Специфика современного информационного кино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика современного информационного кино



Не пропустить ни одной фальшивой ноты –

вот профессиональная задача документалиста.

 И.Беляев

 

Информационно-хроникальный экран существует не только в виде информационных новостных программ, кино-видеожурналов и альманахов. Об их признаках мы говорили достаточно подробно в предыдущем разделе. Главное там: 1)мгновенный отклик на текущие события, ключевые слова: сегодня, сейчас, только что; 2) малоформатность сюжетов, собранных под одной крышей, в рамках программы или журнала.

 Но наряду с текущим информационным, фрагментарным вещанием существует информационный фундаментальный экран, информационное документальное кино. Подобное кино сегодня служит разным целям: от информационных до публицистических, от подробного сообщения о конкретных фактах, событиях и явлениях до их образного осмысления. Причем, для документального фильма – и информационного в том числе - не всякий факт может стать объектом съемки. Для него в первую очередь нужен и важен факт-событие, который зримо развивается в пространстве и времени, а значит, может быть выразительно показан, «написан кинокадрами». Так, в 70-е годы ХХ столетия было создано 60-серийное кино «Наша биография». В 1991 году августовские события в Москве были показаны в фильме «Дни отпуска». Фильм посвящен ГКЧП 18-19 августа, когда президент М.С.Горбачев отдыхал в Фаросе и фактически был арестован. Теперь в годовщину этих событий фильм на ТВ достаточно часто повторяют, если не весь, то фрагментарно – обязательно. В этих фильмах, информационных по форме и содержанию, вместе с тем четко просматривается образ тех фактов и событий, о которых идет речь. Отчего это происходит? Информационные кино - видеофильмы используют те же малые жанры и методы, которыми пользуются новости и журналы. Разница, однако, есть, и она заключается в том, что в кино они обширнее, их доводят до совершенства, они более подробны, в них много деталей, плюс выразительный монтаж – и эти расширенные сюжеты достигают куда большей выразительности, образности, чем их торопливые собратья в выпусках новостей.

Кроме того в информационном фильме, как правило, рассматривается не один только факт, событие, как для новостной хроники. Актуальное событие, явление часто представляют собой цепь фактов, которые не вмещаются в рамки новостного сюжета. Важность, значимость жизненного явления требуют непросто сиюминутного отклика, а требуют более подробной, масштабной его передачи, углубления в предмет. И тогда материал уже будет рассматриваться не в малых жанрах новостной программы, журнала или альманаха, а в более крупных, полнометражных жанрах информационного кино. Такими жанрами в первую очередь являются информационно-описательный или обзорный фильм и репортаж. Емкость материала, множество фактов дают возможность свободной переброски от объекта к объекту позволяют смещать границы времени и пространства. Становится возможным новое монтажное построение материала, когда эпизоды соединяются не в событийной последовательности, а по идейному замыслу автора; появляется смена ритмов в разных частях фильма - все эти черты документального фильма присущи и информационному фильму в полной мере. Вместе с тем давайте прислушаемся к словам серьезного исследователя документального кино Р.А. Борецкого. Он считает, что для автора информационного кино - видеофильма наиважнейшим является «в совершенстве владеть боевыми жанрами телевизионной киноинформации, но главным становится уже не факт, явление или событие, а их образное осмысление…Лучшие хроникально - документальные фильмы, созданные мастерами советского кино, всегда захватывают своей взволнованностью, поэтической приподнятостью, действенностью, активным вторжением в гущу жизни» (24, с. 240, 241).Уже Д.Вертов в своей «поэтохронике» стремился в информацию привносить образное решение материала, «описывать факт кинокадрами». Сделаем из этого важный вывод: уже на уровне работы в жанрах информационного кино автор должен стремиться захватить внимание зрителя, воздействовать на него эмоционально. И тут далеко не последнюю роль играет сюжет фильма. На это особое внимание сценаристов обращает А.Соколов, автор фундаментального исследования природы фильма и его восприятия аудиторией – в трехтомнике «Монтаж». В частности, в третьем томе, посвященном вопросам драматургии фильма, он пишет об особенностях человеческого интереса к материалу и сюжету, отмечая следующее:

- люди склонны сопоставлять свои поступки с поступками других;

-инстинкт самосохранения? любое движение другого объекта или субъекта человек подсознательно воспринимает как акт агрессии, поэтому любое движение в кино подчиняет внимание зрителя;

- интерес ко всему новому, неизведанному, стремление познать окружающий мир;

- стремление прогнозировать будущее;

- обучение через подражание – делать так же, как другие, как модно;

- извечный интерес к играм, в которых определяется сильнейший, умнейший, храбрейший, т.е. победитель; борьба за лидерство, желание быть первым;

- неиссякаемая потребность в общении;

- сочувствие себе подобному;

- тяга к знаниям о противоположном поле;

- возможность сделать невозможное в реальной жизни;

- чувство юмора;

- любовь и жалость к себе. (25).

А.Митта успех фильма у зрителя свел к трем составляющим: любопытство, сопереживание и саспенс как момент наибольшего напряжения, включения аудитории в фильм (26, с.29).

Эту специфику восприятия материала сюжета необходимо учитывать автору любого документального фильма, в каком бы жанре он не предстал перед зрителем. Возьмем на вооружение слова Иоганна Вольфганга Гёте:«Талант расточается  даром,  если сюжет не  годен».

 Итак, разговор о жанрах документального кино мы начинаем с жанров полнометражного информационного кинематографа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.007 с.)