Тема «тригонометрические функции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «тригонометрические функции»



Тема 1. Радианная мера угла.

Поворот точки вокруг начала координат

 

Определение: Центральный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу, называется углом в 1 радиан (рад).

 

 

 


Формула 1:( радианная →градусная)

Формула 2: (градусная → радианная)

Задание 1: Найти радианную меру угла, выраженного в градусах:



 

Задание 2: Найти градусную меру угла, выраженного в радианах:


                   

                  

 

Задание 3: Заполнить таблицу:

 

Градусы 30º 45º 60º 90º 120º 150º 180º 270º 360º
радианы 0                  

 

Формула 3:

l=α∙R        где l- длина дуги,

              R – радиус окружности, которую стягивает дуга

 

Формула 4:

 

S= ∙α, где l- длина дуги,

                  R – радиус окружности, которую стягивает дуга

                  S – площадь кругового сектора

                 α=αрад радианная мера угла

Пример: Решить задачу:

Вычислить длину дуги, если радиус окружности R = 4см, дуга стягивает центральный угол αрад=4,5рад.

Решение: l=α∙R=4,5∙4=18см.

Ответ: l= 18см.

Задание 4: Решить задачи:

 

1)Вычислить радиус окружности, если её дуга, длиной l=7,2см стягивает центральный угол α=3,6рад.

2) Дуга окружности радиуса R=3см стягивает угол αрад=4,5рад. Найти длину этой дуги l и площадь сектора, ограниченного ею S.

Задача 3 .
Задача 2.
Задача 1.
3) Окружность морских компасов делится на 32 равные дуги, называемые румбами. Вычислите градусную и радианную меры румба.

 

 

Задание 5: Заполнить таблицу:

 

Угол (в рад.) 60º 45º    
Угол (в град.)     4
Радиус (в см.) 3 6  
Длина дуги (в см.)   1 3  
Площадь сектора (в см2)     50

Поворот точки вокруг начала координат

 

Определение: Единичной (тригонометрической) окружностью называется окружность с центром в начале координат, радиуса 1.

 

     
 

 


Рисунок 1                                                                  Рисунок 2

Пример: Точка 1(1;0) переместилась по окружности на угол 180º против часовой стрелки, а затем на угол 90º по часовой стрелке.

Какие координаты получились? (выполнять по рис/1)

точка.1(1;0)=[влево на 180º]=точка.3(-1;0))=[вправо на 90º]=точка.2(0;1)

 

Задание 1:Определить координаты точки после перемещения:

· Точка 1(1;0) переместилась по окружности на 270º против часовой стрелки, затем на 180º по часовой стрелке.

точка.1 (1;0)=[влево на 270º]= точка.4 (0;-1))=[вправо на ….]= точка.….(...;…)

· Точка 1(1;0) переместилась по окружности на π против часовой стрелки, затем на 2π по часовой стрелке.

 

Задание 2: Точка М единичной окружности получена поворотом точки1(1;0) на угол α. Заполнить таблицу (по рис.1):

 

Угол α - π 90º -90º
Координаты т.М (-1;0) (0;1)        

 

Задание 3: Точка М единичной окружности получена поворотом точки1(1;0) на угол α. Заполнить таблицу (по рис.2):

 

Угол α 135º -15º 240º 400º -100º 200º
Четверть, в которой расположена т. М IIч. IVч.        

