II. Сообщение темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Сообщение темы и цели урока.



1. Чтение задания к упражнению 382, рассматривание картины К. Ф. Юона.

2. Беседа по вопросам.

– Удалось ли автору нарисовать картину конца зимы и начала весны?

– Почему вы так решили?

– Какие детали привлекают ваше внимание?

– Какие чувства охватывают вас при взгляде на картину?

– В каких тонах написана картина? Почему?

– С чем ассоциируется у вас приход весны?

– Можно ли утверждать, что «весна – обновление жизни»?

– Раскрыта ли автором тема картины?

– Представьте себе, что вы ведете на телевидении цикл передач «Времена года». Чтобы начать передачу, вы решили использовать картину К. Ф. Юона.

– Как вы считаете, нужно ли в своем рассказе назвать автора картины, указать ее название?

– Как начать свое выступление, чтобы привлечь слушателей? (С риторического вопроса.)

– Вспомните, что называется риторическим вопросом, где, с какой целью используется этот вопрос в тексте?

3. Составление первого предложения вместе с учителем и запись его в тетради.

(Знаете ли вы…?

Слышали ли вы…?)

4. Продолжение беседы по вопросам.

– Что вы знаете об описании? Для чего оно используется в тексте?

– Тексты какого типа и стиля речи предполагают описания?

– Возможно ли сочетание разных типов речи? Каких?

5. Подготовка выступления учащегося.

– Чтобы составить свой рассказ, вы должны подумать о том, что вы хотите донести до зрителя, на что обратить их внимание.

– Самостоятельное оформление таблицы.

Что я хочу рассказать зрителям? (Мои намерения) От чего я буду «отталкиваться»? (С чего начать) Что я выделю в своем высказывании? (Самое главное)
 1. …  2. …  3. …    

– Как вы можете завершить свое выступление?

III. Написание сочинения в черновиках.

На доске записаны фразы, которые учащиеся могут использовать в своих работах.

Еще дремлют зеленые ели; потемневшая от времени изба; деревья с мокрыми стволами; просыпающаяся от зимней спячки земля; чувствуется даже пьянящий мартовский воздух; тихое пробуждение природы от зимнего сна; удивительный весенний свет; на потемневшем снегу тени от стройных берез; скоро обнажатся проталины; гармония красок; особая сила и очарование; единый цветовой ключ; автор картины раскрывает красоту и скромную поэзию русской природы.

Ход урока 141

I. Организационный момент.

II. Проверка сочинений в черновиках, редактирование.

III. Запись сочинений в тетради для творческих работ.

& Домашнее задание: подготовиться к словарному диктанту.

Урок 142
Морфологический разбор частиц

Цели: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора частиц; (р/р) вырабатывать умение составлять предложения с частицами; вырабатывать умение самостоятельно осваивать новый материал, проводить аналогии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант.

Предварительный счет; гимнастический снаряд; вследствие того что; волей-неволей; сделал нечаянно; выровненное поле; впоследствии; правильная осанка; в течение дня; учиться старательно; усердно тренироваться; кромешная тьма; плавать в бассейне; чемпион страны; бок о бок; как будто; классическая литература; реальная ситуация.

III. Работа по новой теме.

1. Вспомните порядок морфологического разбора предлога и союза.

2. Не пользуясь учебником, постарайтесь самостоятельно составить план морфологического разбора частиц. Запишите в тетрадь.

3. Чтение § 66 (с. 178 учебника).

IV. Закрепление темы.

1. Синтаксический разбор предложения.

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Как много в нем отозвалось! (Пушкин.)

– Выполните морфологический разбор союза.

2. Д иктант.

– Объясните употребление знаков препинания.

Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! У! Как теперь окружена крещенским холодом она!

«Но где же, – молвил с изумленьем Зарецкий, – где ваш секундант?»

«Мой секундант? – сказал Евгений. – Вот он».

Когда б он знал, какая рана моей Татьяны сердце жгла!

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

– Назовите частицы, встретившиеся вам в диктанте.

– Выполните морфологический разбор двух из них.

3. Творческое списывание.

Указывая фамилию того или иного поэта или писателя, в скобках запишите названия одного-двух произведений этого автора.

