Выборы и демократия. Избирательн право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы и демократия. Избирательн право



Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы, т.е. способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Избирательное право- совокупность организационно-право-вых норм, регулирующих порядок формирования выборных государствен­ных органов и должностей, участия граждан в проведении самих выбо­ров. Избирательное право основы-вается на принципах общности, равенства, прямого (косвен-ного) и тайного голосования.Конституции большинства государств предусматривают всеобщее из­бирательное право. Всеобщность выборов - один из основных принци­пов избирательного права, наделяющего всех совершеннолет-них граждан полномо-чиями участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти и быть избранными наравне со всеми граждана­ми. Однако этот принцип регламентиру-ется рядом избирательных цензов (возрастной ценз осед-лости, гражданства, образователь-ный, имущественный, ценз пола, моральный и религиозный). Принцип равных выборов основывается на трех условиях: каждый избиратель должен иметь равное число голосов, голоса избирателей должны быть равны, т.е. иметь оди-наковый вес, создание государством равных условий для за-регистрированных кандидатов. Принцип прямых выборов означает,что избиратель прямо избирает членов предста-вительных органов. При косвенном голосовании граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Принцип тайного голосования предполагает исключе-ние контроля за волеизъявлением гр-н. Различаются активное (право избирать) избирательное право и пассив­ное (право быть избранным). Однако не все граждане, имеющие право голоса, участвуют в выборах. Неявка их на выборы называется абсентеизмом (от лат. отсутствующий).


37. Избир. система – это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. Существующее разнообразие избирательных систем может быть сведе­но к следующим трем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. В основу мажоритарной избирательной систе-мы положен принцип большинства. Согласно этому принци-пу избранным по избирательному округу считается канди-дат. Набравший установленное законом большинство голо-сов. Применяется мажоритарная система абсолютного боль-шинства и мажоритарная система относительного, а также квалифицированного большинства. При мажоритарной изби-рательной системе относительного большинства победив-шим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его противников. Выборы считаются действиите-льными, если проголосовал хотя бы 1 избиратель. При выд-вижении одного кандидата на место, последний считается избранным без голосования.При мажоритарной системе аб-солютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины гр-н,включенных в список избирателей. В случае, если выборы не состоялись, назначаются новые; если состоялись, из­бранным считается тот, за кого проголосовало более поло-вины граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур (пов­торное голосование) по двум кандидатам, получившим наибольшее коли­чество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, полу-чив­ший при повторном голосовании больше половины (50%) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты второго тура могут опре­деляться и по мажо-ритарной системе относительного большинства. При квали-фицированном большинстве избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3 или ¾ от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. При пропорци-ональной избирательной системе право выдвижения канди-датов принадлежит только политическим пар­тиям и учитыва-ются все голоса избирателей. Распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в предс-тавительный орган, производится в соответствии с количест-вом полученных ими голо­сов. Например, партия, набравшая 53% голосов, получает 53 % мест в парламенте. Для опре-деления цены одного депутатского мандата устанавли-вается так называемая избирательная квота, т.е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского места. Пропорциональная система предусматривает: каждая партия выдви­гает список кандидатов, а избиратель подает голос за данный список. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как пра­вило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположи­лись в списке. Это снижает кон­троль общества за выборами. Изби-ратель голосует не за кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит и за ее программу. Существует 3 разновидности списков для голосования: система жес-тких списков (требует голосовать за партию в целом), полу-жестких (предлагает голосовать за весь партийный список и гарантирует кандидату, возглавляющему список, обязатель-ное получение мандата), свободных списков (предлагает голосовать за весь список и допускает распределение всех депутатских мест в соответствие с преференциями избира-телей). При смешанной избирательной системе одновремен-но исп-ся принцип 2 систем. Закон предусм-ет, что одна половина депутатов избирается по мажоритар-ной системе, одномандат­ным округам, а вторая - по пропор-циональной системе, партийным спискам. Данная система применяется в 27 странах мира


Избирательн система в РБ

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.Кандидаты, избираемые на государственные должности, уча­ствуют в выборах на равных основаниях.Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным: конт­роль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запре­щаетсяРасходы на подготовку и проведение выборов осу­ществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предус­мотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двад­цати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.Основания и порядок отзыва членов Совета Республики уста­навливаются законом.Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.Порядок проведения выборов определяется законами Респуб­лики Беларусь.Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.005 с.)