Политическая культура. особенности политической культуры в РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая культура. особенности политической культуры в РБ



Полит. культура – совокупность исторически сложившихся в обществе знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, которые используют субъекты политики в своей политической деятельности.

Функции: познав-ная, информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, интеграционная, прогностическая, коммуникативная.

Типы политической культуры: авторитарная, тоталитарная и демократическая.

Особенности политической культуры РБ:

 Самое ценное качество белорусов – толерантность (от лат. tolerantia – терпение)

Для современной РБ характерны два типа полити­ческой культуры: традиционный (восточный) и инноваци­онный (западный). Политическая культура РБ формируется на традиционных для белорусов ценностях. К ним можно отнести порядок и ста­бильность общественной жизни, ориентацию на социальную справедливость и равенство. Это и способность трудиться для блага общества, ориентация внешнеэконо­мической и внешнеполитической деятельности на традици­онные направления, признание доминирующей роли в об­ществе власти и главы государства, неприятие инакомыслия и оппозиции.


40. Политическая социализация личности

П олитическая социализация -формирование полити­ческих ориентаций личности.

По форме бывает явная и скрытая.

По стадиям первичная и вторичная.

4 этапа политической социализации:

Восприятие (ребенок перенимает эмоциональные ориентации от родителей и близких).

Персонализация (ребенок отождествляет политику с такими фигурами, как по­лицейский, президент, чиновник).

Идеализация (приписывание политическим фигурам положительных качеств).

Институционализация (человек понимает как действуют институты политической власти).

4 модели политической социализации:

Системная (гармоническая) формирует позитив­ное отношение к власти (семья, школа).

Гегемонистская вырабатывает в личности враж­дебные установки в отношении «чужих» культур (СМИ).

Плюралистическая склонность к активному участию в общественных делах.

Конфликтная враждебность по отношению к другим группам.


Полит идеология

Политическое сознание — процесс и результат отраже­ния социально-политического бытия людей.

Три уровня: обыденный, эмпирический и теоретический.

Разновидности: Общественное, массовое, групповое, индивидуальное.

Политическая идеология является одной из форм прояв­ления политического сознания.

Политическая идеология — это социально значимая, теоре­тически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев.

Структура политической идеологии:

Политические теории и учения, Ценности и нормы, Элементы утопии, Проекты и программы политического действия, Мифологическое начало.

Более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая психология.

Политическая психология представляет собой совокупность эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях. К политико-психологическим явлениям относятся гнев, любовь, ненависть, чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.

Т.о., власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов могут быть представлены как те или иные формы психологического взаимодействия людей.


Социальная политика в РБ.

Важнейшие направления социальной политики РБ: социальная защита населения, справед­ливое распределение доходов.

В РБ реализуются государствен­ные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, молодежи.

Функции развития:

Здравоохранение доступность, бесплатность, повышение качества услуг.

Семья разработаны механизмы стимулирова­ния рождаемости.

Образование доступность и качество, развитие ин­формационных образовательных технологий и методик обу­чения, укрепление материально-технической базы, расширение рынка образовательных услуг.

Культура сохранение историко-культурного наследия, возрождение и развитие культурных ценностей белорусского народа, уве­личение количества центров культуры и досуга.

В 2007 г. РБ впервые отнесена экспер­тами ООН к группе стран с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала. По данному показателю она опережа­ет все страны СНГ.

Социальная направленность политики - будущий приоритет белорусского государства.

 

             


45. молодежная политика: цели, задачи, программы. Политическая социализация молодежи

Молодежная политика со­стоит в обеспечении высокого правового и социального ста­туса молодежи, создании правовых, экономических, органи­зационных условий для реализации интересов, потребностей и устремлений молодых граждан занять достойное место в обществе.

Главная цель: гарантия права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, создание условий для свободного и эффективного участия в полити­ческой, социальной, экономической и культурной жизни страны, обеспечение политической стабильности и граждан­ского согласия в обществе.

Задачи: предоставление доступ­ного и качественного образования; обеспечение патриотиче­ского; формирование высокой политиче­ской и правовой культуры, законопослушного поведения, развитие международного моло­дежного сотрудничества.

Программы: Рес­публиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг. (утверждена Указом Президента РБ от 04.04.2006 г., № 200), Закон РБ «Об основах государственной молодежной политики», др. нормативно-правовые акты.


