IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



– В чем отличие однозначных слов от многозначных?

– Что называется синонимами? Антонимами?

– Чем отличается лексическое значение слов от грамматического?

& Домашнее задание: повторить вопросы на с. 198; упр. 434.

Урок 166
Повторение: морфемика, словообразование

Цел и: повторить способы словообразования, разбор слов по составу; правила написания приставок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка упражнения 434.

– Устно объяснить, к какому стилю относится текст.

– Указать диалектные слова. Что они обозначают?

– Назвать нераспространенные предложения.

– Объяснить расстановку знаков препинания.

На доске выполняются все виды разборов.

2. Беседа по вопросам на с. 198.

– Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слов по составу?

III. Повторение темы.

1. Выполнение упражнения 435 (распределить слова по способам их образования).

2. Составьте слова по схемам.

3. Вопросы по теме.

– Почему в каждой предложенной схеме есть корень?

– Можно ли без корня образовать слово?

– Как называются слова, включающие в свой состав один и тот же корень?

Слово учителя. При употреблении однокоренных слов надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает ее выразительность (обусловлены условиями; сочинить сочинение). Однако повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочетом. На тавтологии построены, например, некоторые фразеологические обороты: ливмя лить, сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина.

Они имеют целостное усилительное значение и используются в различных стилях литературного языка:

        1) Дождь ливмя лил на меня (Пушкин).

        2) Быстро лечу я по рельсам чугунным,

              Думаю думу свою (Некрасов).

4. Прочитайте и укажите, почему употребление однокоренных слов в данных предложениях вполне возможно.

1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы (Арсеньев).

2) Кукушка на суку печально куковала (Крылов).

3) Жизнь прожить – не поле перейти (Пословица).

4) Как хорошо отн..стись к человеку (по)человечески сердечно (М. Горький).

5) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Веселым треском трещит затопле(н,нн)ая печь (Пушкин).

6) Салют победе, что в Берлине огнем попрала мощь огня (Твардовский).

– Предложения 4, 5, 6 записать, оформив в прямую речь по схемам:

«П», – а.        А: «П.»

5. Орфографическая диктовка.

1) Присоединиться к демонстрации, примыкающий к школе сад, привскочить от неожиданности, преломление солнечных лучей, преграждать дорогу, сделать прививку, исстари ведется, привлечь внимание, пренеприятное известие, раздался крик.

2) Заменить слова или словосочетания другими с приставками при- и пре-.

Площадь около вокзала; город около Волги; слегка затворить дверь; чуть открыть окно; очень странный случай; сделать ручным дикое животное; быстро проходящее явление; с избытком насытиться чем-нибудь; увеличить опасность.

– Выделить приставки при - и пре -; с - и з -(с-).

6. Образуйте глагол с помощью приставки о- и суффикса   и прилагательные на - лый и от существительных:

                  I вариант                      II вариант

                  кость                       лед

                  стекло                     столб

Образец: дерево – одеревенеть – одеревенелый.

7. Скажите, какие из данных слов будут родственными.

– Выделите и корень этих слов и рядом напишите два-три слова с этим корнем.

Снизойти – спуститься; безвкусица – искусный; бесстрастный – бесстрашный; замирать – измерять.

Отрубить – оттрубить; развеваться – развиваться; висеть – весить; отварить – отворить; увядать – увидать; податься – поддаться.

8. Тестирование.

1) Какое из слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) зрячий;  б) зрение; в) зрелый; г) узреть.

2) Найдите сложносокращенное слово:

а) ледокол; б) лесовод; в) гороно; г) водолаз.

3) Укажите слово без окончания:

а) стекло;   б) полотно; в) окно; г) домино.

4) Какое из слов образовано способом сложения основ?

а) преувеличение;        б) предъюбилейный;

в) межобластной;         г) книголюб.

5) Это слово образовано суффиксальным способом:

а) обмолотить;             б) глушь;

в) объездчик;               г) подъезд.

6) В каком из слов пропущена буква е?

а) пр..утихло;              б) пр..морский;

в) пр..осторожно;        г) пр..сутствовать.

7) В каком слове пропущена буква и?

а) пр..мудрый;                      б) пр..неприятный;

в) пр..вратить;                       г) пр..клеить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.01 с.)