Сбор и утилизация опасных отходов производства как фактор снижения загрязнения окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор и утилизация опасных отходов производства как фактор снижения загрязнения окружающей среды



Сметанина Елена Владимировна, мастер производственного обучения,

Хрулева Надежда Васильевна, преподаватель

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский железнодорожный техникум»

(Россия, г. Нижний Тагил)

Железнодорожный транспорт - отрасль, где образуется достаточно большое количество отходов, в том числе и опасных. Отходы являются результатом технологических процессов производства, процессов выделения осадков при очистке производственных сточных вод и других процессов. Отходы железнодорожного транспорта могут содержать нефтепродукты, токсичные химические соединения, органические соединения, тяжелые металлы, отработавшие люминесцентные лампы электрического освещения, отходы лаков и красок, загрязненные маслами и смазками ветошь и грунт с территорий предприятий. К наиболее опасным относятся шламы из очистных сооружений гальванических участков, отходы из химчисток рабочей одежды, плавающие нефтепродукты и нефтешламы.

В локомотивных и вагонных депо отходы образуются в процессах ремонта и обслуживания подвижного состава: при механической и термической обработке металлических и полимерных изделий, нанесении лакокрасочных и гальванических покрытий, при сварке и наплавке, в смазочных операциях, на аккумуляторных участках. На шпалопропиточных заводах (на участках пропитки шпал) токсичные отходы связаны с применением масляных антисептиков. На предприятиях по производству консистентных смазок и регенерации масел токсичные отходы образуются на всех этапах производственного процесса. Они появляются и на участках по нанесению полимерных защитных и декоративных покрытий на детали пассажирских вагонов при их ремонте. На объектах грузовой работы токсичные отходы образуются от пыления цемента, удобрений, извести и других химических грузов в процессе проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Опасные отходы как осадки сточных вод образуются при мойке и санитарной обработке вагонного парка после перевозки скота, мяса, рыбы, сельхозпродукции, подверженной гниению или содержащей нитраты, лекарств и химических грузов.

Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» определяют основные требования по охране здоровья человека и охране окружающей среды в процессах обращения с отходами. «Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации» [1].

Проблема сбора, складирования и переработки промышленных отходов является актуальной для любого предприятия, в том числе и железнодорожного транспорта.

Сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами [4].  

Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий [7].

В вагонном ремонтном депо Смычка, расположенном в Нижнем Тагиле, выполняется техническое обслуживание и ремонт вагонов, узлов и деталей вагонов, электрооборудования, слесарные и слесарно-сборочные работы с целью обеспечения безопасности движения поездов.

В вагонном депо производят ремонт пассажирских вагонов всех типов. Ремонт вагонов производится поточно-стационарным методом.

В состав депо входят:

• вагоносборочный цех;

• малярный цех;

• колесно-роликовый цех;

• редукторное отделение;

• цех ремонта автосцепок;

• авто контрольный пункт;

• цех по ремонту электрического и холодильного оборудования;

• аккумуляторный цех;

• заготовительный цех;

• деревообрабатывающий цех;

• транспортный цех.

В настоящее время все стационарные источники выбросов вагонного депо, а также передвижные сварочные посты оборудованы пылегазоочистными установками. Участок наплавки автосцепок и полировальное отделение оснащены пылеосадочной камерой. Установка предназначена для очистки воздушной смеси от пыли, удаляемой от заточного станка участка наплавки автосцепок и полировальных станков. В полировальном отделении установлены фильтры ФяР с циклоном ЦН-15 от аппарата напыления. Установка предназначена для очистки воздушной смеси от порошка покрытия деталей с помощью аппарата напыления. Участок упрочнения деталей пассажирских вагонов наплавкой оборудован пылеосадочной камерой и фильтром ФяР. Установка предназначена для очистки воздушной смеси от пыли, удаляемой от комплекса по упрочнению деталей автосцепки. Передвижные сварочные посты оснащены передвижным электростатическим фильтром ЕМК-1600. Установка предназначена для очистки воздушной смеси от сварочного дыма (аэрозоля). Периодически проводится контроль и регулировка двигателей маневрового тепловоза, работающего на территории предприятия. Данные мероприятия позволяют значительно снизить количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Следует так же отметить, что в период неблагоприятных метеорологических условий, во избежание концентрации загрязняющих веществ в приземных слоях атмосферы, работа цехов и отделений дающих 

 При проведении работ по ремонту вагонов, узлов и деталей источниками, дающими наибольший вклад в загрязнение сточных вод, являются моечные машины колесно-роликового цеха, а также участок промывки и ремонта щелочных аккумуляторов аккумуляторного цеха. Кислота аккумуляторная отработанная относится ко II классу опасности. Стоки аккумуляторного цеха, перед сбросом в канализацию, нейтрализуется добавлением расчетного количества кислоты в специально оборудованный бак - нейтрализатор.

