Влияние последствий снижения платежеспособности населения и влияние пандемий на разработку туристического продукта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние последствий снижения платежеспособности населения и влияние пандемий на разработку туристического продукта



Влияние [57] последствий снижения платежеспособности населения и влияние пандемий на разработку туристического продукта. Современные тенденции развитии экономики как в Российской Федерации, как и других странах, выявили массу проблем, связанных с влиянием глобальных угроз для экономических субъектов. Речь идет не только о циклично повторяющихся краткосрочных финансовых кризисах, но, в первую очередь, о последствиях влияния мировой пандемии COVID-19, а также ограничительных мер по отношению к экономической деятельности экономических субъектов. В данном случае индустрия туризма оказалась в числе первых пострадавших звеньев народного хозяйства, причем не только в РФ, но и во всех странах. Именно ограничения по передвижению населения между странами и внутри своих населенных пунктов, привело к невозможности нормального функционирования предприятий туристической сферы. Также большим ограничением для развития туристических предприятий является снижение доходов и рост расходов населения РФ. Многие потеряли работу или часть своего заработка или получаемого дохода от предпринимательской деятельности, что привело к снижению спроса на большую часть предлагаемых туристических продуктов. Но люди продолжают нуждаться в разнообразии впечатлений и удовлетворении своих потребностей в туризме, особенно после тягот самоизоляции. Именно поэтому для восстановления показателей прошлых лет предприятиям туристической отрасли очень важно разработать для предложения своим потенциальным клиентам туристический продукт, который соответствовал бы уровню их платежеспособности, а также был приемлемым по территориальной ограниченности свободных зон для посещения, а также мог соответствовать требованиям социальной и медико-биологической безопасности.

The impact of the consequences of reducing the population's ability to pay and the impact of pandemics on the development of a tourist product. Current trends in economic development both in the Russian Federation and in other countries have revealed a lot of problems related to the impact of global threats to economic entities. We are talking not only about cyclical short-term financial crises, but first of all about the consequences of the global COVID-19 pandemic, as well as restrictive measures against the economic activities of economic entities. In this case, the tourism industry was among the first affected parts of the national economy, not only in the Russian Federation, but in all countries. It is the restrictions on the movement of people between countries and within their localities that have made it impossible for tourism enterprises to function properly. Also, a big limitation for the development of tourism enterprises is a decrease in income and an increase in spending by the population of the Russian Federation. Many lost their jobs or part of their earnings or business income, which led to a decrease in demand for most of the tourist products offered. But people continue to need a variety of experiences and meet their tourism needs, especially after the hardships of self-isolation. That is why, in order to restore the indicators of previous years, it is very important for the tourism industry to develop a tourist product to offer its potential customers that would correspond to the level of their solvency, as well as be acceptable in terms of the territorial limitation of free zones to visit, and could also meet the requirements of social and biomedical safety.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема влияния последствий снижения платежеспособности населения на разработку туристического продукта в условиях действия ограничений и требований социальной и медико-биологической безопасности в РФ на современном этапе развития недостаточно исследована. Это и естественно, т.к. если снижение платежеспособного спроса населения на услуги туристических предприятий случалось и раньше, то оно не было таким стремительным, как за период пандемии COVID-19, и – самое главное – не было таких жестких административных ограничений со стороны государственных органов власти, как в РФ, так и в зарубежных странах [2, с. 220]. Если ранее локальные вспышки птичьего и свиного гриппа в странах Юго-Восточной Азии и приводили к ограничению перечня регионов для посещения туристов, то в 2020 году, был введен запрет на пересечение границ, введен карантин во многих городах и территориях всех стран мира. Правительством РФ введен запрет на осуществление туристической деятельности хозяйствующими субъектами, что привело к стагнации в туристической отрасли. Однако внимание данному вопросу уделяли такие авторы, как О.Е. Ваганова, А.В. Никорюкин, Н.А. Ефремова, Д.И. Милованов и др.