О В. ГИЛЯРОВСКОМ

Каждому времени нужен свой летописец (не)только в области исторических событий, но и летописец быта. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого («Детство», «Кавказский пленник», «После бала») или Чехова («Толстый и тонкий», «Хамелеон»), мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина («Няне», «Буря мглою небо кроет…») приобретает полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас работы такого писателя, как Владимир Алексеевич Гиляровский, – летописца быта и комментатора своего времени.

(К. Паустовский.)

4. Выполнение упражнения 383 (самостоятельно).

Учитель тем временем выборочно проверяет работы учеников.

V. Подведение итогов урока.

– С какой целью употребляются частицы в предложении?

– Каков порядок морфологического разбора частиц?

& Домашнее задание: составьте карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи.

Уроки 143–144
Отрицательные частицы не и ни

Цел и: познакомить учащихся с отрицательными частицами: формировать умение определять смысловые значения частиц не и ни; повторить правила о написании частицы не с разными частями речи; (р/р) уметь конструировать предложения; подбирать синонимы и антонимы.

Ход урока 143

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся работают по карточкам, осуществляют взаимопроверку, затем сдают карточки на проверку учителю.

III. Объяснение новой темы.

1. Чтение материала § 67 (с. 179–180).

2. Беседа по вопросам.

– Назовите отрицательные частицы.

– Какое значение придает предложению частица не?

– Когда предложение с частицей не получает положительный смысл?

– Для чего служит частица ни?

IV. Закрепление темы.

1. Открывается запись на доске:

Негативный, нейтральный, нивелировать.

– Как вы понимаете значения данных слов? (Негативный – то же, что отрицательный. Нейтральный – не примыкающий ни к одной из сторон, стоящий в стороне. Нивелировать – уравнивая, уничтожить различие между кем-либо или чем-либо.)

– Разберите эти слова по составу.

(Негатив – лат. negativus – отрицательный     негатив/н/ый; нейтраль/н/ый – лат. neutralis – не принадлежащий ни к тому, ни к р; франц.другому. Нивелир/ов/а/ть (нивели niveau – уровень).)

– Чем являются не и ни в данных словах?

2. Чтение стихотворения Сергея Михалкова «Упрямый Фома».

В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе,

Нигде никому –

Не верил

Упрямый Фома

Ничему.

На улицах слякоть,

И дождик,

И град.

– Наденьте галоши, –

Ему говорят.

– Неправда, –

Не верит Фома, –

Это ложь… –

И прямо по лужам

Идет без галош.

Мороз.

Надевают ребята коньки.

Прохожие подняли воротники.

Фоме говорят:

– Наступила зима. –

В трусах

На прогулку выходит Фома.

Идет в зоопарке

С экскурсией он.

– Смотрите, – ему говорят, –

Это слон. –

И снова не верит Фома:

– Это ложь.

Совсем этот слон

На слона не похож.

Однажды

Приснился упрямому сон,

Как будто

Шагает по Африке он.

С небес

Африканское солнце печет,

Река под названием Конго

Течет.

Подходит к реке

Пионерский отряд,

Ребята Фоме

У реки говорят:

– Купаться нельзя.

Аллигаторов тьма.

– Неправда! –

Друзьям отвечает Фома.

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Упрямец плывет

По опасной реке.

Близка

Аллигатора хищная пасть.

– Спасайся, несчастный!

Ты можешь пропасть! –

Но слышен

Ребятам знакомый ответ:

– Прошу не учить!

Мне одиннадцать лет!

Уже крокодил

У Фомы за спиной.

Уже крокодил

Поперхнулся Фомой:

Из пасти у зверя

Торчит голова.

До берега

Ветер доносит слова:

– Непра…

Я не ве… –

Аллигатор вздохнул

И, сытый,

В зеленую воду нырнул.

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Никто не плывет

По опасной реке.

Проснулся Фома,

Ничего не поймет…

Трусы и рубашку

Со стула берет.

Фома удивлен,

Фома возмущен:

– Неправда, товарищи!

Это не сон!..

Ребята,

Найдите такого Фому

И эти стихи

Прочитайте ему.

                      С. Михалков

3. Выполнение упражнения 389 (устно).

