Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики моделей связей с общественностью
1 Чумиков А. Н. Связи с общественностью. — М.: Дело, 2000. — С. 14. 2 Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. — СПб., 1997. — С. 88. 16
Окончание табл. 1
1. Модель пресс-агентства/паблисити*. Она сложилась во второй половине XIX в., когда происходило интенсивное разви- тие газетной индустрии, начинающей оказывать все большее влияние на формирование общественного мнения. По мнению автора, эта модель представляет исторически первую модель паблик рилейшнз. Ей присущи следующие характеристики: — цель PR -коммуникации — пропагандировать организа- цию, ее товары и услуги всеми возможными способами; — правдивость и объективность информации не являются обязательным условием; — потребитель информации рассматривается как пассив- ный получатель сообщений; отношение к нему может быть вы- ражено формулой «потребитель — жертва»;
* В отечественной литературе эта модель имеет и другие названия: печат- ной агитации, манипулятивная, пропагандистская и проч. Паблисити — не- личное и, как правило, неоплачиваемое коммуникатором стимулирование спроса на его товар, услугу или саму фирму посредством распространения коммерчески важных сведений в СМИ. 17 — коммуникация носит односторонний характер: информа- ция направляется только в одну сторону — от источника к адре- сату, обратной связи нет;
— этические аспекты коммуникативной деятельности игно- рируются. Хотя данная модель была широко распространена во второй половине XIX в., однако нельзя сказать, что она ушла в про- шлое. Эта модель довольно часто встречается и в современной практике, в основном в коммерческих структурах. Сейчас дан- ная модель, по оценке зарубежных специалистов, применяется в 15 % случаев, в основном в сфере шоу-бизнеса. Следует отме- тить, что именно «манипулятивная» модель связей с обществен- ностью наиболее быстро утвердилась в отечественной практике. 2. Модель информирования общественности. Это вторая исторически сложившаяся модель паблик рилейшнз, временные рамки формирования которой ограничены началом XX в., а точ- нее 1900—1920 гг. Суть ее заключается в следующем: — главной целью PR -деятельности является распростране- ние информации; — информация об организации распространяется среди аудиторий настолько правдиво и точно, насколько это возможно; — информация должна быть только позитивной, негатив- ные факты замалчиваются; — информирование носит односторонний характер: необхо- димость исследования общественности и обратной связи с ней не предполагается; — PR реализуется как «дело журналистов, прописавшихся в фирме». Эта модель широко используется во всех сферах. Главной ее характеристикой является распространение позитивной ин- формации об организации среди общественности для получения ее поддержки. К ней прибегают и правительственные структу- ры, и коммерческие компании, и некоммерческими организа- ции. Доля этой модели в практическом применении составляет около 50 %. 3. Двусторонняя асимметричная модель. Исторические рамки ее формирования охватывают 1920—1960-х гг. Эта мо- дель имеет следующие характеристики: 18 — PR -коммуникация полностью подчинена интересам ор- ганизации; — широко используются исследовательские методы, в первую очередь это делается для того, чтобы определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности. Таким образом, деятельность становится «двухсторонней»,
«диалоговой»; — приоритетным каналом связи субъекта с объектом явля- ется движение нужной информации от субъекта к объекту; — обратная связь осуществляется исключительно для выяв- ления отношения общественности к организации в манипуля- тивных целях, для того чтобы повлиять на общественное мнение в необходимом направлении; — результат такого вида PR асимметричен, потому что от коммуникации выигрывает только организация, а не обще- ственность. Данная модель в целом может быть охарактеризована как прагматическая: на первом месте стоит выгода для организации. Этот подход призван в первую очередь защитить ее интересы и заставить публику согласиться с мнением, предлагаемым со- ответствующим институтом. На современном этапе такая мо- дель часто используется бизнес-структурами в условиях высо- коразвитого и высококонкурентного рынка. На ее долю прихо- дится 20 % случаев PR -коммуникации. 4. Двусторонняя симметричная модель. Рассматриваемая модель начинает складываться с 1960-х гг., и характеризуется она следующими основными чертами: — PR -коммуникация представляет собой активное взаимо- действие субъекта и объекта в целях достижения взаимопони- мания; — цель PR -деятельности – взаимная польза фирмы и обще- ственности («симметричность»); — широкая практика ведения переговоров, заключения до- говоров, использования стратегии разрешения конфликтов для того, чтобы добиться изменений во взглядах, мнениях и поведе- нии как общественности, так и организации;
19 — акценты в функциях PR -специалистов смещаются от журналистских и рекламных к исследовательским и консульта- тивным; — при оценке эффективности акции учитываются не только экономические показатели, но и социальная значимость, т. е. «нематериальные активы». Эта модель может быть названа «идеальной» в том смысле, что PR здесь становится механизмом взаимодействия организа- ции и среды на основе партнерства; клиент (потребитель, поку- патель) воспринимается как «партнер по бизнесу». По мнению Дж. Грюнинга, четвертая модель, несмотря на свою востребо- ванность, не так часто используется в современном мире ком- муникаций. Многие организации прибегают к этой модели вре- мя от времени, но она редко бывает доминирующей. В совре- менной практике доля применения данной модели составляет 15 %. Чаще всего эта модель используется в регулируемом биз- несе, когда необходимость достижения компромисса задана вмешательством государства.
