Воздействие объектов транспорта на экологическое состояние природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействие объектов транспорта на экологическое состояние природы



Сорокина Ирина Владимировна, преподаватель

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области "Лискинский промышленно-транспортный

техникум имени А.К. Лысенко

(ГБПОУ ВО "ЛПТТ имени А.К. Лысенко")

Воронежская область, г.Лиски

    В настоящее время одной из важных проблем является железнодорожный транспорт, который связывает между собой экологию и экономику. Без решения данной дилеммы мы не сможем продвигаться вперед и развивать экономику страны. В данной статье мы рассматриваем проблему и пути его решения, нанеся ущерб экономике страны. Ведь в нынешнее время экология имеет важную роль в окружающей среде.

  К железнодорожному виду транспорта относятся железные дороги общего пользования, железные дороги промышленного назначения (в основном это подъездные пути различных крупных предприятий и организаций), а также городские железнодорожные пути (линии метрополитена и трамвайные линии). Хотя в целом неблагоприятное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду по сравнению с автомобильным меньше, но тепловозы с дизельными силовыми установками негативно влияют на атмосферу, поскольку в отработанных газах присутствуют углеводороды, оксиды углерода, азота, серы, различные твердые загрязняющие вещества. В то же время отчуждение значительных территорий под железнодорожный транспорт близко к степени влияния автомобильных дорог воздействует на природную среду. Фактор элиминации животных выражен все же слабее, так как густота железнодорожной сети меньше, но присутствует. Кроме того, железнодорожный транспорт оказывает сильное шумовое загрязнение окружающей среды и служит источником чужеродных вибраций. Загрязняют биосферу и отрасли, которые обслуживают этот транспорт (металлургия, химическая промышленность). Для любой природной экологической системы железная дорога – чужеродный элемент. Железные дороги для своего строительства требуют отчуждения значительных территорий, на которых природные сообщества полностью разрушаются. Обширные зоны вдоль железных дорог испытывают их непосредственное влияние, здесь формируются природные сообщества лишь из достаточно толерантных к загрязнению и фактору беспокойства видов. В нашей стране доля железнодорожного транспорта составляет 80% грузооборота и 40 % пассажироперевозок транспорта общего пользования. Такие крупные объемы работ напрямую связаны со значительным потреблением природных ресурсов, и масштабными выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Железнодорожный транспорт загрязняет воздушную среду, водную и земельную. Загрязнения атмосферного воздуха. Из стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, связанных с железнодорожным транспортом, наибольший вред природе приносят котельные: при сжигании твёрдого топлива выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа, при сгорании мазутов – оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия. Моторы объектов путевой техники, тепловозов при сжигании топлива в составе выхлопных газов выделяют оксиды серы, углерода, азота, альдегиды. После использования в технологических процессах на объектах железнодорожного хозяйства вода загрязняется вредными примесями. Сточные воды по многим параметрам токсичны для окружающей среды, они загрязняют ее взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальными загрязнениями, кислотами, щелочами, поверхностно-активными веществами. Загрязнения территорий предприятий Железнодорожные станции с локомотивными и вагонными депо являются источником образования и аккумуляции твердых отходов, что приводит к захламлению больших территорий в придорожной полосе отвода или за ее пределами. В перечне загрязнителей преобладают нефть и нефтепродукты, остатки топлива, смазочные материалы. Шум и вибрация при движении поездов Основные источники шума – движущиеся поезда, путевые машины, производственное оборудование, интенсивный шум создают локомотивные, вагонные депо. Движение поездов вблизи объектов жилищной инфраструктуры негативно сказывается на акустическом климате населенных пунктов и жилых помещений.

Железнодорожный транспорт в отличии от других более безопасный и самый быстрый. Однако мы должны предохраняться, также не навредив экологической обстановке в целом, изучив все меры предосторожности

Список используемой литературы:
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с

2. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.: Химия, 2007. -238с.

3.Житков В.А., Ким К.В. Методы оперативного планирования грузовых автомобильных перевозок. -М.: Транспорт, 2012. – 184 с.

4.Напольский Б.М., Прокофьев М.Б., Яцукович В.И., Гуджоян О.П. Методические указания к курсовому проекту по курсу “Организация перевозок, механизация грузовой и коммерческой работы”. М.: Мади, 2010. – 24 с.