При обмывке узлов и деталей вагонов в воду попадает большое количество взвешенных веществ и нефтепродуктов. При дезинфекции систем водоснабжения пассажирских вагонов имеет место загрязнение сточных вод хлором. При промывке щелочных аккумуляторов повышается значение водородного показателя рН в сочных водах. Сточные воды после обмывки узлов и деталей вагонов подаются на очистку в отстойники, где происходит первоначальное отделение загрязняющих веществ. На данном этапе очистки из сточных вод удаляются до 65% основных загрязнителей, таких, как: взвешенные вещества, нефтепродукты. Далее сточные воды попадают в отстойник (нефтеловушка), при прохождении которой задерживается более 50% загрязнителей, поступающих со стоками. 

Промышленные отходы (или отходы производства) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично потребительские свойства.

Основные технологические процессы, формируемые отходы, места их хранения и способ утилизации показаны в таблице 1.

                           Таблица 1. Сбор и утилизация отходов производства

 Выполняемая операция  Формируемые отходы   Класс опасности Место хранения Утилизация
браковка деталей лом черных металлов V класс опасности специальные металлические контейнеры сдается в зависимости от типа лома
ремонтные работы отходы обтирочных материалов III класс опасности специальная металлическая емкость используется для розжига в котельных предприятия
замена стекол, резка стекла бой стекла V класс опасности специальные контейнеры вывозится на переработку
демонтаж колесных пар лом черных металлов V класс опасности специальные металлические контейнеры сдается в зависимости от типа лома
обработка колесных пар стружка черных металлов V класс опасности специальные металлические контейнерах вывозится на переработку
ремонт светильников пассажирских вагонов    отработанные лампы люминесцентные I класс опасности герметичные контейнеры сдаются на утилизацию
ремонт пассажирских вагонов отработанный провод медный III класс опасности специальный ящик используется повторно при ремонте электрической аппаратуры
ремонт аккумуляторных батарей щелочь аккумуляторная II класс опасности нейтрализуется в специальном баке-нейтрализаторе сбрасывается в канализацию
обработка черных металлов на станках отходы черных металлов V класс опасности специальные металлические контейнеры сдаются в зависимости от типа лома
сварочные работы огарки электродов V класс опасности металлические контейнеры сдаются как лом черных металлов 
замена масел в тяговых редукторах и гасителях колебаний масла индустриальные отработанные III класс опасности  металлическая емкость  смазка неответственных трущихся узлов    

 Одним из перспективных направлений снижения загрязнения окружающей среды промышленными отходами является сбор и утилизация отработанных смазок. Однако цены на вывоз и утилизацию отработки постоянно растут, штрафы за несоблюдение экологических норм и требований, соответственно, тоже. Конструктивное решение данной проблемы - возврат отработанных смазочных материалов в оборот. В связи с этим большое значение имеет полное или частичное восстановление качества отработанных смазок с целью их повторного использования.

В процессе эксплуатации смазки соприкасаются с металлами, подвергаются воздействию воздуха, температуры и других факторов, под влиянием которых с течением времени происходит изменение свойств смазок. В них накапливаются продукты окисления, загрязнения и другие примеси, которые резко снижают качество смазок. Смазки, содержащие загрязняющие примеси, неспособны удовлетворять предъявляемым к ним требованиям и должны быть заменены свежим. Отработанные смазки собирают и подвергают регенерации с целью сохранения ценного сырья, что является экономически выгодным.

В данной статье показана связь производственной деятельности ремонтного вагонного депо Смычка с точки зрения влияния на атмосферный воздух, водные объекты и образования промышленных отходов. Безусловно проблема снижения техногенной нагрузки на окружающую среду объектами железнодорожной инфраструктуры в настоящее время остается особенно актуальной. Для предприятий железнодорожного транспорта первоочередным является снижение уровня промышленного загрязнения, которое зависит от самих предприятий. Для того чтобы это не происходило, руководство объектов железнодорожного транспорта должно само контролировать рабочий процесс, уделять особое внимание очистке и утилизации отходов. Кроме того, необходимо использовать малоотходные технологии и экологические разработки, которые позволят снизить уровень загрязнения и минимизировать влияние на природную среду. 

Используемая литература:

1.Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68 – ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

4. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: уч. Пособие под ред. Проф. Зубрева Н. И., Шараповой Н. А. – М.: УМК МПС России, 2009 г. 

5. ГОСТ 30.772-2001. Утилизация отходов.

6. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, приложение к приказу МПР России № 511 от

15.06.01г.

7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. П/р С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 2009 г. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.01 с.)