III. Сообщение темы и целей урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и целей урока.



1. Что такое рецензия?

Запись лексического значения слова в словари.

Рецензия – критический отзыв о каком-либо сочинении, спектакле и др.; оценка художественного, научного произведения.

2. Чтение текста учителем (текст лежит перед каждым учеником).

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он тоже был по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26) Шел в сумерках влюбленный.

(27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно.

(28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) – Что еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой.)

3. Анализ текста.

1) Задания с выбором ответа.

– Каков смысл этой притчи? Исключите из перечисленных ответов лишний:

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

– Какая из указанных форм звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

а) 11;  б) 19;   в) 25;   г) 37.

– Определите стиль и тип речи:

а) художественный стиль; повествование;

б) разговорный стиль; повествование;

в) художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения;

г) разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием.

– Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении?

а) согнулись (предложение 5)

б) запылало (предложение 6)

в) смеялись (предложение 7)

г) протягивали (предложение 7)

– Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?

а) 2 и 3; б) 5 и 6; в) 9 и 10; г) 13 и 17.

– В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?

а) 1;      б) 4;       в) 19;     г) 29.

2) Задания с кратким ответом.

– Из предложения 7 выпишите производный предлог.

– Среди предложений 1–5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер этого предложения.

– Среди предложений 28–41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите его (их) номер(а).

– В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите его (их) номера.

– В первых трех абзацах текста (предложения 1–7) найдите предложение(-я), в котором есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.

– Сколько придаточных в предложении 7?

– Каково авторское отношение к изображаемому?

– Согласны ли вы с автором?

4. Примерный план написания рецензии:

1) Тема.

2) Смысл текста, его структура.

3) Стиль текста.

4) Тип текста.

5) Языковые средства.

6) Отношение автора к изображаемой проблеме.

7) Мое отношение к проблеме.

Рекомендации-советы к написанию рецензии.

1) Еще раз внимательно прочитайте текст. Вдумайтесь в его тему и проблему: насколько глубоко и полно вы поняли смысл прочитанного текста.

– О чем идет речь и что об этом думает автор?

2) Ведущий тип вашей работы – рассуждение. Стиль речи – публицистический.

3) Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним?

В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего личного опыта, пусть даже почерпнутые из книг, в защиту высказанной позиции.

Во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо оформить свое несогласие с доводами автора, что противопоставить им, как выразить и защитить свое понимание проблемы.

4) Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать, чтобы заинтересовать, привлечь читателей, слушателей? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем? Какие средства языка использовать в своей работе, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?

5) Внимание! Не превращайте свое сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а толкование затронутой в тексте проблемы.

Не начинайте свою работу с местоименной фразы: «В этом тексте говорится…» Ваша задача – показать, какие средства языка помогли автору сказать о поднимаемой проблеме понятно и убедительно.

5. Анализ слов-сцеплений, помогающих соединить части текста.

(Открывается запись на доске.)

Меня заинтересовал, я могу сказать, мне кажется, во-первых, по мнению…, согласно, отсюда следует, я смею утверждать, несомненно, безусловно и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.007 с.)