Несколько правил съемки стендапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько правил съемки стендапа



ü Если событие находится в активной фазе, быстрее снимайте событие (оно не повторится), стендап снимите потом.

ü Стендап снимайте либо по окончании активной фазы события, либо если оно стало повторяться:

ü При записи стендапа надо смотреть в объектив в точку, которая на 2 см выше его центра; камера должна находиться на уровне прямого взгляда репортера.

ü Что бы ни происходило вокруг – отрешиться от всего при записи стендапа,у вас должно быть ровное, спокойное дыхание.

Требования к синхрону сюжета

Слово принадлежит наполовину тому,

кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

М.Монтень

 

Синхрон в сюжете – это записанный на пленку ответ на вопрос, заданный репортером. Специфические черты синхрона в сюжете:

ü в синхроне должна быть одна законченная мысль, высказанная участником события.

ü Эта мысль имеет начало и конец.

ü Мысль целиком умещается в несколько предложений.

ü Мысль проясняет отношение участника к событию.

ü Даёт его личную оценку события.

ü Синхрон жестко привязан к событию, которое выбрано для сюжета. Это высказывание героя или антигероя, которое проясняет, углубляет развитие конфликта в границах истории в сюжете; он эмоционально объясняет событие, эмоционально оценивает событие, т. е. в синхроне даётся не сухая информация, а эмоциональное словесное подтверждение личного отношения, личной позиции участника к событию.

ü Синхрон может принадлежать свидетелю события (герой - ураган, свидетели - участники события ). Обычная длина синхрона 15-20 сек.

ü Синхрон – это разновидность интервью (вопрос-ответ). Но есть существенная разница: СНХР всегда узок и краток, и требует не рационального, а оценочного, эмоционального ответа; интервью – это подробности; а СНХР – только самое главное и быстро: вы беседовали 5 минут, а СНХР – 20 секунд полезного, нужного вам материала.

Вопросы СНХР – в лоб, конкретные, чёткие. Собирая информацию для сюжета, вы задаёте разные вопросы, берёте интервью. Вопросы для СНХР – специфические.

Техника СНХР

ü Спрашивать только о событии.

ü Интересоваться только самым главным в событии.

ü Ставить вопросы так, чтобы отвечающий поделился впечатлениями о событии.

ü Знать предмет разговора не хуже ответчика.

ü Задавать только те вопросы, которые раскрывают информационный повод и историю сюжета.

Законы СНХР

ü Всегда добивайтесь того ответа, который нужен вам. Чтобы получить хороший СНХР, нужно знать, что именно вам нужно для сюжета.

ü Правильный вопрос тот, ответ на который вы знаете заранее.

ü Не спрашивайте о том, что можно сказать в закадровом тексте. В СНХР нужно брать только то, что предсказать нельзя, а именно: яркие, умные эмоции.

ü Не спрашивайте о том, что можете рассказать в кадре (т.е. в стендапе). Не повторяйте свой стендап, это – дубль информации.

Советы по СНХР

ü Слушая ответ, нужно услышать в нём СНХР, т.е. несколько полезных секунд по существу вопроса. Вам нужно услышать начало мысли, проследить за её течением и уловить конец.

ü Научитесь в потоке речи улавливать СНХР.

ü Перед тем, как делать СНХР, определите, какой вопрос для вас является ключевым, т.е. главным. Постарайтесь обязательно получить на него ответ. Добивайтесь нужного вам смысла и эмоций.

ü В СНХР первый вопрос должен быть ключевым.

ü Без подготовки, без предисловий и извинений – вы застали человека врасплох (буря и натиск!) и получите искренний эмоциональный ответ.

ü Лобовая атака не дала результата – зайдите с фланга, по-другому задайте вопрос, побеседуйте с ним – он разогрелся, успокоился – повторите вопрос.

ü Притворитесь, есть приём «битьё дурака» - вы совершенно не понимаете, что вам говорят, попросите объяснить поточнее и на голубом глазу повторите вопрос. Приём особенно хорошо срабатывает у девушек («бабы-дуры»).

ü Есть ещё технология «сладкоголосый соловей». Наговорите ему кучу комплиментов, как он умён и интересен – и задайте ключевой вопрос. После дифирамбов он оттает и готов на всё.

ü «Буря и натиск»: человек не знает, что его снимают. Налетели, сунули микрофон, задали вопрос. Ответит, не задумываясь, и то, что надо.

ü «Клинический случай» - не может 2х слов связать. Отпустите его с миром, ищите другого «языка».

