Транспортная инфраструктура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортная инфраструктура.



На повышение качества жизни граждан, удовлетворение растущих потребностей населения и бизнеса, укрепление территориальной целостности и обеспечение доступности территорий оказывает существенное влияние развитие транспортной инфраструктуры.

Устойчивое транспортное сообщение, развитие современных высокоскоростных видов транспорта и транспортных систем, обеспечивающих экономическую и социальную связанность территории страны, положительным образом влияют на деловую активность в обществе, мобильность населения, формируют комфортную среду жизнедеятельности и улучшают экологическую ситуацию.

Развитие и поддержание дорожной сети городских агломераций, являющихся центрами экономического роста, напрямую способствуют увеличению объемов и темпов жилищного и промышленного строительства, а также достижению целого ряда показателей национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе по росту индекса качества городской среды и доли городов с благоприятной средой.

Основным механизмом обеспечения связанности территорий страны для повышения скорости и надежности перемещения граждан и доставки грузов является формирование единой опорной транспортной сети и снятие на ней существующих инфраструктурных ограничений.

Для создания устойчивых транспортных связей административных центров субъектов Российской Федерации, перспективных центров экономического роста и геостратегических территорий в рамках обеспечения сбалансированного пространственного развития Российской Федерации необходим единый подход в планировании и размещении инфраструктуры, в том числе формирование единой опорной сети, с учетом взаимоувязки с документами стратегического планирования, национальными проектами, государственными программами.

Единая опорная сеть включает в себя опорную сеть автомобильных дорог общего пользования, сеть железных дорог общего пользования, инфраструктуру железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, опорную сеть узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Основными задачами Стратегии в данном направлении являются:

сбалансированное пространственное развитие, способствующее ликвидации инфраструктурных ограничений на опорной транспортной сети, повышению транспортной связанности центров экономического роста между собой и с другими территориями;

развитие транспортной инфраструктуры и повышение транспортной доступности территорий;

повышение мобильности граждан и развитие внутреннего туризма;

увеличение объема и скорости транспортной логистики;

цифровая трансформация процессов строительства и оказания услуг, внедрение новых технологий.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

развитие опорной дорожной сети (в том числе скоростного и высокоскоростного транспортного сообщения), реализация «имиджевых проектов», опережающее создание новой и приведение существующей транспортной инфраструктуры к нормативному состоянию на всех видах транспорта;

планирование и развитие транспортной инфраструктуры с учетом объемов жилищного строительства, создания мест приложения труда и общественных пространств;

развитие региональной дорожной сети и приведение ее в нормативное состояние для усиления внутрирегиональной и межрегиональной связности территорий;

формирование сети и развитие транспортно-логистических центров на территории Российской Федерации;

модернизации аэродромной инфраструктуры для повышения связности территории и обеспечения транспортной доступности удаленных и труднодоступных территорий;

создание транспортного каркаса городского пассажирского транспорта в крупных и крупнейших агломерациях;

адаптация транспортной инфраструктуры к физическим климатическим рискам;

создание безбарьерной и комфортной среды для граждан;

внедрение цифровых технологий при организации транспортного строительства и оказания транспортных услуг;

выполнение норм и требований по обеспечению безопасности транспортной инфраструктуры.

В результате реализации Стратегии в данном направлении к 2030 году будут:

повышена пространственная связанность и межрегиональная транспортная доступность территорий Российской Федерации, включая городские агломерации, геостратегические, удаленные и труднодоступные территории;

создана транспортная инфраструктура для развития внутреннего туризма;

увеличен срок эксплуатации транспортной инфраструктуры;

обеспечено повышение производительности труда, доступности ресурсов и снижение издержек;

обеспечено повышение качества и скорости оказания транспортных услуг;

обеспечено повышение уровня удовлетворенности населения и бизнеса;

повышена мобильность населения;

обеспечена безопасность транспортной инфраструктуры.

 

Новые жилищные возможности

Общий совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2020 гг. составил 767,4 млн кв. метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2015 году – 85,35 млн кв. метров.

По итогам 2020 года объем ввода жилья составил 82,2 млн кв. м, из которых многоквартирные дома (далее – МКД) - 42,4 млн кв. м, индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС) – 39,8 млн кв. м.