 

 

«3R — REDUCE, REUSE, RECYCLE (СОКРАТИТЬ, ПОВТОРИТЬ, ПЕРЕРАБОТАТЬ)

В ТЮМЕНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

 

Ильясов Дамир Болтабаевич, преподаватель ГАПОУ ТО «ТКТТС», Назырова Мадина Ренатовна, студент 2 курса, Тасмурзина Юлия Рамазановна студент 2 курса

«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» (Российская Федерация, г. Тюмень)

 

Цель: Вовлечение в раздельный сбор мусора.

Гуляющий по улицам моего любимого города, я бывает обращаю внимание на то, что нас с вами окружает ежедневно – это мусор. Он везде, хоть работники, которые следят за чистотой города убирают и стараются очистить, не всегда и везде они смогут это сделать. Актуальностью темы определяется такими факторами, как мусор становится частью окружающей среды и нашей с вами жизни. Причины его образования многообразны, но источник всегда один - человек.

Прививать культуру раздельного сбора учащимся важно, поскольку сегодняшние студенты уже завтра могут стать сотрудниками железнодорожных компаний и способствовать внедрению системы раздельного сбора в офисе, а немного позже, став родителями, прививать правильную экологическую культуру и своим детям.

Статья на избранную тему является актуальной в связи тем, что проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.

Время разложения бытовых отходов в природе: стеклу необходимо целый век, металлу пол века, пластику от 100 до 400 лет, бумага является самым быстроразлагающимся материалом в природе всего 30 дней, все конечно зависит от плотности её, если плотная, то конечно может и в течении года разлагаться, но по сравнению с другими отходами это ничтожно мало.

Вывоз мусора на полигон и организовывать свалку, самый распространенный способ борьбы с отходами у человечества. Копнув глубже можно сразу найти отрицательные моменты этого способа. Это выделение метана при гниении. Постоянное горение свалок. Все же знают и понимают, что при сжиганиях в атмосферу выделяется огромное количество ядовитых веществ, которые негативно сказываются на природе и здоровье нас с вами. Опасные жидкие отходы попадают в землю, оттуда доходит до грунтовых вод, тем самым приносят вред самим нам.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что разделение мусора по категориям, будет лучшим способом для сохранения природы.

Плюсы можно перечислять бесконечно, но основные из них это: большое количество отходов могут переработаться в какие-то полезные продукты. Экономия ресурсов. Уменьшается вредное воздействие на окружающую среду. На железной дороге хороший способ пиролиз – наиболее изученный процесс широко используется для производства активированного угля из древесины. Выход газообразных продуктов при пиролизе —позволяет использовать их в качестве топлива.

Для этого необходимо разделять мусор по видам, из которого они произведены: дерево, пластик, бумага, стекло и т.д. Для удобства баки окрашиваются в различные цвета. Например: зеленый цвет контейнера предназначен для стекла, синий- макулатура, желтый пластик, черный- органический отходы, коричневый- токсичные отходы и наконец красный для мусора, который не подлежит переработке.

Экология и железнодорожный транспорт взаимосвязаны. Поэтому разделение мусора просто необходимо и лучше это начинать с учащихся.

Для этого есть такой принцип 3R — reduce, reuse, recycle (сократить потребление, использовать повторно, перерабатывать).

Зачем вводить раздельный сбор в железнодорожном колледже?

Для колледжа это возможность: Экономить на вывозе мусора - (экономить на вывозе мусора и зарабатывать на вторсырье).Снизить экологический след - (вступить в Ассоциацию «зеленых» учреждений России).Международные рейтинги - (укреплять имидж как экологически ответственного учреждения). Быть образцово показательным железнодорожным колледжем.

Для студентов это возможность: Получить опыт управления - (прокачать лидерские, организаторскиеи творческие навыки).Получать повышенную стипендию - (за активную общественную деятельность).Стать социальным предпринимателем - (начать карьеру в сфере экологии и завести полезные знакомства).

Провели исследовательскую работу в своем колледже «ТКТТС». В ходе работы мы узнали, что в нашем корпусе имеется одно место для курения.На входе в колледж не стоит урна для мусора.Мы заметили, что по периметру коридоров колледжа нет мусорных ведер и студентам приходится выбрасывать мусор только в кабинетах, что не очень удобно.В колледже есть так называемый буккроссинг (книгообменник), один из плюсов, что книги не выбрасываются, а хранятся на специальном стенде, где любой желающий может взять ее и (или) принести свою. Вместо того, чтобы её выбрасывать в мусор.Также проводится ежедневный мусоросбор с территорий колледжа.

