VI. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Подведение итогов урока.



– Частица ни усилительная. Что же она «усиливает»? Для чего она служит?

– Как отличить частицу ни от частицы не?

& Домашнее задание: упр. 406; выучить правило.

Уроки 149–150
Повторение темы «частица»

Цел и: обобщить и систематизировать знания, полученные о частице; познакомить ребят с различным написанием выражений не что иное, как...; ничто иное ни...; продолжить работу по развитию связной речи, обогащению словаря учащихся.

Ход урока 149

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Над какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки?

Взаимопроверка работ.

III. Анализ выражений, записанных на доске.

    не что иное, как…            ничто иное не…

                                

         несет утвердительный   несет отрицательный

               смысл;                        смысл;

         возможна перестановка   перестановка невозможна;

         частей в предложении;

         есть союз как                     нет союза

– Продолжите предложения.

IV. Закрепление темы.

1. Объясните написание не и ни.

Ой ты, Волга, родимая Волга, кто (н..)любит твоих берегов! (Лебедев-Кумач). Куда (н..)погляди, везде молодые лица (В. Кетлинская). Как бы то (н..)было, мои предчувствия оказались справедливыми (А. Толстой). И чего (н..)случалось с нашими приятелями! Как (н..)добивались от него друзья, в чем дело, так и (н..)узнали (В. Кетлинская). Нельзя было (н..)чувствовать сурового великолепия северной природы (Никитин). Как бы (н..)был мал дождь, он всегда вымочит до последней нитки (Арсеньев). Я (н..)мог (не)сколько раз (н..)улыбнуться, читая грамоту доброго старика4.

– Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

– Чем являются в данных предложениях не и ни: приставкой, частью корня или частицей?

2. Подберите синонимы к словосочетаниям:

– Разберите по составу следующие слова:

нечаянная, неукротимый, неизгладимый.

3. Определите значение ни в следующих словах:

незвергнуть, низводить, ниспадать, нисходить.

(Движение вниз.)

– Чем является ни в данных словах?

– Почему в одних словах написано низ -, а в других – нис -?

4. Работа над упражнением 405.

Выразительное чтение текста.

– Как бы вы его озаглавили? Почему?

– Какова основная мысль текста? Отражается ли в нашем названии тема текста?

– Выпишите слова с пропусками и со скобками, объяснив орфограммы.

– Выпишите предложения, в которых есть пропущенные знаки препинания.

V. Подведение итогов урока.

– Какие трудности могут возникнуть у вас при написании частиц не и ни?

& Домашнее задание: упражнение 410, подготовить ответы на вопросы (с. 187).

Ход урока 150

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: устно (по цепочке) – упражнение 410.

III. Беседа по вопросам на с. 187.

Вопросы 1–6 – устно.

Вопрос 7. Двое учеников выходят к доске, записывают сложный план ответа о частице; остальные ученики сравнивают, оценивают.

IV. Игра «Ручеек».

Условия игры:

Каждому ряду дается предложение, состоящее только из грамматической основы. Например:

I ряд: Наступил апрель.

II ряд: Грачи прилетели.

III ряд: Занятия закончились.

Задача учеников, сидящих за первой партой, – распространить предложение при помощи вопросительных членов предложения. Выполнив работу, они передают лист с заданием тем, кто сидит за следующей в их ряду партой. Ученики, сидящие за второй партой, преобразуют данное предложение в сложное. Третьи в ряду добавляют в свое предложение формообразующие частицы, а четвертые и пятые – смысловые частицы. Выигрывает та команда, которая раньше всех и правильнее справится с заданием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.004 с.)