Общая площадь жилищного фонда в Российской Федерации на конец 2020 года составила 3,9 млрд кв. м, из которых площадь жилых помещений в многоквартирных домах – 2,4 млрд кв. м, при этом на одного человека приходится в среднем 26,9 кв. м.

Доля жилья с износом более 2/3 составляет порядка 7 %.

В частной собственности находится 92% жилья.

Объем вводимого жилья на одного человека в 2020 году составил 0,56 кв. м на человека.

Уровень доступности жилья по итогам 2020 года в Российской Федерации составил 53%.

В конце 2020 года более 48 млн. кв. метров жилья строилось с использованием счетов эскроу, что составляет 51% от всего строящегося жилья по проектным декларациям. Объем введенного с использованием счетов эскроу жилья за 2020 год увеличился в 2 раза и составил 5,3 млн кв. м (945 домов).

По состоянию на июль 2021 года строительство жилья в Российской Федерации осуществляют 2 195 групп компаний – застройщиков, которые состоят из более чем 3 650 юридических лиц. При этом 100 крупнейшими компаниями строится более 50% от общего объема многоквартирного жилья.

По данным проектных деклараций около 62,6% жилья в многоквартирных домах строится монолитно-каркасным способом, около 13,8% - бескаркасное строительство со стенами из кирпича, около 13,2% - панельное домостроение.

Доля арендного жилья на рынке приблизительно составляет 10 %.

Доля ИЖС в общем объеме ввода находится на уровне 48 %. Большая часть индивидуальных жилых домов строится хозяйственным способом.

Доля индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода увеличивается на протяжении последних 5 лет. Это является следствием совокупности факторов, в числе которых возрастающий спрос на загородное жилье у жителей мегаполисов, упрощение требований к оформлению документов при строительстве ИЖС.

Обеспеченность жильем во всех регионах страны ниже аналогичного показателя стран Восточной Европы – 35 кв. м на человека. При этом по итогам 2020 года в 21 регионе обеспеченность составила менее 21,3 кв.м. на человека.

Несмотря на то, что Россия обладает 25% запасов мировых лесных ресурсов, до недавнего времени строительство домов из древесины востребовано в основном в индивидуальном жилищном строительстве. При этом использование древесных материалов при строительстве жилья в России составляет всего 0,003 м3/м2, что в 17 раз меньше, чем в Финляндии, США и Канаде.

К 2021 году сформировался ряд вызовов, препятствующих развитию жилищного строительства:

около 2/3 граждан хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены;

половине семей недоступна ипотека, 2,27 млн семей стоят в очереди на жилье в среднем 25 лет, отсутствуют механизмы обеспечения жильем людей с невысокими и низкими доходами;

сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков, отсутствие свободных участков под застройку в центральных районах городов, наличие земельных ресурсов с неурегулированными правами собственности;

монополизированный рынок подведения инфраструктуры, в застроенных районах в основном отсутствуют резервы мощностей для нового строительства, на вновь застраиваемых территориях наблюдается полное отсутствие коммуникаций, не синхронизированы сроки ввода инфраструктуры со сроками строительства домов;

жилищные условия и окружающая инфраструктура не соответствуют растущим запросам граждан высокого уровня комфорта, экологичности и безопасности нового жилья;

отсутствует институциональный рынок аренды и легальный арендный фонд жилья, при этом доля «теневой» аренды составляет порядка 10% от общего объема жилого фонда;

накоплен значительный объем непригодного для проживания аварийного жилищного фонда и жилья, находящегося в предаварийном состоянии;

территории, на которых возможно жилищное строительство, используются неэффективно;

отсутствуют доступные механизмы финансирования индустриального строительства индивидуальных жилых домов и эффективные ипотечные продукты для строительства ИЖС;

действующие меры поддержки спроса и предложения недостаточно эффективны в отдельных регионах страны в связи со значительными различиями в структуре себестоимости жилищного строительства, инфраструктурной обеспеченности территорий и уровне платежеспособного спроса населения на жилье.

Рынок жилищного строительства в Российской Федерации определяется дисбалансом спроса и предложения, обусловленного сочетанием неравенства интересов покупателей и направления развития, определяемого выгодой застройщиков, отсутствием факторов для формирования долгосрочного прогноза устойчивого платежеспособного спроса и обеспечения, соответствующего этому спросу предложения.