Тема 4. Зависимость между тригонометрическими

Функциями одного и того же аргумента

 

Задание 1: Заполнить таблицу:

 

промежуток четверть Знак sinα Знак cosα Знак tgα Знак ctgα
1 IIч. + - - -
2 IIIч.        
3          
4          

Формулы:

  

1

1(а)

1(б)

2

3

4

4(а)

4(б)

5

5(а)

6

6(а)

           

Пример: С помощью основного тригонометрического тождества выяснить, могут ли одновременно выполняться равенства:

Sinα=0,6 cosα=0,8

sin2α+cos2α =(0,6)2+(0,8)2=0,36+0,64= 1 (выполняется)

Задание 2: С помощью основного тригонометрического тождества выяснить, могут ли одновременно выполняться равенства:

         
 

 

 


 

Пример: Вычислить cosα,tgα,ctgα, если sinα= ,

Решение:

интервал четверть Знак sinα Знак cosα Знак tgα Знак ctgα
IIч. + - - -

Определим знак:

 

 

Формула 1б)

Формула 2)                                    Формула 3)

tgα=                     ctgα=

Ответ: cosα= ,tgα=- ,ctgα=

Задание 3: Закончить решение:

1) Вычислить cosα,tgα,ctgα, если sinα=- ,

Решение:

интервал четверть Знак sinα Знак cosα Знак tgα Знак ctgα
IVч. - + - -

Определим знак:

 

Формула 1б)

Формула 2)                                    Формула 3)

tgα=                     ctgα=

Ответ: cosα= ,tgα=-…,ctgα=-….

2) Вычислить sinα,tgα,ctgα, если cosα=-0,6,

Решение:

интервал четверть Знак sinα Знак cosα Знак tgα Знак ctgα
IIIч. - - + +

Определим знак:

 

 

Формула 1а)

Формула 2)                                    Формула 3)

tgα=                     ctgα=

Ответ: sinα=…,tgα=-…,ctgα=-….

Пример: Вычислить sinα,cosα,tgα,, если ctgα=-3,

Решение:

интервал четверть Знак sinα Знак cosα Знак tgα Знак ctgα
IVч. - + - -

Определим знак:

 

Формула 4а)

Формула 5а)                                        

Формула 6а)

Ответ: sinα=- , cosα= ,tgα=-

 

Задание 4: Найти остальные тригонометрические функции, если:

1) sinα=0,6

2) cosα=-

3) tgα=4

 
1) sinα=0,6  
2) cosα=-  
3) tgα=4  


Задание 5: Упростить (по аналогии с решённым):

 

Упростить Решить самостоятельно
1) (1-sinα)∙(1+sinα)= =1+sinα-sinα-sin2α= =1-sin2α=sin2α+cos2α-sin2α=cos2α 1) (1-cosα)∙(1+cosα)    
2) =1+tg2α-1=tg2α 2) Cos2α+sin2α-ctg2α    
3) 3) 1+tg2α+  

Задание 6: Упростить (воспользоваться формулами:(а + в)² = а² + 2ав + в²,

                                                                                      (а - в)² = а² - 2ав + в²)

(sinα-cosα)2+(sinα+cosα)2

 

Задание 7*: Известно, что tgα=8. Найти

1)

2)

 

 

Тема 6. Формулы сложения

 


cos(α + β) = cosα∙cosβ - sinα∙sinβ        cos(α - β) = cosα∙cosβ + sinα∙sinβ

sin(α + β) = sinα∙cosβ + cosα∙sinβ        sin(α - β) = sinα∙cosβ - cosα∙sinβ

tg(α + β) =

 

Задание 1: Вычислить по аналогии:

1) Sin73º∙cos17º + cos73º∙sin17º= = sin(73º + 17º)=sin90º=1   1) Sin73º∙cos17º - cos73º∙sin17º    
2) cos ∙cos  - sin ∙sin = = cos(  + )=cos = =cos2π=1 2) cos ∙cos  + sin ∙sin  

Задание 2: Упростить:

1) cos (60° — α) + cos (60° + α)=

 


2) cos (α + π / 6 ) — cos (α — π / 6 )=

 

Задание 3: Вычислить:

1) Вычислить cos 15°, представив 15° как разность 60° — 45°.

 

2) Вычислить cos 75°, представив 75° как сумму 30° + 45°.

 

 


3) Вычислить cosl05°, представив 105° как сумму 45° + 60°.