– Рассмотрите схему. Объясните, когда ни – частица, а когда не и ни – приставки.

– Составьте словосочетания или предложения, в которых ни усиливает отрицание, выраженное частицей не.

– Какими словосочетаниями с не и ни вы могли бы дополнить таблицу?

4. Выполнение упражнения 385.

– Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

– Укажите предложения, в которых частица не придает отрицательное значение всему предложению.

– Объясните постановку запятой или ее отсутствие перед союзом и (устно).

5. Выполнение упражнения 387 (самостоятельно).

– Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

– С помощью каких союзов выражено противопоставление в первом и втором предложениях?

– Прочитайте предложения, имеющие положительный смысл.

6. Выполнение упражнения 388 (на доске и в тетрадях).

V. Подведение итогов урока.

– Для чего служат отрицательные частицы?

& Домашнее задание: упр. 390, 391, выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира.

Ход урока 144

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте устойчивые выражения, данные в упражнении 391. Что они обозначают?

Комар носа не подточит – так хорошо, так точно, что не к чему придраться.

Палец в рот не клади – кто-либо таков, что не упустит возможности воспользоваться промахом другого.

Палец о палец не ударить – бездействовать, абсолютно ничего не делать.

Камня на камне не оставить – беспощадно критиковать, отрицать что-либо.

Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек, не имеющий ярко выраженных свойств, особенностей, не способный на активные, самостоятельные действия.

Ни жив ни мертв – сильно испуган; в состоянии такого страха, ужаса, когда не может произнести ни слова, не может пошевелиться.

Ни свет ни заря – очень рано.

Ни то ни се – нечто среднее, посредственное, невыразительное.

Во что бы то ни стало – обязательно.

– Когда и где употребляются эти фразеологизмы?

III. Закрепление темы.

1. Анализ предложения.

Соловей любит петь в густых зар о слях, чтобы его никто не видел. Может, ст е сняется своей неброской внешност и?

                                             (Ф. Нестеров.)

– Выделите грамматические основы предложений.

– Укажите, чем они выражены.

– Устно дайте характеристику предложений.

– Для чего в первом предложении служат предлог, союз и частица?

– Объясните написание подчеркнутых букв.

– Объясните написание не и ни в словах: никто, не видел, неброской.

2. Подберите антонимы с не и ни к данным словам и словосочетаниям:

всегда – никогда                   намеренно – нечаянно

аккуратно – небрежно         отвечал четко – неясно

все – никто                            идти быстро – неторопливо

везде – нигде                         чем-то – ничем

3. Подберите синонимы с не, укажите часть речи:

смелый – неустрашимый (прил.);

обязательно – непременно (нареч.);

пустынный – необитаемый (прил.);

удивляться – недоумевать (глагол);

неспокойный – неугомонный (прил.);

быстро, мгновенно – неожиданно (нареч.);

украсить просто – незатейливо (нареч.);

говорить сомневаясь – нерешительно (нареч.);

враг – недруг (сущ.);

близкий – недалекий (прил.);

грубый – невежливый (прил.);

тотчас – немедленно (нареч.);

низкий – невысокий (прил.).

– Сформулируйте правило, почему в данном случае слова разных частей речи с не пишутся слитно.

4. Запишите предложений под диктовку.

1) Кто работу сердцем любит, кто баклуш не бьет, за того – закон и люди, за того – народ.

2) Нынче всякий труд у нас в почете, где какой ни есть. Человеку по работе воздается честь.

3) Ни вражья спесь, ни злая месть отважным не страшна. Народы знают: правда есть! И видят – где она.

4) Кто б ты ни был – ткешь иль пашешь, роешь ли руду, все мы, все в державе нашей нынче на виду.

5) Куда ни глянь – направо и налево, – огни пылают, плавится руда.

(М. Исаковский.)

– Объясните значение выражения бить баклуши.

(Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.)

– В каком случае вы написали частицу ни, в каком – не?

– Выполните морфологический разбор частиц:

                  I вариант                      II вариант

                ни                         не

5. Составьте предложения по схемам:

          Кто не …, тот ….

          Не могу …, что ….

          Как … ни …, но ….



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.08 с.)