туризма,

Елохина А.К.,

обучающаяся 3 курса магистратуры

направления подготовки «Туризм»,

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»,

г. Волгоград, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.038 с.)