Особенности применения современных информационных технологий в туристской отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности применения современных информационных технологий в туристской отрасли



УДК: 338.48                                                                                                  Алексеева Е.В.,

старший преподаватель

кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма,

Казанский кооперативный институт (филиал)

АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации»,

Г. Казань, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

И ГОСТЕПРИИМСТВА

 

Инновационные [66] механизмы развития сферы туризма и гостеприимства. В статье исследуются перспективы развития инновационных методов в индустрии туризма. В статье также рассматриваются преобразования в индустрии туризма на современном этапе, технические нововведения в индустрии туризма.

Изменения потребительской структуры современных туристов заставляют туристические агентства и туроператоров адаптироваться в современных условиях, чтобы оставаться конкурентоспособными на туристском рынке. Индустрия туризма и гостеприимства представляет собой активно развивающийся сектор экономики любого региона и государства. Во многих странах сфера туризма составляет основную доходную часть экономики этих стран.

Туризм, являясь основой экономики целых регионов и государств, не может позволить себе стоять на месте и не двигаться вперёд: туристы просто откажутся от устаревшего сервиса и отправятся к более современным направлениям. Любая отрасль экономики представляет собой живой организм, жизнеспособность которого невозможно представить без его динамического развития.

Innovative mechanisms for the development of tourism and hospitality. The article examines the prospects for the development of innovative methods in the tourism industry. The article also discusses the transformations in the tourism industry at the present stage, technical innovations in the tourism industry.

Changes in the consumer structure of modern tourists are forcing travel agencies and tour operators to adapt to modern conditions in order to remain competitive in the tourism market. The tourism and hospitality industry is an actively developing sector of the economy of any region and state. In many countries, the tourism sector is the main income part of the economy of these countries.

Tourism, being the backbone of the economy of entire regions and states, cannot afford to stand still and not move forward: tourists will simply abandon the outdated service and go to more modern destinations. Any branch of the economy is a living organism, the viability of which cannot be imagined without its dynamic development.

Анализ последних исследований и публикаций. Теме инноваций и преобразований в индустрии туризма на современном этапе развития достаточно много уделено внимания. Данный вопрос поднимают такие авторы, как Межова Л.А., Губин И.В. [3], Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. [4] и др. Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы и развитие инноваций в сфере туризма, также рассматриваются основные направления и преобразования в данной сфере.

Выделение нерешенной проблемы. Технологии открывают новые двери для путешественников и туристов. Появление инноваций и нововведений в туризме всегда происходит только благодаря изменению потребительской структуры туристов и путешественников. Современное поколение туристов способно совершенно самостоятельно, без помощи туроператоров и туристических агентств обеспечить и создать себе туристский пакет по своим индивидуальным потребностям и желаниям, то есть заказать номер в средствах размещения, купить билеты на авиа-, ж/д, автомобильный транспорт, определить маршрут путешествия, арендовать автомобиль, заказать индивидуальную экскурсионную программу и т.д. – самостоятельно создать собственный уникальный турпродукт, который полностью отвечает его требованиям и потребностям. В результате этого возникают и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. И туроператоры, и туристские компании, которые не могут адаптироваться в современных условиях, не занимаются цифровизацией, модернизацией технологических процессов быстро сдают свои позиции, и не могут конкурировать на туристском рынке с продвинутыми инновационными туристическими фирмами.

Цель статьи – раскрытие понятия «инновации», инновационных механизмов развития сферы туризма и гостеприимства, исследование основных инновационных мероприятий на туристическом рынке.

Изложение основного материала. Индустрия туризма на мировой арене и мировом рынке играет одну из ведущих ролей, наравне с такими важными отраслями экономики, как промышленность, здравоохранение. Туризм – одна из важных отраслей экономики любой страны. Это направление экономики развивается очень стремительными темпами, особенно это заметно в последнее десятилетие. А в самое ближайшее время от индустрии туризма мировая экономика ожидает только постоянного роста. Ежегодное увеличение вложений в индустрию гостеприимства на сегодняшний день можно оценить примерно в 30%.

Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. Разнообразие и разносторонность туристского рынка в мире увеличивается и растет в связи с изменением потребностей туристов, соответственно, и изменением структуры туристского продукта.

Успешное развитие всех сфер экономики зависит от инновационных процессов в науке и технике, от преобразований, происходящих во всех отраслях экономики любого государства и региона.

При условии успешного развития, использования новых технологий и определенных инноваций в этой сфере, туризм определенно создает приоритетное преимущество в экономике многих стран. Например, в таких странах, как Мальта, Камбоджа, Хорватия туризм занимает ведущее место в экономике этих стран. Сфера туризма входит в число основных источников дохода в данных странах.

Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристических маршрутов, проектов и т.д., внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов. Инновация – это внедрение, введение достижений науки, передового опыта в областях управления, организации труда, технологий [4, с.278].