Для обеспечения строительства к 2030 году 1 млрд кв. метров жилья необходимо более 70 трлн рублей частных инвестиций и значительный объем (около 7 трлн рублей) инвестиций в создание инфраструктуры для жилищного строительства.

Кроме того, развитие жилищного строительства влияет на динамику и приоритеты строительства социальной инфраструктуры.

Одним из главных факторов, влияющих на основные направления совершенствования механизмов строительства социально-значимых объектов, являются растущие масштабы жилищного строительства, новые подходы к территориальному планированию, в том числе в городских агломерациях, а также потребность в повышении экономической эффективности строительства таких объектов.

Развитие социальной инфраструктуры позволит обеспечить социальные гарантии граждан, повысить качество жизни, в том числе путем реализации проектов КРТ, с целью создания современной, качественной городской среды.

Основной задачей Стратегии в рамках формирования новых жилищных возможностей является обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья, для не менее чем 2/3 граждан страны[1] за счет реализации совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

формирование сквозной системы управления реализацией жилищной политики в Российской Федерации с установлением зон ответственности и ключевых показателей эффективности для всех участников;

кластеризация субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, основанная на анализе совокупности показателей, в том числе характеризующих динамику спроса и предложения жилья в регионе и учитывающая региональные цели развития в целях адресного применения мер поддержки жилищного строительства с учетом специфики региона, обеспечивающее эффективное использование ресурсов и выполнение целей развития;

эффективное территориальное планирование в целях сбалансированного пространственного развития городских агломераций и возрождения малых форм расселения;

формирование и реализация субъектами Российской Федерации новой градостроительной политики с приоритетным применением механизмов КРТ;

синхронизация инвестиционных программ естественных монополий с программами по жилищному строительству;

обеспечение необходимой социальной и городской инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов «Инфраструктурного меню», и путем применения типовых проектов;

проведение межведомственной работы по обеспечению взаимной увязки мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» и мероприятий других национальных проектов;

совершенствование законодательного регулирования использования помещений в многофункциональных зданиях, в том числе установление правового режима и технологических требований к ним;

развитие ИЖС («Мой частный дом»);

развитие рынка ипотечного кредитования;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

активное формирование и развитие рынка арендного жилья;

восстановление прав всех «обманутых дольщиков»;

реализация новой программы расселения аварийного жилья;

кадровое обеспечение отрасли, в том числе привлечение граждан иностранных государств. Для этих целей будет обеспечен гарантированный спрос на мигрантов со стороны работодателей и соответствующий стимул, и условия для граждан, упрощен учет граждан иностранных государств, привлекаемых в строительную отрасль, в том числе посредством перевода его в электронный формат, разработаны механизмы закрепления отобранных работников за конкретным работодателем.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

построен 1 млрд кв. метров жилья (каждый 5 кв. м жилой площади в Российской Федерации будет новым);

обеспечен объем МКД, находящихся в стадии строительства, в размере не менее 140,0 млн. кв. м.;

достигнута обеспеченность населения жильем на уровне 33,8 кв. м/чел.;

созданы условия для ускоренной ликвидации накопившейся очереди граждан и осуществлен переход на обеспечение их жильем в плановом порядке;

восстановлены права всех «обманутых дольщиков»;

обеспечено превышение ежегодного объема расселения над ежегодным объемом признания жилья аварийным;

обеспечено развитие ИЖС и достигнут объем ввода ИЖС в размере 50 млн кв. м ежегодно;

увеличены объемы строительства многоэтажных жилых зданий с применением деревянных конструкций, в том числе перекрестно-клееных CLT панелей.

5.1. Развитие индивидуального жилищного строительства
(«Мой частный дом»)

Согласно исследованию ВЦИОМ порядка 59% живущих в квартирах граждан Российской Федерации (23,2 млн семей) хотят переехать в индивидуальные дома.

Основными барьерами, сдерживающими развитие ИЖС, являются низкая ликвидность индивидуальных жилых домов, а также отсутствие профессионального и квалифицированного рынка услуг.

Для обеспечения развития индустриального строительства индивидуальных жилых домов на территориях комплексного развития необходима градостроительная подготовка и обеспечение инфраструктурой более 72 тыс. гектаров земли в населенных пунктах.

