Этапы становления и развития политической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и развития политической науки



Этапы становления и развития политической науки

Первые формы осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

Одним из основателей политологии является Макиавелли.В 16 в. он сформулировал предмет и ме­тод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти.

В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки.

В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах

Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В Беларуси. Древность: Е.Полоцкая - введение христианских принципов в государственную жизнь, государственная помощь обездоленным, образование. К.Туровский - идея единения восточнославянских земель, люди должны следовать моральным и правовым нормам.

Возрождение: Ф.Скорина - власть закона, культ права, монархическая власть, идеи «вечного мира». Н.Гусовский - «Песня о зубре», идея национального патриотизма, раннебуржуазные идеалы.

С.Будны - сторонник частной собственности, мирное существование различных социальных групп, К.Лыщинский - утопический социализм, справедливое законодательство.

17-18 вв, соединение с Россией: Симеон Полоцкий - сильное государство с просвещенным монархом, вечный мир, в центре внимания Человек.

Конец 18в-1917г: национальное возрождение (Бобровский, Данилович).

К.Калиновский -соединение идей революционного демократизма и утопического социализма, парламентская республика.

19-20вв - Луцкевич против самодержавия, развитие белорусской культуры.


Становление полит идеи Беларуси.

На влияние полит мысли в Б оказали влияние соц-эк факторы, а также истор развитие, особенности формир-я нац самосознания.

 Проблемы соц-полит хар-ра уже нашли отр-е в трудах мыслителей 12в. и закл-сь в обосновании необх-ти феод гос-ва и утверждения христ-ва.В работах мыслителей 15-16вв. много внимания уделяется хар-ке прав. регулир-я полит отн-й. Наиольший интерес в этом плане представляют труды Льва Сапеги и Сымона Будного, а также Статуты ВКЛ. В отличие от правосл-х актов рус гос-ва, которые были напр-ны на укр-е абс-ой власти монархов, в Статутах ВКЛ власть Вел Князя огр-сь ограничивалась представ-ми законодат-х органов. В это же время на полит мысль Б-си оказали влияние идеи Европ-го гуманизма. В отл-и от Западно-евр. мыслителей Бел гуманисты огр-ли идею индив свободы интересами общ-го блага, т.е. личность ориентир-сь на служение общ-ву.В общ-но порлит мысли 17-18вв. важно место занимала проблема оразвития бел государственности.В 19в. в Б-си получили распр-е идеи рев-демократов. Основные их идеи были созвучны с рус рев-ми-демократами.На рубеже 19-20вв. соц-полит мысль Б-си испытывает влияние с одной стороны идей Марксизма, с другой стороны, влияние Зап соц-демократии.


Формы госуд правления

Форма правления- организация верховной государственной влас­ти, которая предопределяет структуру высших государственных орга­нов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между со­бой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха, неограни­ченность его полномочий (существует в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Катаре, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия - ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в за­конодательной сфере и достаточно широко представлены в исполни­тельной власти (Марокко, Кувейт, Иордания). Ограничение вызвано появлением такого нового государственного органа, как парламент и та­кой государственной должности, как глава парламента.- В этом и состоит дуализм (двойственность) монархической власти. В парламентской мо­нархии (Англия, Швеция, Дания, Япония и др.) полномочия главы го­сударства (монарха) значительно ограничены и в сфере исполнитель­ной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фактически монарх обладает только пред­ставительскими функциями. В реальной жизни конституционные мо­нархии мало чем отличаются от республик.В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламент­ская, президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга раз­ным распределением функций и полномочий между президентом и пар­ламентом.В парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент - высший представи­тельный и законодательный орган государства - избирается граждана­ми страны.

 

 


Политическая деятельность

Политическая деятельность - это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управ­лении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов.

Способы политической деятельности: Компромисс (соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок),

Консенсус (учитывается мнение как большинства, так и меньшинства),

Конформизм (пассивное принятие существующего порядка),

политический экстремизм (террор).

Формы политической деятельности:

Мирные: реформа (изменение), переговоры, соглашения, выборы, демонстрации, манифестации, забастовки. Они предполагают постепенное, качественное изменение политических отноше­ний, соблюдение закон­ности и правопорядка.

Насильственные: война, революция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Они предпо­лагают проведение радикаль­ных преобразований.