Основным содержанием данных научных работ является исследование состояния и перспективы развития туризма как внутреннего, так и внешнего с учетом специфики экономического развития РФ и действующего законодательства, а также формирования новых туристических продуктов и направлений.

Выделение нерешенной проблемы. Несомненно, что в туристической сфере предлагаемые туристические продукты всегда были адресованы той или иной группе потребителей с разделением не только по направлениям и видам отдыха, но и с учетом стоимости данных программ. Всегда существовал бюджетный туризм. Но, если ранее он ограничивался в основном стоимостью предлагаемого туристического продукта, то на сегодняшний день большое значение приобретает также длительность туристической программы, а также район ее реализации и действующие на ее территории ограничения и доступность оперативной современной медицинской помощи.

Цель статьи заключается в исследовании специфики влияния последствий снижения платежеспособности населения и влияния мер против пандемии на разработку туристического продукта в Российской Федерации.

Изложение основного материала. Снижение платежеспособности населения РФ привело к тому, что домохозяйства в 2020 году сократили расходы, не связанные с жизнеобеспеченностью. Произошло сокращение и продолжительности времени, которое трудоспособное население РФ может выделить на туристическую поездку, что связано с изменением их рабочего графика, а также графика и системы образования их детей школьников и студентов [4, с. 100]. Однако, после снятия ограничительных мер, наложенных на оказание туристических услуг, у населения вырос интерес к различным видам туристических продуктов, при этом необходимо разработать продукт, который сочетал бы в себе такие характеристики как небольшая стоимость для потребителя, непродолжительный срок путешествия, небольшая удаленность от домашнего региона или туризм внутри домашнего региона, а также низкие издержки для туристического предприятия, которые позволят повысить рентабельность его коммерческой деятельности [1, с. 185].

Примером реализации такого туристического продукта является опыт туристических предприятий в г. Саратове. Именно в данном регионе сложились все вышеперечисленные негативные моменты, связанные с необходимостью разработки туристических продуктов с учетом падения платежеспособного спроса населения и ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Саратов относится к городам с богатым культурным наследием, а Саратовская область как регион обладает большим природным и архитектурно-культурным разнообразием. Но при этом уровень экономического развития и доходов населения Саратовской области и до пандемии COVID-19 не был самым высоким, по официальным данным Саратовская область заняла 62-е место по уровню доходов населения среди регионов России согласно исследованию «РИА Рейтинг», составленному по данным Росстата в 2020 году по итогам 2 квартала. Естественно, что это привело к росту популярности бюджетных туристических предложений и разработке новых туристических продуктов.

Еще до введения ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19 большой популярностью среди населения Саратовской области и Саратова пользовались краткосрочные поездки, с небольшим умеренным бюджетом, а именно автобусные туры в г. Казань (3 дня), в Нижний Новгород (3 дня), в Саранск (2 дня) и т.д. Но после падения платежеспособного спроса и боязни потребителей оказаться неожиданно в карантинной зоне (как это случилось с российскими туристами в зарубежных поездках в первом полугодии 2020 году) привело к всплеску интереса к однодневным туристическим маршрутам и возникновению туристических продуктов в виде экскурсий по городским достопримечательностям. Так, у большинства горожан и жителей Саратовской области имеющих детей большой популярностью пользуется туристический маршрут Саратов-Пенза-Саратов с посещением зоопарка и океанариума, а также городской картинной галереи. Для туристов с детьми это прекрасный вариант бюджетного туризма, стоимость автобусного тура приемлема для семьи из нескольких человек, дорога занимает около 2 часов, дети в пути не сильно устают. При этом маршрут построен таким образом, чтобы учесть интересы детей различного возраста, он также интересен и для взрослых. К тому же большой популярностью на сегодняшний день пользуются однодневные экскурсии по территории Саратовской области, например туры «Хвалынские термы», «Путешествие по Немецкой слободе», «Экскурсия по Лимонарию» и т.д. [3, с. 63].

