Эволюция политической системы белорусского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция политической системы белорусского общества



Развитие политической системы общества началось с момента ликвидации Российской империи и продолжалось вплоть до упразднения СССР. Для этого периода характерно то, что многие общепризнанные субъекты политической деятельности — народ, граждане, этносы и др. — практически не участвовали в определении содержания политики.

Политическая система РБ сформировались в середине 80-х гг. XX в.

В 1994 Была принята Конституция РБ (изм.1996,2004). Политическая система обрела свою стабильность.

Появились новые политические институты власти и управ­ления — институт Президента, двухпалатный Парламент, Конституционный суд и др.

Значительно расшири­лись права и свободы граждан. Узаконено проведение массо­вых акций.

Про­изошло реформирование избирательной системы.

Государственная власть стала осуществляться на прин­ципах ее разделения.

Современная политическая система и полити­ческий режим характеризуются сильной государственной властью при лидирующей роли Главы государства.


Понятие «политический институт». Государство: сущность, признаки и функции.

Политические институты — объективные элементы соци­альной структуры государства и общества, важнейшие структурные образования политической системы. Институ­ты государства это прежде всего властные органы, внут­реннее устройство власти, приводящие ее в действие и поддерживающие ее функционирование. Это сами действующие органы власти, составляющие ее систему, регулирующие от­ношения политической власти в обществе.

В Беларуси действуют институты гражданского общества – политические партии, общественные организации.

В Республике Беларусь отсутствуют этнические и религиозные конфликты, в мире и согласии живут представители разных национальностей и вероисповеданий.

К негосударственным политическим институтам относятся общественные объединения и организации, не следующие курсу сложившейся в стране политики. Например оппозиции. Главная задача, которую может ставить перед собой оппозиция, – достижение политического результата в виде повышения рейтинга, мобилизация прежних и новых сторонников.

Государство как политический институт

Основным институтом политической системы общества является государство — организация, образуемая социальной общностью на определенной территории и располагающая мо­нопольным правом на применение легитимного принуждения.

Как универсальная организация общества государство обла­дает тремя основными элемен­тами:

Территория — это материальная основа государства. В нее входят: земля, недра, воздушное пространство, территориальные воды.

Население — это люди, человеческое сообщество, живу­щее на территории государства.

Власть – является определяющим признаком государства. Осо­бенность государственной власти заключается в том, что она суверенно, т.е. независима, неделима и распространяется на все население и общественные структуры на его территории.

Госу­дарственный суверенитет является формой выражения и обес­печения национального (народного) суверенитета.

Власть государства обеспечивает выполнение ей своих мо­нопольных прав и функций.

 

 


Формы госуд правления

Форма правления- организация верховной государственной влас­ти, которая предопределяет структуру высших государственных орга­нов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между со­бой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха, неограни­ченность его полномочий (существует в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Катаре, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия - ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в за­конодательной сфере и достаточно широко представлены в исполни­тельной власти (Марокко, Кувейт, Иордания). Ограничение вызвано появлением такого нового государственного органа, как парламент и та­кой государственной должности, как глава парламента.- В этом и состоит дуализм (двойственность) монархической власти. В парламентской мо­нархии (Англия, Швеция, Дания, Япония и др.) полномочия главы го­сударства (монарха) значительно ограничены и в сфере исполнитель­ной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фактически монарх обладает только пред­ставительскими функциями. В реальной жизни конституционные мо­нархии мало чем отличаются от республик.В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламент­ская, президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга раз­ным распределением функций и полномочий между президентом и пар­ламентом.В парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент - высший представи­тельный и законодательный орган государства - избирается граждана­ми страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.)