ü Репортёры всего мира задают общие 5 вопросов:кто? Что? Где? Когда? Как? – задавая их, вы получите исчерпывающую информацию. Но их бывает мало. Есть еще «вопрос Познера» - так он называется потому, что с непередаваемой информацией (живое любопытство, наивность, искренность) В.В.Познер задаёт его любому, невзирая на должности. Он звучит просто: «А почему?». Вам вынуждены объяснять – и яснее, ярче проявятся эмоции собеседника по отношению к событию.

Ошибки синхрона

Не спрашивайте о цифрах. Вам нужна оценка цифр, эмоции, а не сами цифры.

Не задавайте уточняющих вопросов. Они ведут к подробностям, к мелочам, в сюжете они ни к чему.

Не спрашивайте лишнего – это уводит в сторону от нужного СНХР.

Не задавайте вопросы звёздам: «творческие планы? Любите ли вы детей?» - эти вопросы звучали тысячу раз, ответ заготовлен.

Никогда не начинайте вопрос со слова «Скажите». Человек подсознательно настраивается отвечать как школьник перед учителем, вместо того, чтобы раскрыться перед вами.

Никогда прямо или косвенно не оскорбляйте собеседника, даже если он вам неприятен.

Ни к кому не обращайтесь «на ты», даже если вам «тыкают».

Никогда не ставьте вопрос так, чтобы от него можно было отделаться короткой отговоркой.

Не формулируйте простые вопросы слишком сложно. Это смутит, вызовет недопонимание.

Не старайтесь блеснуть своей образованностью. Чем дольше длится вопрос, тем короче ответ. Попытки умничать обнаруживают непрофессионализм, а не информированность.

Не втискивайте в один вопрос сразу несколько. Не получите хорошего ответа ни на один.

Хороший СНХР может свестись к 3 предложениям, хороший вопрос – к 3 словам. Как научиться? Рецептов нет. На личном опыте.

Закадровый текст сюжета

Величайшее из достоинств –

не только сказать то, что нужно,

но и не сказать того, что не нужно.

Цицерон

 

Окончательно сюжет создается, когда репортер пишет к нему закадровый текст. Без него сюжет просто невозможен. Если показать смонтированный ряд выразительных кадров (под рубрикой “Без комментариев”), то зритель извлечет из него ровно столько смысла, информации, сколько доступно его пониманию. Он увидит голые визуальные кадры - и только. Есть такая профессиональная шутка у работников эфира: “В видео главное - аудио!”

Без рассказа, без словестного объяснения, комментария, высказываний новости перестают существовать. Мало показать что-то движущееся, интересное. Надо еще объяснить, где, когда, почему, как, что будет дальше, кто виноват, что делать.

Картинку можно заменить, а слова, факты не вырубишь. Если смотреть новости без звука, понятно мало; если слушать без картинки, понятно почти все. “Чтобы донести мысли, эмоции и идеи, чтобы управлять зрителями, чтобы пугать и восхищать, надо говорить. Надо ставить осмысленный ряд слов, которые вскрывают смысл показанного 80 % информации мы получаем при помощи зрения.

80% информации смысла постигаем при помощи ушей“ (23, стр. 159).

- Закадровый текст только кажется незаметным. На самом деле он всемогущ. Именного под него строится монтажный ряд. Именно под него выстраиваются СНХР и пишется стендап. Потому что З АКАДРОВЫЙ ТЕКСТ – ЭТО СТЕРЖЕНЬ И КАРКАС ВСЕГО СЮЖЕТА. ЭТО - ЕГО СЦЕНАРИЙ.

- В сюжете надо выстроить, рассказать историю.

История возникает в закадровом тексте. В нем автор излагает факты таким образом, что они обозначают конфликт героя и антигероя. Сам конфликт прописывается, объясняется словами. История, на которой держится сюжет, создается на материале визуальных фактов, а создать историю - значит написать ее. Текст формирует отношение к видеоряду. Одно и то же событие в разных комментариях предстанет как два разных события.

Закадровый текст, создавая историю, формирует информационный образ сюжета, события. Формирует его таким, как хочет репортер. Слово автора определяет смысл того, что зритель видит в сюжете, а иногда и то, чего в видеоряде вовсе нет.

- Закадровый текст задает темп и ритм сюжета. От ритма речи зависит, насколько внимательно вас будет слушать зритель, сможете ли вы его убедить.

Чем длиннее предложение, чем больше в нем слов, тем труднее зрителю понять смысл.

Длинные фразы (12-18 слов) замедляют темп и ритм, успокаивают. Предложения средней длинны (7- 12 слов) настраивают на усвоение информации без особого эмоционального отклика. Ёмкие короткие предложения (не более 6 слов) учащают ритм, нагнетают тревогу, концентрируют внимание зрителя. Чтобы сюжет подействовал, слова должны быть расставлены в определенном ритмическом порядке. Каждое слово – на своем месте, тогда вы получите нужный вам акцент смысловой и эмоциональный.