Большое внимание и интерес привлекает новый формат городских экскурсий с краеведческой направленностью по г. Саратову, но с оригинальной идеей экскурсовода Марией Александровной Мироновой-Силашиной, которая работая в одном из городских туристических агентств создала цикл авторских туристических маршрутов «Прогулки по четвергам с Марией Мироновой-Силашиной». Среди таких маршрутов можно выделить такие как «КиноСаратов», «Загадки улицы Немецкой», «Саратов купеческий», «Гости Саратова», «Интеллигенция Саратова», «Литературный Саратов» и т.д. Это не просто экскурсия по городским архитектурным и культурным достопримечательностям, а удачная попытка соединения оригинального видения культурного наследия Саратова и мест городской среды, которые многие горожане привыкли воспринимать обыденно и буднично. При этом данные экскурсии носят постоянный характер, небольшой продолжительности (2-3 часа) и низкой стоимости (100 рублей), что позволяет многим горожанам и гостям нашего города получить новые впечатления, посмотреть на городскую среду с необычного ракурса, и получить массу положительных впечатлений от общения с эрудитом-экскурсоводом, который подходит к разработке своих туристических маршрутов действительно с тщательностью и с целью повысить престиж своего родного города в глазах горожан, несмотря на депрессивные и негативные отзывы о развитии его экономики. Эти туристические маршруты поднимают патриотизм местных жителей. У этого экскурсовода за несколько лет реализации этого туристического продукта появился круг постоянных клиентов, куда входят представители различных социальных и возрастных групп. Стоит, отметить, что в период запрета на работу туристических компаний, Мария Миронова-Силашина продолжала свою деятельность с целью поддержания духа горожан, находящихся в условиях самоизоляции, путем проведения онлайн-экскурсий на странице в своих социальных сетях, что поддержало жизненную активную позицию многих саратовцев и жителей других регионов, интересующихся культурным наследием Поволжья и снизило социальную напряженность. Думаем, что данный положительный опыт может быть реализован и в других городах России.

Выводы. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что падение платежеспособного спроса населения РФ и ограничительные меры по соблюдению социальной дистанции, а также ограничения по проведению развлекательных и зрелищных мероприятий привело не только к падению доходности туристической отрасли, но также, в свою очередь, привело к появлению новых туристических продуктов, которые позволяют бюджетным клиентам получить новые положительные эмоции от экскурсий и поездки, а также повысить при этом рентабельность деятельности предприятий туристической сферы.

Список использованных источников:

1. Мездриков, Ю.В. Инвестиционные проекты в области туризма в РФ: бизнес-анализ и анализ эффективности их реализации [Текст] / Ю.В. Мездриков, О.Е. Ваганова, М.А. Ржевская // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3 (77). – С. 185-188.

2. Милованов, Д.И. Государственные программы по развитию внутреннего туризма: аудит эффективности [Текст] / Д.И. Милованов, О.Е. Ваганова. // Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Ф. Жуковской. – Владимир: Атлас, 2018. – С. 220-224.

3. Синкин, М.А. Анализ методов оценки добросовестной конкуренции в современных экономических условиях РФ [Текст] / М.А. Синкин, О.Е Ваганова // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели. Материалы II Международной научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во Саратовского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – С. 62-63.

4. Трегулова, И.П., Юрьева Е.Г. Проект плана мероприятий в целях создания стратегии развития турфирмы [Текст] / И.П. Трегулова, Е.Г. Юрьева // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. – С. 97-100.

Ключевые слова: туризм, пандемия, платежеспособность, туристический продукт, ограничение, спрос, экономическая нестабильность.

 

УДК 338.48                                                                                    Градинарова А.А.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры туризма,

ГО ВПО «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского,

г. Донецк, ДНР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.015 с.)