Полит конфликт

Политический конфликт – это столкновение противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей взглядов и ценностей. Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий как типология конфликтов.1. по зонам и масштабам: внутриполитические (конфликты, возникающие внутри общества, внутри политической системы, политической партии или иной общественно-политической организации, что связано с различными подходами субъектов политики к осуществлению политической власти. Кадровой политики, занятию гос должностей) и межсистемный конфликт (между различными со-политическими системами, что обусловлено различными идеологиями и политикой групп государств «холодная война»).2. по временным характеристикам (долго- и кратковременные).3. по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся).4. по уровню конфликтных отношений, т. е. по степени вовлеченности людей в разрешение противоречий (глубокие и неглубокие (в сознании людей) с нулевой суммой – когда позиции сторон абсолютно противоположны и победа одной означает полное поражение другой, с ненулевой суммой – в которых есть хотя бы один способ нахождения взаимного согласия).5. по уровню публичности (в открытой (гласной) форме конфронтации сторон (митинги, забастовки, манифестации) и закрытой, когда властные полномочия оспариваются теневыми способами).6. вертикальные – между различными уровнями власти (органами центрального и местного управления) и горизонтальные – внутри правящей элиты и между ветвями власти (война законов, конституционный кризис, вооруженный конфликт).7. ложный – не имеет реальных причин, вымышлен, надуман.

Способы:1.отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов.

2.применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам. 3.Осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки конфликта.4.попытка коренного разрешения конфликта путем устранения его непосредственных причин.5.достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА.

Элита – это опр-ая группа людей, которая выдел-ся среди граждан в силу образованности и несёт отв-ть за судьбу отечества.

 Теория элит была сформулир-на в нач. 20в. в трудах итальянск учёных Паретта и МоскаОсн-ые полож-я их теории:

1. общ-во дел-ся на привелиг-ое влавств-е меньшинство и пассивное большинство (в основе лежит естеств-ое нер-во людей…).

2. элита предст-ет собой сплоченную орг-ую группу, которая отл-ся особыми псих и соц-псих кач-вами

3. предназн-е элиты состоит в том, чтобы прин-ть важные полит решения 4. отнош-я между элитой и гражданами носит хар-р подчинения 5. в ходе борьбы за власть происх-т формиров-е и смена элит Возн-е элит обусл-но след-ми факторами:

ü полит власть предпол-т сущ-е особой группы, члены которой занимают ключевые места центр-х орг-ов власти или опр-х общ-х влияний;

ü в реальной полит практике имеет место отчуждение от принятых гос реш-й, т.е. власть народа и упр-е народа разделены

ü принятие некотор-х решений иногда ограничивается короткими сроками, что огран-ет возможность консультир-я полит суб-ов

ü выработка и принятие многих полит решений требует спец профес знаний.

Являясь субъектом власти, полит элита должна быть легитивной. Большинство элиты могут приходить к власти в рез-те таинств-го захвата власти. ФУНКЦИИ полит элиты след-ие:

- актуализ-ия интересов опр-ой соц группы, претворение интересов этой группы в реальную практику

- достиж-е общегос целей

- защита интересов, ценностей, идеалов, которые разд-ют гражд-кое общ-во


Избирательн система в РБ

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.Кандидаты, избираемые на государственные должности, уча­ствуют в выборах на равных основаниях.Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным: конт­роль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запре­щаетсяРасходы на подготовку и проведение выборов осу­ществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предус­мотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двад­цати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.Основания и порядок отзыва членов Совета Республики уста­навливаются законом.Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.Порядок проведения выборов определяется законами Респуб­лики Беларусь.Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.


Полит идеология

Политическое сознание — процесс и результат отраже­ния социально-политического бытия людей.

Три уровня: обыденный, эмпирический и теоретический.

Разновидности: Общественное, массовое, групповое, индивидуальное.

Политическая идеология является одной из форм прояв­ления политического сознания.

Политическая идеология — это социально значимая, теоре­тически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев.

Структура политической идеологии:

Политические теории и учения, Ценности и нормы, Элементы утопии, Проекты и программы политического действия, Мифологическое начало.

Более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая психология.

Политическая психология представляет собой совокупность эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях. К политико-психологическим явлениям относятся гнев, любовь, ненависть, чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.

Т.о., власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов могут быть представлены как те или иные формы психологического взаимодействия людей.


Социальная политика в РБ.