Задание 4: Дано: sin α = 0,6; sin β = —0,28; 0° < α < 90° и 180°< β <270°.
Вычислить: 1) cos (α + β);

2) cos (α — β).

 

 


Формулы приведения

 

Таблица приведения:

 

α +α    π - α   π + α   2π - α   2π + α
sinα cosα cosα sinα - sinα - cosα - cosα - sinα sinα
cosα sinα - sinα - cosα - cosα - sinα sinα cosα cosα
tgα ctgα - ctgα - tgα tgα ctgα - ctgα - tgα tgα
ctgα tgα - tgα - ctgα ctgα tgα - tgα - ctgα ctgα

 

Пример: Вычислить:

Cos150º=cos(180º-30º)=cos (π-30º)=-cos30º=-

Sin240º=sin(180º+60º)=sin(π+60º)=-sin60º=-

Задание 1: Закончить решение:

· sin135º=sin(90º+45º)=sin( +45º)=cos45º=

· cos120º=cos(180º-60º)=cos(π-60º)=….

· ctg240º=ctg(270º-30º)=ctg( -30º)=…..

· sin315º=…..

Задание 2: Найти ошибку:

1) Sin(π – α)∙cos( -α)-cos(π – α)∙sin( -α)=sinα∙sinα-(-cosα)∙(-cosα)=

= sin2α+cos2α=1

2)

Задание 3: Упростить, из предложенных ответов выбрать верный:

1)           3)

2)           4)

а) –1           б)ctgα           в)               г)1

Ответ записать в виде таблицы:

Задание 1 2 3 4
ответ        

=

=

=

=

Контрольная работа

 

Уровень А:

1) Найти значение выражения:

а) cos +tg -sin

б) 2cos60º-tg45º

в) 2tg45º+5ctg270º-3sin180º

2) Найти остальные тригонометрические функции, если:


а) sinα= , 0<α<

б) cosα=-0,6, <α<π


3) Упростить:

а) sin2α-tgα∙ctgα+cos2α

б)

Уровень В:

 

1) Найти значение выражения:

а) 2cos + 4sin  -3ctg

б) cos100º+cos80º

2) Найти остальные тригонометрические функции, если:


а) cosα=- , π<α<

б) ctgα=5, <α<π


3) Упростить:

а) (tgα∙ctgα+tg2α)∙ sin2α

б) (1-cos2(-α))∙(1+tg2(-α))

Уровень С:

 

1) Найти значение выражения:

а) sin155º-sin25º

б) sin20º∙cos10º+cos20º∙sin10º

в) cos20º∙cos40º-sin20º∙sin40º

2) Найти остальные тригонометрические функции, если tgα=-4, <α<π


3) Упростить:

а)  

б)

в) sin4(-α)+cos2(-α)- cos4(-α)

 

Подготовка к Единому Государственному экзамену (ЕГЭ)

Прототипы задания В7

Задания по теме «Тригонометрические функции» В ЕГЭ – задачи на преобразование и вычисление  тригонометрических выражений. И 

2.
1.

Тренировочная работа №1

Задание В7: Найти значение выражения

Выражение

Ответ

1.1. 1.1.
               
1.2. 1.2.
               

 

1.3. 1.3.
               

 

1.4. 1.4.
               

 

1.5. 1.5.
               

 

1.6.   1.6.
               

 

1.7. 1.7.
               

 

1.8. 1.8.
               

 

1.9. 1.9.
               

 

1.10 1.10
               

 

Тренировочная работа №2

Задание В7: Найти значение выражения

Выражение

Ответ

2.1. 2.1.
               
2.2. 2.2.
               

 

2.3. 2.3.
               

 

2.4. 2.4.
               

 

2.5. Найдите значение выражения , если 2.5.
               

 

2.6. 2.6.
               

 

2.7. 2.7.
               

 

2.8. 2.8.
               

 

2.9. 2.9.
               