В любом регионе страны, мира социально-экономическое развитие этих регионов, уровень качества жизни населения зависят от того, как целенаправленно используются потенциальные и реальные возможности при предоставлении туристических услуг в данных регионах. И, конечно, экономика в целом, и индустрия туризма, в частности, кардинальным образом будут меняться в лучшую сторону при введении новых технологических процессов, продуктов, услуг, методов, инновационного оборудования и т.д.

Постоянное внедрение инновационных технологий обусловило улучшение качества жизни населения. Не обошла эта тенденция и сферу туризма и гостеприимства. В последнее время значение инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса заставляет каждую компанию вводить разнообразные нововведения, усложнять производство для повышения собственной конкурентоспособности.

В сфере туризма необходимость инноваций диктуется, с одной стороны, изменяющейся средой, с другой стороны, появление инноваций в туризме происходит благодаря росту потребительской квалификации туристов, способных без помощи туроператора и турагента заказать гостиницу, купить билеты, определить маршрут путешествия, то есть самостоятельно создать собственный уникальный турпродукт, полностью отвечающий его требованиям.

Само понятие «инновация» (нововведение) – это процесс успешного производства, внедрения и использования технических и социально-значимых новшеств в экономической и социальной сферах.

Под термином «инновация» следует рассматривать результат преобразования идей, научных исследований, технических разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение. И все эти действия направлены на признание в тех сферах производства, где они востребованы и используются в практической деятельности [4, с.279].

Сама по себе новая идея – это еще не инновация (нововведение), если сама эта идея не реализована в продуктах, услугах или процессах. Только осуществленные в новой продукции (услугах), продуктах или процессах, новые идеи могут называться инновациями.

Основные направления инновационных изменений в туризме определяются экологической, экономической и информационной компонентами общественного развития. И все это непременно должно сопровождаться усложнением всего процесса предоставления широкого спектра туристских услуг.

Все больше людей с ростом благосостояния могут позволить себе путешествовать. Это приводит к росту численности «опытных» туристов или профессиональных туристов, способных не только самостоятельно сформовать с помощью информационных систем собственный тур, но и знакомых с разнообразными нюансами туристской деятельности. В Интернете нарастает количество сайтов и блогов (сети туристского опыта), на которых туристы делятся своими впечатлениями, привлекая внимание других на стадии потребительского выбора.

Основным продуктом, выводимым на рынок туризма, выступает туристская услуга в различных ее вариантах. Продвижение новых или измененных в лучшую сторону услуг, методов их производства (передачи), может осуществляться только на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий, либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или улучшенные средства всех видов транспорта, средств размещения, предприятий питания и всей туристской инфраструктуры.

Индустрия туризма является одной из сфер деятельности, которая наиболее активно использует интернет-технологии. Через интернет происходит общение с потенциальным туристом, партнерами, бронирование билетов, путевок и туров, продажа и оплата туров и т.д.

Вместе с этим существует определённый процент клиентов, болезненно переживающий внедрение новшеств. К ним относятся:

- пенсионеры;

- люди с ограниченными возможностями;

- люди с психическими заболеваниями;

- люди, не владеющие иностранными языками;

- люди, не разбирающиеся в информационных технологиях и технике.

Адаптация нововведений, пусть и улучшающих качество их отдыха, должна происходить максимально гибко и неконтрастно, с подробным объяснением каждого нового шага [5].

Например, введение электронной регистрации на рейсы в своё время ввело в ступор людей, не имеющих возможности выхода в интернет или плохо разбирающихся в компьютерах. Поэтому стойки регистрации в аэропортах до сих пор востребованы, а упомянутый выше сервис drop off не скоро заменит работу человека [3].

Внедрение новшеств, инноваций в сфере туризма и гостеприимства может быть применено как к отдельно взятому населенному пункту, так и к всемирной индустрии.

Например, использование и оформление электронных виз. Особенность и преимущество такой визы заключается в том, что оформление происходит через интернет, что упрощает процесс подачи и получения документов. Электронные визы выдаются бесплатно. Использование электронных виз касается отдельно взятых стран, а авиаперевозки с использованием чартерных рейсов – применительно ко всему миру. С каждым годом все активнее туристам на помощь приходят различные умные технологии.

Узнавая полезные рекомендации про миллионы новых возможностей в интернет-технологиях, о которых раньше даже не задумывались, туристы экономят время при поиске информации. С каждым годом в мире будет появляться все больше сервисов с элементами искусственного интеллекта, предлагающих направления для поездок, достопримечательности и варианты досуга на основе предпочтений туриста, прошлых путешествий и таких факторов, как погода и популярность туристского места.