Важнейшие направления социальной политики РБ: социальная защита населения, справед­ливое распределение доходов.

В РБ реализуются государствен­ные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, молодежи.

Функции развития:

Здравоохранение доступность, бесплатность, повышение качества услуг.

Семья разработаны механизмы стимулирова­ния рождаемости.

Образование доступность и качество, развитие ин­формационных образовательных технологий и методик обу­чения, укрепление материально-технической базы, расширение рынка образовательных услуг.

Культура сохранение историко-культурного наследия, возрождение и развитие культурных ценностей белорусского народа, уве­личение количества центров культуры и досуга.

В 2007 г. РБ впервые отнесена экспер­тами ООН к группе стран с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала. По данному показателю она опережа­ет все страны СНГ.

Социальная направленность политики - будущий приоритет белорусского государства.

 

             


45. молодежная политика: цели, задачи, программы. Политическая социализация молодежи

Молодежная политика со­стоит в обеспечении высокого правового и социального ста­туса молодежи, создании правовых, экономических, органи­зационных условий для реализации интересов, потребностей и устремлений молодых граждан занять достойное место в обществе.

Главная цель: гарантия права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, создание условий для свободного и эффективного участия в полити­ческой, социальной, экономической и культурной жизни страны, обеспечение политической стабильности и граждан­ского согласия в обществе.

Задачи: предоставление доступ­ного и качественного образования; обеспечение патриотиче­ского; формирование высокой политиче­ской и правовой культуры, законопослушного поведения, развитие международного моло­дежного сотрудничества.

Программы: Рес­публиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг. (утверждена Указом Президента РБ от 04.04.2006 г., № 200), Закон РБ «Об основах государственной молодежной политики», др. нормативно-правовые акты.


46.Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в Республике Беларусь.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных длитель­ным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разновидности народов ми­ра: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: пле­мя, народность, нация. Принято считать, что для первобытной эпохи ха­рактерно племя, для рабовладельческой и феодальной эпох • - народ­ность, для капитализма и социализма - - нация. На базе нации формируются еще две этнические общности — нацио­нальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные части одной нации, оторванные от ее ос­новной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие этносы, проживающие в Белару­си). Этническими группами называются родственные по языку и близ­кие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличаю­щиеся от нее некоторыми особенностями (диалектами в языке, особен­ностями быта, традиций и т.п.). К этническим группам в Беларуси мож­но отнести жителей юго-западного Полесья: полешуков, пинчан. Коли­чественно меньшая, чем основная, коренная часть населения, та или иная этническая общность составляет национальное меньшинство дан­ной страны или входящего в ее состав национально-государственного образования. Усиливающееся территориальное перемещение народов и рас создает проблему оптимизации расселения человечества. Миграционные потоки движутся в направлении с Юга на Север, с Востока на Запад. Увеличение доли «цветного» населения развитых стран, с одной стороны, создает про­блему совместного проживания различных народов, а с другой — про­блему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третье­го» поколений. Значительную часть иммиграционных меньшинств (аф-ро-европейцев, афро-американцев и др.) в новой стране образуют нацио­нальные диаспоры, конфессиональные общины, часто -- весьма многочис­ленные. Формируется по сути новый тип транснациональных сообществ. Это также\порождает новые межэтнические проблемы.Быстрый рост народонаселения «третьего мира» и падение рождае­мости в развитых странах нарушили демографическое равновесие плане­ты и породили проблему межэтнического характера. Демографические процессы не только серьезно меняют этническую карту планеты (ожида­ется, что через 10—12 лет численность населения в Европе и Африке сравняется), но и ведут к глобальным сдвигам социального характера. «Демографический взрыв» в развивающихся странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обес­печением необходимых условий существования больших масс людей. Выделились обширные зоны (прежде всего в Африке, Латинской Амери­ке, отчасти - в Азии), над которыми нависла угроза маргинализации. Порождает новые противоречия и ликвидация ошибок, допущенных в области национально-государственного устройства. Нации формиро­вались в разное время и в разных условиях.

Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений.

В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительной чертой Беларуси всегда было межнациональное согласие.

Единой семьей веками живут вместе с белорусами русские, украинцы, поляки, евреи, армяне и другие представители более 140 национальностей.

Граждане Республики Беларусь – единая, сплоченная, сильная духом гражданская нация в границах национального государства.

Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации, прежде всего, как согражданства, а не только как этнической общности.