Ритм написанного определяет ритм начитки текста за кадром. В сюжете вы управляете ритмом. В начале сюжета речь чуть медленнее, с развитием истории, конфликта ритм ускоряется, начинается напряжение.

Можно вначале ускорить ритм, привлекая внимание, а потом, к концу - сбросить. Ритм может быть любым, но он должен быть! Написав текст, надо обязательно проговорить его, выверить ритм. Хорошо ритмизованный текст удобно читать вслух.

- Темп сюжета тесно связан с ритмом.

Темп сюжета - это скорость произнесения слов за кадром, он определяет эмоциональную окрашенность текста. Чем быстрее говоришь, тем тревожнее звучит текст, тем больше нервничает зритель. И наоборот, медленный, спокойный темп речи расслабляет аудиторию. Зритель лучше воспринимает спокойную речь. С помощью ритма и темпа закадрового текста вы определяете, с каким чувством зритель будет воспринимать сюжет.

 

Законы закадрового текста

Когда суть дела обдумана заранее,

слова приходят сами собой

Гораций

Чтобы написать закадровый текст, который действует на зрителя, нужно соблюдать закон драматургического развития истории. История в своем развитии проходит следующие фазы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка – из этих фаз и складывается композиция сюжета. Экспозиция и завязка часто сливаются, но кульминация истории, конфликта и развязка – необходимы. История события раскрывается в закадровом тексте при помощи драматического конфликта. Изложив историю по законам драматургии, вы создадите достоверный и интересный сюжет. Закадровый текст – это основа основ новостей, это сценарий каждого сюжета. Видеоряд, синхроны и стендап становятся единым целым, т. е. сюжетом именно потому, что их объединяет закадровый текст.

  Профессиональный закадровый текст ведет за собой видеоряд.

1. Чтобы смысл закадрового текста был понятен зрителю, он должен хорошо читаться вслух, со скоростью 30- 40 слов в минуту. Количество слов всегда ограничено хронометражом сюжета и порогом слухового восприятия. Текст должен быть однозначным по смыслу, легко восприниматься на слух. Кстати, поменьше шипящих и свистящих звуков – это раздражает слушателя. А слова с носовыми и плавными звуками (м, н, л), напротив, вносят в речь музыкальность.

2. Начинайте готовить закадровый текст уже по пути на съемку сюжета. Снимая сюжет, думайте, какой текст положите на картинку.

3. Основные мысли, идеи сюжета и самые важные предложения текста сформулируйте, набросайте сразу после съемки, когда еще находитесь в событии, не остыли от него.

В закадровом тексте должно быть сцепление всех элементов сюжета: текст должен плавно входить в СНХР и плавно выходить из него, т.е. последнее предложение закадрового текста (а это будет подводка к СНХР) должно предварять слова СНХР; а первое предложение, следующее за СНХР, – развивать высказанное в синхроне мнение. В хорошем сюжете закадрового текста не может быть меньше, чем синхрон и стендап, т.е. 60% времени сюжета отводится под закадровый текст, 40% - под стендап и СНХР.

4. История должна развиваться с каждым словом закадрового текста. В нем нельзя повторять то, что сказано в СНХР или в стендапе. Не описывайте в тексте то, что видит зритель в кадре.

5. Всегда начинайте текст с самого главного, с заголовка, ударной фразы или остро сформулированной темы сюжета, т. е., по сути, с информационного повода.

Американцы придумали для первой фразы сюжета особое название – лид (от англ. Lead – вести, быть впереди ). Они считают её (первую фразу) самой важной для успеха сюжета. Последуйте их опыту. Заинтригуйте зрителя первым предложением, ошарашив его самым интересным, самым захватывающим моментом события.

6. Сообщать в тексте не более трех цифр и то при крайней необходимости. Обилие цифр ничего не добавляет к информационному образу. Сложные цифры округлять. На слух воспринимаются цифры от одного до десяти.

7. Избегать перечисления одинаковых фактов, зритель забудет о главном; не перечислять всех регалий и званий персонажа, для этого есть подпечатка. В закадровом тексте использовать только сокращенные наименования чинов и титулов.

8. Редко использовать прилагательные в тексте. Они вносят прямую эмоциональную окраску к происходящему, зритель должен сам рождать эмоцию. Определения, эпитеты исходят не от автора, а только от участников и героев сюжета.