Одним из ярких примеров инновационных внедрений в сфере туризма является цифровизация и оптимизация турпоездок и каждого из этапов этих поездок. Особенно это выражается в персональном подходе к выбору путешественников. И именно в этом направлении инноваций (цифровизация турпоездок) будет развиваться в самое ближайшее время туризм. В данном направлении становится приоритетным понимание индивидуальных потребностей каждого конкретного путешественника, туриста. То есть все большую значимость в предоставлении туристских услуг приобретает персонализация предложения.

В ближайшее время будет также расти доля тревел-услуг, которые бронируются через мобильные устройства, различные приложения. В английском языке, являющимся международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин tourism в сфере делового туризма не используется. Для этого применяют такое понятие, как business travel. И, соответственно, в данном виде туризма предлагают тревел-услуги, которые наиболее сильно представлены интренет-технологиями [2].

В индустрии туризма за последние десять лет произошли ряд самых ярких и значительных открытий, которые можно смело назвать «великими инновациями в сфере индустрии гостеприимства» [1].

Все, что сегодня воспринимается как само собой разумеющееся, полностью изменило наши представления о путешествии, о рынке туристских услуг:

1) Чемодан на колесиках, который появился в 1970 г. и максимально облегчил путешествия и передвижения туристам;

2) появление GPS. Нет необходимости пользоваться бумажными носителями, картами, постоянно их сворачивать и разворачивать, что создавало сильные неудобства для путешествующих;

3) технология онлайн-бронирования билетов, самостоятельное бронирование и билетов, и размещения в отелях, и аренду автомобилей, и экскурсионные услуги. То есть, появилась возможность совершенно самостоятельно составить свой индивидуальный туристический пакет, возможность поехать туда и остановиться в том месте, с которым у турагентств нет заключенных договоров. Соответственно, нет возможности отправить именно в это место туристов и т.д.;

4) электронные авиабилеты, то есть возможность всегда иметь под рукой эти билеты в смартфоне, они не потеряются;

5) он-лайн-регистрация, когда отпала необходимость стояния в длинных очередях;

6) появление фотоаппарата в 1900 г. Фотокамеры КОДАК, фотоуслуги через смартфон;

7) высокоскоростные железные дороги, поезда, высокоскоростные автомобильные трассы, которые в несколько раз снижают время доставления туриста до нужного им места. Начало было положено в Японии в 1964 г. высокоскоростным транспортом под названием «поезд-пуля». Еще российский пример – строительство высокоскоростной дороги «Москва – Казань» с ее дальнейшим продлением в перспективе до Екатеринбурга.

8) сайты с отзывами путешественников, которые помогают туристам самостоятельно разобраться в турнаправлениях и самим составить приоритеты своего путешествия, не пользуясь навязыванием некоторых менеджеров турагентств. И это является мощным оружием в борьбе за качество, разоблачая недобросовестных специалистов и предприятий в сфере гостеприимства

9) появление смартфонов, то есть умного мобильного телефона с сенсорным экраном, и выполняющего роль карманного персонального компьютера;

10) появление кредитной карты. С этой инновацией стало гораздо легче и безопаснее путешествовать по миру и странам путешествующим туристам.

Выводы. Таким образом, исходя из выше изложенного, можно обозначить, что, инновации в туризме – это всегда новые, свежие идеи в сфере путешествий и отдыха. Это цифровизация и компьютеризация предоставления туристских услуг. В каждой отрасли экономики существуют свои особенности, от которых зависит успешность ее развития. Развитие индустрии туризма и гостеприимства способствует внедрению передовых технологий из различных областей науки, и позволяют туристическим фирмам оставаться конкурентоспособными в современных условиях, тем самым увеличивая туристский поток как внутри стран, так и за ее пределами.

Список использованных источников:

1. Великие инновации туризма [Электронный ресурс]. – URL:  https://buyingbusinesstravel.com.ru/articles/velikie-innovatsii-turizma/.

2. Курганская, Г.Ф. Информационные интернет-технологии в сфере туризма [Текст] / Г.Ф. Курганская, К.М. Хофманн // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2018. – № 1. – С.55-59.

3. Межова, Л.А. Инклюзивный туризм: проблемы и перспективы его развития в России [Текст] / Л.А. Межова, И.В. Губин. – М.: Культура физическая и здоровье. – 2015. – 70 с.

4. Морозов, М.А. Экономика туризма: учебник [Текст] / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 320 с.

5. Применение инноваций в сфере туризма [Электронный ресурс]. – URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-turizme.

 

Ключевые слова: инновации, преобразования, цифровизация, компьютерные технологии, туризм, индустрия, сфера гостеприимства, туристы.

 

 

УДК 338.48                                                                                                 Боголюбова С.А.,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг,

Голубь А.С.,

обучающаяся 2 курса магистратуры

направления подготовки «Туризм»,

Институт магистратуры

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский

государственный экономический университет»

г. Санкт-Петербург, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.039 с.)