 

2.10 2.10
               

 

Учебно – методическое обеспечение дисциплины

Учебники:

ü «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И., М:Просвещение;

ü «Алгебра и начала анализа 10класс» Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И., М:Мнемозина;

 

Дополнительные источники:

Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 10 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2005.

Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.

Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 кл. – М., 2004.

Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.

Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 1). – М., 2003.

Колягин Ю.М. и др. Математика (Книга 2). – М., 2003.

Луканкин Г.Л., Луканкин А.Г. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. – М., 2004.

Пехлецкий И.Д. Математика: учебник. – М., 2003.

Смирнова И.М. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2000.

Интернет-ресурсы:

www.ege66.ru

www.edu.ru

www.uraledu.ru

www.minobraz.ru

www.mathtest.ru

www.allmatematika.ru

www.ega-math.narod.ru

www1.ege.edu.ru/online-testing/math/

www.mathnet.spb.ru

www.exponenta.ru/

 

 

Тема «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

 

 

 

 

 


Структура рабочей тетради соответствует структуре учебного пособия; уровень заданий соответствует требованиям, предъявляемым федеральной программой к уровню математической подготовки обучающихся; система заданий дополняет и расширяет систему заданий учебника.

Данная рабочая тетрадь разработана с учётом того, что в рабочей программе дисциплины «математика» на тему «Тригонометрические функции» отводится 26 часов.

Рабочая тетрадь содержит основные понятия теории и основные формулы, а также набор заданий для самостоятельной работы. Обязательно включено решение одной, двух типовых задач по каждой теме. В заключении предложено выполнить несколько тренировочных тестов по форме ЕГЭ.

Основная задача учебно-методического комплекса – способствовать формированию у студентов прочных знаний по теме «Тригонометрические функции», в частности при упрощении и вычислений выражений, содержащих тригонометрические функции.

 

Разработчик: Решетникова Яна Евгеньевна, преподаватель ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»  

 

Введение

Данная рабочая тетрадь  может использоваться как самостоятельно (так как в тетрадь включены не только множество заданий разной степени сложности, но и все необходимые определения, подробные примеры и пояснения к ним), так и совместно с учебниками:

§ «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И., М:Просвещение;

§ «Алгебра и начала анализа 10класс» Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И., М:Мнемозина;

Структура рабочей тетради соответствует структуре учебного пособия; уровень заданий соответствует требованиям, предъявляемым федеральной программой к уровню математической подготовки обучающихся; система заданий дополняет и расширяет систему заданий учебника. Рабочая тетрадь содержит основные понятия теории и основные формулы, а также набор заданий для самостоятельной работы. Обязательно включено решение одной, двух типовых задач по каждой теме. В заключении предложено выполнить несколько тренировочных тестов по форме ЕГЭ (задания В7).

В данной рабочей тетради использованы различные формы изложения материала. Для изучения нового материала рабочие тетради оформлены как полноценный конспект, в котором есть и теория, и  примеры решённых заданий, и задания для самостоятельного выполнения. Учебные пособия - рабочие тетради, разработаны так, что по алгоритму и количественной части решённого, а также с учетом возрастания сложности необходимо выполнить задание. При выполнении данных заданий требуются умения систематизировать, сравнивать, анализировать предложенную информацию, применять имеющиеся знания и умения в нестандартной ситуации. Задание так же имеют разную формулировку и различны по своему характеру: вводные, пробные, по образцу, творческие. Помимо упражнений и заданий в тетради включены и справочные материалы. В конце тетради предлагается уровневая контрольная работа, но выполнять её можно частями (при окончании изучения ключевых тем),     чтобы легче контролировать усвоение материала и корректировать ошибки).

Использование рабочей тетради в учебном процессе позволяет осуществить: во-первых, достижение уровня обязательной математической подготовки; во-вторых сформировать умение применять полученные знания в несколько отличных от обязательных результатов обучения ситуациях; в – третьих ведёт к повышению активности и самостоятельности, планированию собственной деятельности.

 

Содержание учебного материала



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.210 (0.221 с.)