9.  Отдавать предпочтения прямому действию, т.е. действительному залогу, а не страдательному, например: “Шахтеры прошли километры сложнейшей лавы”, а не ”Шахтерами были пройдены…” Повествования закадрового текста ведётся в третьем лице множественного или единственного числа, т.е. обезличенно.

10.  Придерживайтесь линейного, хронологического развития события, чтобы кадры не прыгали из конца события в начало и наоборот; с натуры –в интерьер и обратно.

11.  Зритель сначала должен услышать текст, а потом увидеть картинку, опережение примерно на 2 сек.

12. Монтаж сюжета происходит под закадровый текст. Репортер сначала начитывает текст, а потом под него подбираются планы, а не наоборот, потому что текст придает смысл видеоряду. Повторяем: профессиональный закадровый текст ведет за собой видеоряд сюжета.

 

5.5. Видеоряд сюжета

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Народная мудрость

 

 

Кадр из видеосюжета «Тайны истории» М.Смола
О драматургии видеоряда мы достаточно подробно говорили в первой части пособия “Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма” К общим положениям о съемке материала, добавим сейчас конкретные предложения, изложенные К. Гавриловым в его работе.

1. Перед началом съемок репортеру необходимо для себя (и оператора) определить следующее:

- что именно вы хотите снять?

- Какие  СНХР предполагаете взять?

- Какой  стендап и на каком фоне намерены записать?

-Каков хронометраж будущего сюжета? Для монтажа нужно снять видеоряд, исходя из расчета: одна минута эфира = шесть минут исходника.

2. Снимите сначала все активные фазы события или ситуации, которые могут быстро подойти к концу и больше не повториться.

3. Снимите как можно больше планов, которые показывают развитие событий или его экстремальные моменты.

4. Снимайте СНХР в начале съемки только в том случае, если герои могут уехать, исчезнуть или стать недоступными. В остальных ситуациях СНХР надо снимать после видеоряда, прикинув, кого и о чем спрашивать.

5. Снимите адресные планы, которые показывают место действия максимально выразительно, с нескольких точек, чтобы потом выбрать наилучшее.

6. Для СНХР снимите несколько перебивок, планов, которыми можно перекрыть на монтаже стык двух кусков СНХР.

7. Снимайте стендап только после того, как активная фаза события окончится или начнет повторяться, выбрав фон, максимально соответствующий теме сюжета.

8. Сложный монтажный стендап снимайте только для самых скучных сюжетов, чтобы хоть как-то разбавить унылость картинки.

9. Снимайте СНХР такой крупности, чтобы у говорящего над головой был “воздух”, а накладывающийся на кадр титр (фамилия, имя, должность говорящего) не упиралась в подбородок.

10. Снимайте всегда с 3-4 секундными захлёстами, обрамляющими начало и конец главного действия в кадре.

11. Ручной микрофон направляйте не на себя, а на того, кто говорит.

12. Гримироваться перед стендапом так же необходимо, как и правильно выговаривать слова. Пудра убирает блики с лица, его засаленность, лицо выглядит более чистым, тональный крем прячет маленькие недостатки кожи, прыщики, родинки. У женщин макияж должен быть практически незаметен. Делайте все, чтобы как можно лучше выглядеть в кадре – это часть вашей профессии.

13. Одежда должна отвечать определенным требованиям, которые диктуют особенности видеокамеры. Запрещено надевать вещи в узкую поперечную полоску или с рисунком, который вызывает цветовое “биение ” в кадре, - выглядит это как дрожащая строчка на одежде.

В кадре нельзя появляться в одежде, которая вызывает цветовые всполохи – ярко- красный или ярко- синий. Чистый белый цвет может спутать цветовой баланс камеры, вызывать дополнительные блики. Пиджак черного цвета воспринимается как провал в кадре – визуальная дыра – его невозможно ни высветить, ни скорректировать, поэтому надевать нельзя. Под запретом одежда из шелка и бликующих синтетических материалов – они создают разноцветные пятнышки.

Лучшая одежда репортера – хлопок неброских тонов. Женщинам разрешен деловой офисный стиль (никаких шарфиков, пирсингов, голых животов). Мужчинам - что-то подтянутое, деловое, походно- спортивное. Если водолазка, чтобы воротник не упирался в подбородок, иначе в кадре голова будет “висеть” в воздухе. Зрелище забавное и глупое.

 Головные уборы – только в исключительных случаях. Даже в суровый мороз репортер должен записывать стендап с обнажённой головой. В этом выражается уважение к зрителю: ведь вы являетесь к нему домой, а значит, головной убор недопустим. А вот при съемке стендапа в церкви женщина- репортер должна накинуть на голову платок, а в мечети мужчина- надеть головной убор.

