Экологические проблемы на железнодорожном транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические проблемы на железнодорожном транспорте



 

Ледовская О.В., преподаватель

ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный

техникум имени А.К.Лысенко»

Железнодорожный транспорт – основной вид транспорта в транспортной системе России, и хоть он является одним из самых безопасных и экологически чистых видов транспорта, проблемы еще остаются.

Функционирование железнодорожного транспорта, должно основываться на следующих принципах: проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных комплексов и природных ресурсов; нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, в том числе и объектов железнодорожного транспорта на природную среду; ограничение воздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очистки выбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физических излучений; создание экологически чистых производств, технологий, подвижного состава, оборудования и транспортных систем; использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов железнодорожного транспорта путем выполнения природоохранных мероприятий и внедрения технологических средств;

Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды [5].

Транспорт во все времена воздействовал на общество и на жизненный уровень, так как он способствовал развитию экономики и влиял на структуру общества.

Железнодорожный транспорт влияет на окружающую среду, а эта среда, в свою очередь, оказывает влияние на его работу.

В России железнодорожный транспорт представляет собой уникальную систему, функционирующую в десяти часовых поясах и чрезвычайно разнообразных природно-климатических условиях.    

Обеспечение безопасности и надежности работы такой системы – задача весьма сложная, многогранная, требующая больших инвестиций и усилий огромного количества людей.

Основной задачей в области охраны окружающей среды должно являться выполнение программ по основным направлениям природоохранной деятельности по предотвращению неблагоприятного техногенного воздействия железнодорожного транспорта на атмосферный воздух, водные объекты и почву.

Реализация программ должна обеспечить ежегодное снижение ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью населения [3].

Осуществляемые в отрасли природоохранные мероприятия направлены на уменьшение негативного воздействия передвижных источников железнодорожного транспорта на атмосферный воздух.

На железнодорожном транспорте создана единая система управления природоохранной деятельностью и обеспечения экологической безопасности.

При использовании в тепловозных дизелях обычного дизельного топлива продукты его сгорания на 99-99,8% состоят из нетоксичных веществ. Однако незначительная часть продуктов сгорания высокотоксична и оказывает существенное влияние на окружающую природную среду. Загрязняют окружающую среду в значительно меньшей степени картерные газы, продукты испарения дизельного топлива и масла.

В дизелях при снижении нагрузки увеличивается коэффициент избытка воздуха, поэтому содержание СО на частичных нагрузках и холостом ходу значительно ниже, чем при полной нагрузке. 

Неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава и железнодорожных путей не способствует повышению экологической безопасности отрасли. Увеличение степени износа подвижного состава приводит к увеличению расхода энергоносителей, что увеличивает вредные выбросы в окружающую среду [5].

При эксплуатации объектов железнодорожного транспорта используются определенные виды природных ресурсов – топливно-энергетические, земельные и др.

При всем разнообразии объектов (станции и узлы, локомотивные и вагонные депо, железнодорожные пути, электрические и контактные сети, средства сигнализации и связи и др.) можно сформулировать общие экологические требования к их функционированию.

Экологические факторы играют все более заметную роль в производственной деятельности компании, в обеспечении ее экологической безопасности и конкурентоспособности. 

В России экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха, прилегающих территорий, в то же время на нее приходится значительная доля перевозок. Постоянно проводимая в отрасли работа по техническому перевооружению обеспечивает стабильное улучшение экологических показателей. В дальнейшем необходимо полностью отказаться от сжигания топлива на железнодорожном транспорте и перейти на электроэнергию путем внедрения новых технологий. При проведении работ по электрификации железных дорог происходит замена тепловозной тяги на электровозную, что значительно уменьшает выбросы вредных веществ в атмосферу [2].

Вклад электровозов в загрязнение окружающей среды не велик по сравнению с тепловозами. В то же время электровозы потребляют электроэнергию, которая вырабатывается на электростанциях, являющихся крупными загрязнителями окружающей среды. Поэтому снижение потребления электроэнергии электровозами крайне важно.

Активное потребление угля, нефти и газа привело к появлению глобальных экологических проблем, которые ждут своего скорейшего решения.

Для обеспечения устойчивого развития человеческого общества необходимо существенно расширить использование возобновляемых видов энергии, а также альтернативных видов топлива.

 Особенно важно получить такие знания специалистам железнодорожного транспорта – одного из крупнейших потребителей энергии и природных ресурсов [2].

Список литературы

1 Донцов С.А. Экологическая безопасность железнодорожного транспорта. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – С.255

2 Зубрев Н.И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. – М.: УМК МПС России, 1999. – С. 380-395

3 Карминский В.Д. Экологические проблемы и энергосбережение. - М.: Маршрут, 2004. – С. 218-231

4 Катин В.Д. Методы и устройства сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу из котлов на предприятиях железнодорожного транспорта. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С. 3-65

5 Сидоров Ю.П. Практическая экология на железнодорожном транспорте. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С.228

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.004 с.)