Основной задачей Стратегии в данном направлении является обеспечение доступности строительства или приобретения индивидуального жилого
дома и стимулирование роста ввода объектов индивидуального жилищного строительства.

В рамках Стратегии по данному направлению планируется реализация следующих мероприятий:

совершенствование законодательного регулирования в сфере ИЖС;

градостроительная подготовка земельных участков для ИЖС;

создание условий для ипотечного кредитования ИЖС, в том числе при строительстве хозяйственным способом;

распространение проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу на ИЖС;

упрощение процедуры предоставления земельных участков на льготных условиях;

выработка комплекса мер, направленных на обеспечение доступности жилья;

формирование банка земельных участков с доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;

оптимизация процедур по обеспечению объектов ИЖС необходимой жилищно-коммунальной инфраструктурой;

внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения в субъектах Российской Федерации;

установление «выравненного платежа» за подключение ко всем видам сетей;

внедрение реестра типовых проектов для строительства индивидуальных жилых домов;

запуск массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом;

реализация комплекса мер по развитию деревянного домостроения, включая мероприятия по стимулированию производства и применения домокомплектов из дерева.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

запущено массовое строительство индустриального ИЖС;

обеспечена защита интересов всех участников рынка ИЖС.

 

Ипотечное кредитование

Ипотечное кредитование является основным рыночным способом улучшения жилищных условий: ежегодно около 50% всех сделок с жильем оформляется с привлечением кредитных средств. Ежегодно с их помощью более 1,3-1,8 млн семей приобретают жилье.

Существует потенциал роста рынка ипотеки в 1,5 раза: по итогам 2020 года накопленный ипотечный портфель составляет около 10% ВВП (15%, что в 1,5 раза ниже уровня – в восточноевропейских странах с сопоставимой структурой собственности на жилье), а доля ипотеки в совокупных кредитах населения – около 40% (60-80% в развитых странах).  

В 2020 году в целях поддержки граждан и рынков жилья и ипотеки в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа льготной ипотеки на новостройки. Принятые решения позволили не допустить снижения уровня ипотеки и жилищного строительства.

С помощью Единой информационной системы жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) организовано единое цифровое пространство для взаимодействия ключевых участников рынков жилищного строительства и ипотечного кредитования, реализована платформа для оперативного запуска любых программ поддержки населения и отрасли.

Ключевым риском недостижения целевых показателей по росту объемов ввода жилья до 120 млн кв. м в год является рост ставок по ипотеке в результате изменения макроэкономических условий и повышения стоимости фондирования. Рост ипотечных ставок в сочетании с опережающим ростом цен на жилье (по сравнению с доходами населения) снижает доступность ипотеки и сокращает спрос на жилье в новостройках. В результате, снижаются запуски новых проектов, в том числе в рамках долгосрочных проектов комплексного освоения.

Основной задачей Стратегии в данном направлении является обеспечение доступности ипотеки для не менее половины российских семей в целях обеспечения стабильного долгосрочного спроса на жилье и опережающего роста запуска новых проектов.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

реализация программ льготной ипотеки для отдельных категорий граждан для обеспечения устойчивого снижения ставок по ипотеке и стабильного спроса на новостройки. При этом, для поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, в случае реализации негативного макроэкономического сценария (отставание темпов роста доходов населения от целевой траектории, предусмотренной Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации, снижение спроса на новое жилье) будет осуществлено оперативное изменение существующих параметров реализации ипотечных программ с господдержкой и продлен срок действия отдельных программ до 2030 года;

развитие дополнительных финансовых механизмов приобретения жилья (накопительные жилищные счета, за счет которых заемщики смогут накопить первоначальный взнос и снизить ставку по ипотеке) и лучших региональных практик (жильё в рассрочку для отдельных категорий и др.);

запуск льготной ипотечной программы для жителей расселяемых домов, непригодных для проживания; 

повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг;

стандартизация и цифровизация рынка ипотеки;

расширение возможности использования цифровых активов в строительстве (цифровые деньги, цифровая закладная);

развитие механизма ипотечного кредитования строительства индивидуальных жилых домов.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

обеспечена выдача не менее 2,3 млн кредитов ежегодно, в том числе не менее 30% на новостройки – уровня, достаточного для формирования запусков в объеме не менее половины от целевого объема ввода многоквартирных домов (70 млн кв. м).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.043 с.)