Но в тоже время мы хотели бы обратить внимание на то, что в ТКТТС, существует централизованный вывоз мусора. На территории нашего колледжа имеются мусорные контейнеры, которые, соответствует основным нормативным документам по утилизации отходов и сбору мусора у населения.

В течение недели мы отмечали, какие типы отходов встречаются в мусорном ведре в одном из кабинетов колледжа. Большая часть по объёму составляет бумага. Остальное в основном пластиковые стаканчики, пластиковые бутылки от воды, пищевые отходы (огрызки яблок, кожура бананов, апельсинов) и алюминиевые банки из-под энергетических напитков.

Количество выбрасываемого мусора в кабинете в среднем составляет около 1 кг в сутки, а их в колледже 27 шт. (включая спортзал). Получается в сутки в корпусе накапливается примерно 27 кг мусора, а в год это примерно 6700кг. Все отходы из мусорного ведра в кабинетах можно переработать и рассортировать. Мы решили посчитать, во сколько примерно обойдется колледжу ТКТТС установка контейнеров по разборному мусору.На сайте компании https://www.mirotvorets72.com/, предлагают услуги по установка экобоксов для сбора макулатуры.Что из себя представляют экобоксы: Экопак – специальный контейнер для сбора макулатуры с последующим вывозом вторичного бумажного сырья на переработку. Его стоимость 350руб./шт.Килограмм бумаги если её сдавать, стоит 5 руб. Если контейнер стоит 350 руб, то нам надо всего сдать 50 кг бумаги. В день в колледже копиться около 10 кг, получается 5 дней и ЭКО бокс окупается.Также у них есть контейнера по отдельному сбору стекла, пластика и бытовых отходов. Конечно это может показаться дорого, но природа и сохранение окружающей среды, мы думаем важнее денег.

Также необходимо отметить еще вариант возможности бесплатного вывоза сортированного мусора. Это может сделать Эко-такси. Это полностью волонтерский проект добровольческого объединения "Круговорот". Его задача - помочь горожанам, сознательно собирающим отходы для сдачи на переработку, но не имеющим времени или личного транспорта, вывезти их на станцию приема вторсырья "Сортировочная". Чтобы с ними связаться нужно всего лишь оформить заявку через группу "Раздельный сбор отходов/Сортировочная" в соцсети "ВКонтакте". Связывается водитель и договаривается о встрече. На исполнение заложена неделя, но, как правило, все происходит гораздо быстрее.

В ходе проведения социального опроса мы выявили, что большинство учащихся готовы сортировать мусор и считают, что мусор на свалках становится глобальной проблемой, но не у всех есть возможность его сортировать и только 21,7% опрошенных людей ответили, что они сортируют мусор, а многие и вовсе ответили, что почти никогда не видят, как кто-то рассортировывает его.

Наше мнение, необходимо установить раздельные контейнеры для сбора мусора в нашем колледже, т.к это поможет сохранить нашу планету от лишнего мусора и поможет нам с вами жить в более чистом обществе. И тогда железнодорожный колледж заживет новой экологически чистой жизнью.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что, несмотря на длительность изучения настоящей проблемы, утилизация и переработка отходов по-прежнему не ведется на должном уровне. Острота проблемы, несмотря на достаточное количество путей решения, определяется увеличением уровня образования и накопления промышленных отходов.

В ходе проведенных мной социальных исследований нам удалось понять, что студенты нашего колледжа в своем большинстве видят проблему и готовы способствовать ее решению, но для минимизации вреда природе, от вредных свойств бытовых отходов, нужно приложить куда больше, чем мы думаем.

 

Список используемой литературы

1. Коробкин, В.И., Передельский, Л.В., Экология. – Ростов на Дону: «Феникс»,2003, 602 с.

2. Протасов, В.Ф., Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. И справочное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001, 688 с.

3. https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/sotsial-nyi-proiekt-vniedrieniie-sistiemy-razdiel-nogho-sbora-musora-v-posielkie-il-inoghorsk

4. https://planeta.ru/campaigns/greenvektor

5. https://www.mirotvorets72.com/

 

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВЛИЯНИЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Мельник Эллина Сергеевна, мастер производственного обучения, Карашашева Светлана Шампатовна, мастер производственного обучения

Высший колледж электроники и коммуникаций

(Казахстан, Павлодар)

 

Человечество как биологический вид и социальная общность неразрывно связано с процессами, происходящими в окружающей среде, и во всех возрастающих масштабах черпает из нее ресурсы, загрязняет отходами, продуктами жизнедеятельности. Все происходит в тончайшем слое «жизненного пространства» – биосфере. Эта «оболочка жизни» находится в постоянном движении веществ, совершающих круговорот органических веществ в цепочке: почва – растения – животные – человек – почва (сток), а также неорганических веществ в рамках других цепочек естественного круговорота, ибо природа создала механизмы постоянного круговорота основных химических элементов между неживыми и живыми компонентами окружающей среды в биосфере.

