Охрана окружающей среды на железных дорогах России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана окружающей среды на железных дорогах России



Саввина Т.Ю.

Руководитель: Кобзев В.А., преподаватель

Елецкий техникум железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ЕТЖТ – филиал РГУПС)

Россия, (г. Елец)

Железнодорожная система окружающей природной среды представляет собой природно-техническую систему. В будущем изданный в составе проекта железнодорожного полотна раздел “Охрана окружающей среды” ставит цель рассмотреть различные мероприятия, обеспечивающие равновесие и стабильность природно-технической системы при строительстве и эксплуатации железных дорог. Все мероприятия должны соответствовать положениям Федерального закона Российской Федерации “Об охране окружающей среды”, и еще ряду природоохранных нормативов, которые содержатся в государственных стандартах, СНиПахи других нормативных документах.

Различные технические решения, которые рассматриваются в проектах железных дорог, должны максимально выполнять охрану природных ресурсов и рациональное их использование, охрану атмосферных ресурсов, гидросферы, растений и животных,дороги с ландшафтом, сохранение различных памятников архитектуры.

Необходимость в охране природных и земельных ресурсов, а также их рациональное использование. При сооружении земляного полотна железных дорог — насыпей и выемок — сооружении тоннелей и других искусственных сооружений железных дорог вполне возможно нарушение естественного динамического равновесия окружающей среды в области геологии. В скалистой местности различные нагрузки от насыпей и подвижного состава, а еще разработка выемок могут произвести различные процессы: осыпи, оползни, снежные лавины. Из-за этого трассу железной дороги прокладывают за границами участков с опасными физическими процессами, либо в проекте рассматривают сооружения и устройства, уравновешивающие эти процессы. При производстве проектирования буровых и взрывных работ для снижения сейсмического воздействия энергии взрыва на природную среду устанавливают пределы суммарных масс зарядов, которые взрываются одновременно, увеличивают время замедления между взрывом различных групп зарядов. В строительстве автодорог не производят взрывы на выброс и сброс массы горной породы, а осуществляют лишь взрыв на рыхление породы с последующей разработкой горной массы различными видами машинизированной техники.

Во время проектирования железной дороги в зоне, где есть вероятность образования оврага (т.е. активная эрозия склоноа) предусматривается противоэрозионная система — работа по склону с задерновыванием его откоса, фитомелиорацией (использовать растительность в системе стокорегуляций) и установку противоэрозионных технических сооружений (водозадерживающие дамбы, водосбросные сооружения).

При проектированиижелезной дороги в зоне действия селевых потоков производят противоселевые мероприятия и предусматривают селепропускные и селезадерживающие сооружения.

На различных участках вечной мерзлоты и подземных замерзших грунтов стараются не проектировать выемки, которые максимально нарушают естественное равновесие природной среды. При необходимости устройства выемок применяются теплоизоляционные, синтетические материалы на откосах выемок. Эти мероприятия, используемые на склонах, обращенные перпендикулярно к трассе, при которых в период строительства вырубаются деревья и кустарники, будут восполнять природные ресурсы.

Во время вырубки лесов,окружающей природной среде наносится непоправимый ущерб, при вырубке лесов под строительство теряются урожаиягод, грибов, орехов, возникают потери охотничьего промысла, заготовки живицы. Чтобы не допустить всего этого трассу железной дороги по возможности необходимо прокладывать в обход ценных лесных ресурсов, в особенности — кедровых. Предупреждение лесных пожаров в процессе строительства и эксплуатации железнодорожной трассы способствует сохранности лесных богатств района производства железнодорожной трассы.

Необходимость в бережном отношении к растительному покрову позволяет сохранить естественные природные ресурсы в окружающей железнодорожную трассу среде.

Например, карликовая береза, растущая почти на голых скалах, удерживает их от осыпей, кустарник на косогорах производит снегозадержание и препятствует движению снежных масс.

Огромное количество животного мира гибнет при столкновении с поездами, в особенностина скоростных железнодорожных линиях. Для отпугивания их отжелезной дороги необходимо устанавливать на ограждении различные источники ультра и инфразвука.

При пересечении железной дороги рек с промысловой рыбой нужно максимально сохранять пути миграции рыбы на места нереста. Для этого устраиваются мосты не только на главном русле, но и на необходимых для нереста протоках. Во время проектирования мостов необходимо учитывать, что при сооружении моста и перекрытии частирекинасыпями происходит повышение уровнямеженой воды выше мостового перехода и некоторое понижение уровня ниже перехода. Все это приводит к нарушениюрежима функционирования рыбных мест для нереста. В связи с этим предусматриваются мероприятия, обеспечивающие сток паводковых вод с пойм реки для того, чтобы предотвратить их заиливание и заболачивание. В некоторых случаях возможен целесообразный вариантперекрытия русла реки эстакадой.

Слияние железных дорог с окружающим ландшафтом. Эти задачи решаются в процессе проектированияжелезных дорог — нового перспективного направления в проектировании, получившего наибольшее развитие на железнодорожном транспорте.

 

Используемая литература:

1. Клочкова Е.А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. - М.: УМЦ ЖДТ, 2008. - 456 с.

2. Крупенин Н. Н Управление природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте. - М., 2004. - 32 с.

3. Малов Н. Н., Коробов Ю. И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 2004 год. - 238 с.

4. Павлова Е. И. Экология транспорта. - М.: Транспорт, 2004 г. - 248 с.

5. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. - М.: Колос, 2000. - 232 с.

6. Зубрев Н.И., Байгулова Т.М., Бекасов В.И. и др. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. - М.: УМК МПС России, 1999. - 592 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.005 с.)