46.Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в Республике Беларусь.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных длитель­ным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разновидности народов ми­ра: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: пле­мя, народность, нация. Принято считать, что для первобытной эпохи ха­рактерно племя, для рабовладельческой и феодальной эпох • - народ­ность, для капитализма и социализма - - нация. На базе нации формируются еще две этнические общности — нацио­нальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные части одной нации, оторванные от ее ос­новной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие этносы, проживающие в Белару­си). Этническими группами называются родственные по языку и близ­кие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличаю­щиеся от нее некоторыми особенностями (диалектами в языке, особен­ностями быта, традиций и т.п.). К этническим группам в Беларуси мож­но отнести жителей юго-западного Полесья: полешуков, пинчан. Коли­чественно меньшая, чем основная, коренная часть населения, та или иная этническая общность составляет национальное меньшинство дан­ной страны или входящего в ее состав национально-государственного образования. Усиливающееся территориальное перемещение народов и рас создает проблему оптимизации расселения человечества. Миграционные потоки движутся в направлении с Юга на Север, с Востока на Запад. Увеличение доли «цветного» населения развитых стран, с одной стороны, создает про­блему совместного проживания различных народов, а с другой — про­блему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третье­го» поколений. Значительную часть иммиграционных меньшинств (аф-ро-европейцев, афро-американцев и др.) в новой стране образуют нацио­нальные диаспоры, конфессиональные общины, часто -- весьма многочис­ленные. Формируется по сути новый тип транснациональных сообществ. Это также\порождает новые межэтнические проблемы.Быстрый рост народонаселения «третьего мира» и падение рождае­мости в развитых странах нарушили демографическое равновесие плане­ты и породили проблему межэтнического характера. Демографические процессы не только серьезно меняют этническую карту планеты (ожида­ется, что через 10—12 лет численность населения в Европе и Африке сравняется), но и ведут к глобальным сдвигам социального характера. «Демографический взрыв» в развивающихся странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обес­печением необходимых условий существования больших масс людей. Выделились обширные зоны (прежде всего в Африке, Латинской Амери­ке, отчасти - в Азии), над которыми нависла угроза маргинализации. Порождает новые противоречия и ликвидация ошибок, допущенных в области национально-государственного устройства. Нации формиро­вались в разное время и в разных условиях.

Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений.

В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительной чертой Беларуси всегда было межнациональное согласие.

Единой семьей веками живут вместе с белорусами русские, украинцы, поляки, евреи, армяне и другие представители более 140 национальностей.

Граждане Республики Беларусь – единая, сплоченная, сильная духом гражданская нация в границах национального государства.

Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации, прежде всего, как согражданства, а не только как этнической общности.


48. Государственные конфессиональные отношения в РБ

Религия – это мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное.

Взаимоотношения государства и религиозных орга­низаций регулируются законом и рационально сбалансиро­ваны.

РБ — многоконфессиональное госу­дарство. В РБ отсутствуют конфликты на религиозной почве, отсутствуют межконфессиональные разногласия и противоре­чия. Все религии и вероисповедания равны перед законом.

Все традиционные для нашей страны религии — право­славие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам — занимают достойное место в жизни государства, оказывают влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского на­рода. Велика их роль в поддержании мира и согласия в об­ществе. Представители всех 25 концессий входят в состав межконфессионального Совета.

Республике удалось выстроить уникальную модель отно­шений между церковью и институтами власти на принципах солидарности, взаимодействия и взаимодополняемости.


49. Понятие международных отношений, их структура, виды, принципы

Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических связей и взаимоотношений между государствами.

  Международные отнош. развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали - масштабные уровни:

*Глобальные междунар. отношения(между системами государств, крупнейшими державами)

*Региональные отношения

*Отношения конкретной международно-политической ситуации.

По горизонтали - групповые уровни:

*Групповые (коалиционные) отношения

Двухсторонние отношения

Виды международных отношений:

*Политические

*Экономические и научно-технические

*Идеологические отношения

*Международно-правовые отношения

*Военно-стратегические отношения

*Культурные отношения


50. Внешняя политика Беларуси

Внешняя политика государства – общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов.

Основные направления, стратегические цели:

*обеспечение благоприятных международных условий для укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности;

*развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами;

*непосредственное участие в решении общих человеческих проблем;

*формирование нового, более гуманного мирового порядка.

РБ свободна от ядерного оружия и проводит политику нейтралитета.

Принципы внешней политики РБ:

*равенство государств;

*неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

*нерушимость границ;

*мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;

*уважение суверенитета других государств.

Отличительная особенность внешней политики РБ – многовекторность и создание вокруг себя «пояса добрососедства».


51. Геополитика. Теоретические основы геополитики

Термин «Геополитика» ввел Рудольф Челлен (1864 – 1922). Геополитика – это наука о влиянии географического пространства государства на его политические цели и интересы, наука о связи и взаимозависимости пространства и политики.

Государ­ство в целях укрепления своего могущества должно стре­миться, невзирая на людские и материальные потери, к рас­ширению, присоединению новых территорий путем завоева­ния и колонизации.

Фридрих Ратцель (1844-1904) также был приверженцем признания воз­действия географического положения на развитие народов и государств, влияния при­родной среды на политику. Он признавал объективную зако­номерность и причинную обусловленность всех явлений при­роды и общества.

Хэлфорд Маккиндер (1861-1947) родоначальник «океанного» направления. По его мнению, гео­графические факторы оказывают непосредственное воздей­ствие на ход исторического процесса, а географическое поло­жение во многом определяет потенциальную силу или сла­бость государств.

Карл Хаусхофер (1869-1946) — основатель практиче­ской геополитики Третьего рейха, для которой характерны агрессивность и аморальность. Выступал за установление «нового мирового порядка», в котором доминировала бы Германия


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.043 с.)