IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



– Над какими видами орфограмм работали на уроке?

– Как отличить приставку не от частицы не?

& Домашнее задание: упр. 399.

  Домашнее задание: упр. 392.

Урок 147
р/р. Сочинение по данному рассказу

Цел и: учить выстраивать схему текста-повествования; вырабатывать умение придавать тексту выразительность; продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по тексту упражнения 402.

1. Чтение текста учителем.

2. Беседа по вопросам.

– Какова основная мысль рассказа?

– Как бы вы озаглавили его?

– В каком стиле вы будете писать?

– Подумайте: о чем нужно рассказать более подробно?

– Надо ли охарактеризовать мальчика?

– Уместно ли будет дать описание ножика? Снегиря?

– Как вы считаете, можно ли использовать в вашем рассказе диалог? Где? Что называется диалогом?

– Кто может быть рассказчиком? (От чьего имени вы могли бы вести свое повествование?)

– Каков будет тип вашего текста?

– Есть ли в тексте завязка действия? А развязка?

– Какой части в рассказе недостает?

– Подумайте, какие слова помогут указать нам на последовательность действий. (Сначала, потом, затем начали, после этого, немного погодя, тогда, наконец и т. д.)

III. Написание основной части сочинения.

& Домашнее задание: закончить работу.

Урок 148
Частица ни, приставка ни,
союз ни–ни

Цел и: показать различие частицы ни, приставки ни, союза ни–ни, формировать умение различать и правильно писать ни, формировать умение отличать частицу ни от частицы не; продолжить работу по определению лексического значения фразеологизмов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием.

II. Синтаксический разбор предложения.

С трудовыми руками нигде не пропадешь.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Какая частица используется в этой пословице?

– Почему в наречии нигде пишется ни, а не не?

– Расскажите о правописании ни и не в местоимениях и наречиях.

– Для чего служит частица ни?

(1) Выражает отрицание в предложениях; 2) усиливает отрицание;

3) выражает утверждение.)

III. Объяснение новой темы.

1. Чтение материала § 69 (с. 185).

Пояснение: когда частица ни стоит при однородных членах, она превращается в сочинительный союз ни – ни.

– Приведите примеры (самостоятельно).

Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе (Пушкин).

В этом случае частица ни может быть или заменена союзом и, или вообще опущена, причем основной смысл предложения не изменится.

(Казак не хочет отдохнуть  в чистом поле,  в дубраве,  при опасной переправе; или: Казак не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной переправе.)

Частица не не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл (Казак хочет отдохнуть).

– Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днем ни ночью; ни дать ни взять; ни свет ни заря.

– Следует различать написание сочетаний:

не один (а много, несколько) – ни один (никто);

не раз (а много раз) – ни разу (никогда, совсем).

– Приведите примеры.

Частица ни употребляется при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждение:

Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, все те же мы… (Пушкин);

Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы слетают с плеч… (Пушкин).

(Куда (бы) ни = в любую сторону,

где ни = всюду).

От рассмотренных предложений с частицей ни следует отличать:

а) придаточные с союзами пока, покамест и частицей не:

Куй железо, пока не остыло (Даль).

Работай, покамест не позовут;

б) сложноподчиненные предложения, в которых главные и придаточные являются отрицательными:

нет таких дел, которые не одолел бы человек (Пословица).

ср.: Всякое дело он одолевал, за какое бы ни брался;

в) восклицательные и вопросительные предложения с частицей не (часто со словом только):

Где он не бывал? Какие только мысли не приходили в голову! (Новиков-Прибой).

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).

2. Словарная работа.

Запомнить написание сочетаний:

IV. Закрепление темы.

1. Объясните написание ни в следующих предложениях:

1) Он [экипаж] не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощекий арбуз, поставленный на колеса (Гоголь).

2) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы (Гоголь).

3) Как ни продумывал Манилов, как ему быть и что ему делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею (Гоголь).

4) Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял… поэтому сведений ниоткуда иметь не мог (Салтыков-Щедрин).

5) Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно (Лермонтов).

2. Дифференцированное задание.

I – для более слабых учеников – упражнение 403 (на доске и в тетрадях).

II – для более сильных – самостоятельно упражнение 404.

3. Объясните значение фразеологизмов с ни; найдите соответствие.

Ни в зуб ногой; ни больше ни меньше; ни дать ни взять; ни в одном глазу; ни жарко ни холодно; ни дна ни покрышки; ни к селу ни к городу; ни кола ни двора; ни рыба ни мясо.

(Не знать, не понимать; совсем некстати; совсем ничего нет; совсем не приходит сон; ровно, точно, как раз; совершенно такой же, как что-либо; совершенно безразлично; пожелание всего наихудшего; ничем не выделяющийся человек.)

4. Выполнение упражнения 405 (на доске и в тетрадях).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.008 с.)