Выбирая одежду для съемок сюжета, руководствуйтесь простым правилом: репортер на съемке должен сливаться с окружающей обстановкой. Так вы будете вызывать больше доверия людей (встречают, как известно, по одежке).

Одетый соответственно случаю, общительный и открытый в СНХР, раскрепощенный в стендапе, вы сделаете свое экранное воплощение качественным образом репортера, который, как и вся остальная работа над событием, ляжет в общую копилку информационного образа” “ (17, с. 246).

 

Монтаж сюжета

Каким получится наш видеосюжет, неизвестно до того момента, пока кадры не встали в сюжете “плечом к плечу”.

1. В новостях работают с планами не короче 2х секунд и не длиннее 5 секунд. В новостях только прямая склейка кадров. Главный закон монтажа сюжета очень прост: лучший монтаж незаметен зрителю.

2.  Монтаж должен следовать за развитием закадрового текста. Он должен создать динамику в кадре. Из двух равных планов нужно выбрать тот, где есть действие, экшн.

3.  В сюжете используется последовательный принцип монтажа. Хорошо склеиваются планы:

- разные по крупности;

- разные по композиции;

- разные по оптическим осям;

- одинаковые по свету;

- одинаковые по движению;

- одинаковыепо темпу движения.

4. Начинайте сюжет с адресного плана, т.е. показа на общем плане места, где будет разворачиваться событие.

5. Не начинайте сюжет с СНХР, зрители не поймут, кто говорит, зачем и почему. Он еще к этому не подготовлен.

6. Максимально используйте планы, в которых есть движение и видна активность участников события – экшн. И как можно реже используйте планы, в которых ничего не происходит (говорящие головы).

7. Самые яркие, эксклюзивные кадры ставьте в самом начале сюжета. Более динамичные планы помещайте в начало и в середину сюжета, а к концу-более спокойные.

8. Откажитесь от планов меньше 2 секунд и больше 5. ПНР можно начинать с середины движения. Но везде следует доводить ее до финальной точки.

9. Не ставьте перед статичным СНХР плана с активным действием.

10. Соблюдайте такую последовательность: сначала должен идти рассказ за кадром, а потом иллюстрирующий его видеоряд.

11. Не нарушайте реального хода события во времени, монтируйте его так, как оно происходило.

12. Не монтируйте планы с одинаковым действием так, чтобы они стояли рядом. В соседних кадрах действия должны быть разными.

13. Крайне редко ставьте крупные планы. Не стремитесь создать художественно- выразительный видеоряд, используйте один кадр- образ на весь сюжет. Заканчивайте сюжет общим планом.

14. Не заканчивайте сюжет СНХР, вывод должен оставаться за репортером.

15. Первый СНХР может появиться не раньше 3х предложений закадрового текста, в котором вы вводите зрителя в курс событий. После первого СНХР нельзя ставить встык СНХР второго участника сюжета, слова которого перекрываются закадровым текстом.

16. В сюжете может быть не больше одной перебивки на синхрон.

17. Ни в коем случае не монтируйте синхрон встык со стендапом: зритель не поймет, где участник, а где репортер.

18. Если в монтаже используется архивный материал, закадровый текст о нем должен находиться точно над архивными планами, не переходя на современные кадры.

19. Сохраняйте интершум планов, на которых идет закадровый текст.

 


Вопросы для самопроверки

1. Критерии информационного качества события по Гаврилову? Что в них нового по сравнению с другими, о чем мы говорили ранее?

2. Что такое информационный повод и как его найти?

3.  Оптимальный способ развития сюжета?

4. Кто или что может быть героем сюжета? Антигероем?

5. Композиция драматического сюжета и ее элементы.

6.  Формула сюжета, характеристика ее элементов.

7.  Из чего складывается информационный образ сюжета?

8.  Составные элементы сюжета?

9.  Что такое стендап, его роль и место в сюжете?

10.  Способы подачи стендапа репортера в сюжете?

11. Специфика СНХР в сюжете, его отличие от интервью?

12.  Техника взятия СНХР, приемы работы?

13.  От каких ошибок надо страховаться?

14.  Количество СНХР в сюжете?

15.  Роль закадрового текста в сюжете?

16.  Какова взаимосвязь темпа, ритма, закадрового текста?

17.  Что такое лид, его роль в сюжете?

18.  Законы закадрового текста?

19.  Как снимать видеоряд сюжета?

20. Требование к облику репортера в кадре?

21.  Принципы монтажного сюжета?

22.  Как вы относитесь к рекомендациям Гаврилова, и его методике создания сюжета?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.089 с.)