Транспорт во все времена воздействовал на общество и на жизненный уровень, так как он способствовал развитию экономики и влиял на структуру общества. Железнодорожный транспорт – основной вид транспорта в транспортной системе Казахстана, и хоть он является одним из самых безопасных и экологически чистых видов транспорта, проблемы еще остаются.

Экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются, в первую очередь, широким применением электрической тяги, которая исключает выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и снижает загрязнение почв тяжелыми металлами.

Железнодорожный транспорт влияет на окружающую среду, а эта среда, в свою очередь, оказывает влияние на его работу. Например, на износ деталей подвижного состава существенно влияет запыленность атмосферного воздуха.

Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций и Всемирная организация здравоохранения и связи с ростом перевозок транспортным комплексом и, соответственно, увеличением его техногенного воздействия на окружающую среду рекомендуют отдавать предпочтение наиболее экологичным видам транспорта, в том числе железнодорожному [5]

     Основной задачей в области охраны окружающей среды должно являться выполнение программ по основным направлениям природоохранной деятельности по предотвращению неблагоприятного техногенного воздействия железнодорожного транспорта на атмосферный воздух, водные объекты и почву. Реализация программ должна обеспечить ежегодное снижение ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью населения [3].

Осуществляемые в отрасли природоохранные мероприятия в первую очередь направлены на уменьшение негативного воздействия передвижных источников железнодорожного транспорта на атмосферный воздух.

Решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития Казахстана: органы государственной власти предпринимают действия, направленные на ужесточение государственного экологического контроля и на повышение как административной, так и имущественной ответственности нарушителей природоохранного законодательства; планируется принятие законов и нормативных актов, предусматривающих как внедрение экологических механизмов, стимулирующих применение, экологически чистых технологий, так и меры усиления ответственности предприятий за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Вклад электровозов в загрязнение окружающей среды не велик по сравнению с тепловозами. В то же время электровозы потребляют электроэнергию, которая вырабатывается на электростанциях, являющихся крупными загрязнителями окружающей среды. Поэтому снижение потребления электроэнергии электровозами крайне важно. 

Несмотря на перечисленные позитивные моменты, влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется, прежде всего, в загрязнении воздушной, водной среды и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

 Выбросы загрязняющих веществ от подвижных источников составляют в среднем 1,65 млн. т в год. Основное загрязнение происходит в районах, где в качестве локомотивов используют тепловозы с дизельными силовыми установками.

Источники загрязнения окружающей среды объектами железнодорожного транспорта показаны на схеме 1.

Для защиты окружающей природной среды необходимо наряду с ограничением выброса дыма бороться с искрами, источниками которых являются газоотводные устройства тепловозов, а также чугунные тормозные колодки локомотивов и вагонов.

Искры могут быть причиной пожаров на территориях, примыкающим к железным дорогам. Ограничить искровыделение из газоотводных устройств, свидетельствующее о не полном сгорании топлива, можно осуществлением мероприятий, направленных на улучшение теплотехнического состояния тепловозов, а также установкой искрогасителей.

Атмосферный воздух в основном состоит из двух компонентов, а именно: азота (78,09%) и кислорода (20,95%). В небольших количествах в воздухе содержатся инертные газы (неон, криптон, ксенон), углекислота и некоторые другие.

Задачу снижения загрязнений атмосферы можно рассматривать применительно к стационарным транспортным предприятиям и к подвижным транспортным средствам. Одним из наиболее доступных средств снижения уровня загрязненности воздуха в городах и промышленных центрах считается сооружение в системе топливосжигающих установок предприятий транспорта и промышленности высоких дымовых труб. Поднимая продукты сгорания на большую высоту, такие трубы способствуют рассеиванию их на более значительных территориях, что существенно снижает концентрацию вредных примесей в атмосфере городов. Однако они не обеспечивают кардинального решения проблемы.

В настоящее время во всем мире ведутся исследовательские и конструкторские работы, направленные на уменьшение и предотвращение загрязнения атмосферы транспортными средствами. Наибольшего внимания ученых, конструкторов и инженеров требует железнодорожный транспорт.