48. Государственные конфессиональные отношения в РБ

Религия – это мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное.

Взаимоотношения государства и религиозных орга­низаций регулируются законом и рационально сбалансиро­ваны.

РБ — многоконфессиональное госу­дарство. В РБ отсутствуют конфликты на религиозной почве, отсутствуют межконфессиональные разногласия и противоре­чия. Все религии и вероисповедания равны перед законом.

Все традиционные для нашей страны религии — право­славие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам — занимают достойное место в жизни государства, оказывают влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского на­рода. Велика их роль в поддержании мира и согласия в об­ществе. Представители всех 25 концессий входят в состав межконфессионального Совета.

Республике удалось выстроить уникальную модель отно­шений между церковью и институтами власти на принципах солидарности, взаимодействия и взаимодополняемости.


49. Понятие международных отношений, их структура, виды, принципы

Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических связей и взаимоотношений между государствами.

  Международные отнош. развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали - масштабные уровни:

*Глобальные междунар. отношения(между системами государств, крупнейшими державами)

*Региональные отношения

*Отношения конкретной международно-политической ситуации.

По горизонтали - групповые уровни:

*Групповые (коалиционные) отношения

Двухсторонние отношения

Виды международных отношений:

*Политические

*Экономические и научно-технические

*Идеологические отношения

*Международно-правовые отношения

*Военно-стратегические отношения

*Культурные отношения


50. Внешняя политика Беларуси

Внешняя политика государства – общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов.

Основные направления, стратегические цели:

*обеспечение благоприятных международных условий для укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности;

*развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами;

*непосредственное участие в решении общих человеческих проблем;

*формирование нового, более гуманного мирового порядка.

РБ свободна от ядерного оружия и проводит политику нейтралитета.

Принципы внешней политики РБ:

*равенство государств;

*неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

*нерушимость границ;

*мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;

*уважение суверенитета других государств.

Отличительная особенность внешней политики РБ – многовекторность и создание вокруг себя «пояса добрососедства».


51. Геополитика. Теоретические основы геополитики

Термин «Геополитика» ввел Рудольф Челлен (1864 – 1922). Геополитика – этонаука о влиянии географического пространства государства на его политические цели и интересы, наука о связи и взаимозависимости пространства и политики.

Государ­ство в целях укрепления своего могущества должно стре­миться, невзирая на людские и материальные потери, к рас­ширению, присоединению новых территорий путем завоева­ния и колонизации.

Фридрих Ратцель (1844-1904) также был приверженцем признания воз­действия географического положения на развитие народов и государств, влияния при­родной среды на политику. Он признавал объективную зако­номерность и причинную обусловленность всех явлений при­роды и общества.

Хэлфорд Маккиндер (1861-1947) родоначальник «океанного» направления. По его мнению, гео­графические факторы оказывают непосредственное воздей­ствие на ход исторического процесса, а географическое поло­жение во многом определяет потенциальную силу или сла­бость государств.

Карл Хаусхофер (1869-1946) — основатель практиче­ской геополитики Третьего рейха, для которой характерны агрессивность и аморальность. Выступал за установление «нового мирового порядка», в котором доминировала бы Германия


 

Этапы становления и развития политической науки

Первые формы осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

Одним из основателей политологии является Макиавелли.В 16 в. он сформулировал предмет и ме­тод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти.

В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки.

В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах

Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В Беларуси. Древность: Е.Полоцкая - введение христианских принципов в государственную жизнь, государственная помощь обездоленным, образование. К.Туровский - идея единения восточнославянских земель, люди должны следовать моральным и правовым нормам.

Возрождение: Ф.Скорина - власть закона, культ права, монархическая власть, идеи «вечного мира». Н.Гусовский - «Песня о зубре», идея национального патриотизма, раннебуржуазные идеалы.

С.Будны - сторонник частной собственности, мирное существование различных социальных групп, К.Лыщинский - утопический социализм, справедливое законодательство.

17-18 вв, соединение с Россией: Симеон Полоцкий - сильное государство с просвещенным монархом, вечный мир, в центре внимания Человек.

Конец 18в-1917г: национальное возрождение (Бобровский, Данилович).

К.Калиновский -соединение идей революционного демократизма и утопического социализма, парламентская республика.

19-20вв - Луцкевич против самодержавия, развитие белорусской культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 17; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.85.213 (0.109 с.)