Большое значение для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами имеет повседневный технический контроль состояния локомотива. Все локомотивные хозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При исправном, хорошо отрегулированном двигателе в отработавших газах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы. Низкий уровень технического обслуживания приводит к расстройству работы узлов и систем тепловоза. В результате выбросы вредных веществ у таких локомотивов возрастают, намного превышая установленную для данного типа тягового подвижного состава норму.

Основные пути решения этого вопроса:

очищение и озеленение полосы отвода;

закупка современных тепловозов, модернизация тепловозов, внедрение новых двигателей с улучшенными экологическими характеристиками, что обеспечит уменьшение загрязнения почв нефтепродуктами и тяжелыми металлами;

широкое внедрение экологически чистых туалетных комплексов в пассажирских поездах и на станциях;

закупка подвижного состава, исключающего проливы и просыпания опасных грузов;

использование экологически чистых материалов при строительстве и ремонте пути;

ликвидация экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности.

Локомотивные, вагонные депо, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, заводы по ремонту подвижного состава имеют производства и осуществляют технологические процессы, характерные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава всех видов транспорта. Компоненты и структура загрязняющих веществ у них в основном совпадают. Так, например, при окрасочных работах на предприятиях железнодорожного транспорта используется более 70 тыс. т различных лакокрасочных материалов, при этом ежегодный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 27 тыс.т.

В настоящее время внедряются новые технологии в области железнодорожного транспорта, а конкретнее на тепловозную тягу, с целью уменьшения потерь энергии и как следствие снижения некачественного сгорания топлива. От качественного сгорания топлива в первую очередь снижается пагубное воздействие отработавших газов на атмосферу, также происходит экономия топливно-энергетических ресурсов. Из этого следует, что необходимо снижать уровень потребления топлива тепловозами [4]. Рассматриваемая проблема актуальна в данное время. Железнодорожный транспорт является крупнейшим потребителем энергоресурсов. Тепловозной тягой выполняются перевозки пассажиров и грузов, а также маневровые работы на станциях и путях промышленного железнодорожного транспорта. С целью сокращения непроизводительных потерь энергии рекомендовано применение в локомотивных депо систем энергетической диагностики и оценки энергетической эффективности тягового подвижного состава, в том числе в части оперативной оценки и диагностики теплотехнического состояния тепловозов в эксплуатации.

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству подвижного состава нового поколения, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли. Таким образом, перед железнодорожным транспортом, учитывая его специфические особенности, стоят может быть более трудные задачи в части повышения эффективности своей работы при обеспечении чистоты биосферы и рационального использования всех природных ресурсов, чем в других отраслях народного хозяйства [7]. Обеспечить равновесие в природе можно с помощью правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и других методов. Правовые методы регламентируют нормы и порядок природопользования исходя из условия сохранения относительного равновесия в окружающей среде. Социальные методы основаны на ответственности всех слоев общества за состояние охраны окружающей среды. Экономические методы предусматривают определенные виды затрат на сохранение равновесия окружающей среды, рациональную плату за ресурсы, возмещение ущерба. Организационные методы основаны на научной организации природопользования и выполнении административных и правоохранных мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду. Технические методы основаны на создании новых технологий и производственного оборудования, уменьшающих вредное воздействие на природную среду, внедрение эффективных средств очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы. Санитарно-гигиенические методы предусматривают обязательный контроль за состоянием окружающей среды с целью своевременного принятия мер по предотвращению вредного влияния загрязнений на людей и природу. В современных условиях одним из направлений борьбы за чистоту биосферы является всемерная экономия жидкого топлива на транспорте. Успех сохранения биосферы от загрязнений в конечном счете зависит от участия в этом большом деле каждого работника железной дороги. Только понимание каждым сложности экологических проблем и на основе этого строжайшее соблюдение технологической и трудовой дисциплины, а также гражданского долга позволят обеспечить гармоничное сосуществование человека, техники и природы.

 

Список литературы:

1. Ишков А. Г. Проблемы охраны окружающей среды на ж/д транспорте. Железнодорожный транспорт. Изд.«Транспорт» М., 1995. № 2. с.53, 54.

2. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: “ЮНИСАМ”, 1996. 192с.

3. Павлова Е.И. Экология транспорта М.: Транспорт 1998.

4. Карминский В.Д. Экологические проблемы и энергосбережение. - М.: Маршрут, 2004. – С. 218-231

5.  Сидоров Ю.П. Практическая экология на железнодорожном транспорте. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С.228

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.042 с.)