1.1.3. Функции связей с общественностью Институт связей с общественностью, как и любой другой социальный институт, определенным образом встроен в соци- альную систему и имеет ряд функций. Под функцией в широ- ком смысле слова можно понимать ту социальную роль, кото- рую выполняет этот институт в функционировании социальной системы как целого. В целом, суммируя множество точек зрения по этому пово- ду, выделим следующие основные функции связей с обществен- ностью: 1. Аналитико-прогностическая функция — направлена на разработку стратегических программ по связям с общественно- стью в рамках единой стратегии компании, выработку единой информационной политики на основе изучения общественного мнения, сегментирования целевых аудиторий, оценки настроений и ожиданий общественности, а также на подготовку аналити- ческих данных для принятия решений руководством компании.
20 2. Организационно-технологическая функция — заключа- ется в разработке совокупных мер и действий по организации и проведению PR -кампаний и PR -акций, деловых встреч, кон- ференций и др. 3. Информационно-коммуникативная функция — заклю- чается в производстве и распространении информации, необхо- димой для разъяснения позиции организации по различным во- просам, освещении значимых вопросов, взаимодействии со средствами массовой информации. 4. Консультационно-методическая функция — включает консультирование руководства в организации и налаживание от- ношений с общественностью, разработку моделей сотрудниче- ства и социального партнерства, программ, акций и кампаний PR. 5. Социально-гуманистическая функция предполагает со- здание атмосферы доверия и взаимопонимания как между со- трудниками организации, так и с другими целевыми аудитория- ми. Таким образом, паблик рилейшнз, как особый вид деятель- ности, находит отражение в своих функциях. В целом, можно заметить, что связи с общественностью стали сегодня важным фактором успеха любой организации, искусством формировать ее индивидуальность, управлять кор- поративной репутацией. Одновременно они являются неотъем- лемым звеном в современных управленческих процессах.
1.1.4. Отличия PR от рекламы При том что и реклама, и связи с общественностью предпо- лагают осуществление коммуникативной деятельности в пуб- личном пространстве в интересах организации-заказчика, между ними существуют и некоторые различия: — реклама обычно связана с определенным товаром и функ- цией его продвижения на рынке, а PR ориентирован на продви- жение не товара, а компании и не только на рынке, но и в обще- стве в целом. В центре внимания рекламы — товар, а в центре связей с общественностью — партнер; — реклама открыто оплачивает размещение информации на газетных площадях и в эфирном времени; задача PR -специ-
21 алиста — добиться того, чтобы исходящая от клиента информа- ция размещалась исключительно благодаря ее актуальности как для самих журналистов, так и для их читателей, зрителей и слу- шателей; — реклама имеет формальные признаки (например, рубрику «реклама») и регулируется специальным законом (в отечествен- ной ситуации это закон РФ «О рекламе»). Связи с общественно- стью конкретизированы значительно меньше. Их не так легко распознать, а тем более измерить на предмет эффективности. Иначе говоря, если реклама прямо ориентирована на конкрет- ный результат, то PR — на создание косвенных благоприятных условий для его достижения;
— реклама — это ограниченная во времени и объеме кам- пания по выбрасыванию в общественное пространство опреде- ленных доз «хороших новостей». Механизм PR более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым раз- ным поводам, в том числе негативного характера; — реклама предназначена для того, чтобы добиться от объ- екта воздействия определенного ответного действия (выбора конкретного товара), PR здесь направлен на создание позитив- ного отношения к субъекту; — функции рекламы — популяризация товара, его яркая сигнификация, придание ему образа максимальной актуально- сти по сравнению с другими товарами. Функции PR — изучение общественного мнения и его формирование, двусторонние ком- муникации, предотвращение конфликтов, содействие взаимному уважению, гармонизация отношений равноправных субъектов. Таким образом, разница между паблик рилейшнз и рекла- мой является существенной. Дело в том, что стратегическая за- дача рекламы сводится к созданию желания, мотивировки спро- са на товары. Стратегическим же призванием паблик рилейшнз является формирование доверия, на основе чего только и может возникнуть положительное отношение к организации как соци- альному институту.
22 1.2. Особенности связей с общественностью в органах власти 1.2.1. Специфика государственного и муниципального PR Теперь в соответствии с ранее предложенной схемой (см. рис. 1) рассмотрим особенности государственного и муни- ципального PR. Государственный PR — одна из форм политической ком- муникации, направленной на формирование позитивного отно- шения населения к органам власти и создание положительного имиджа государства в целом. Муниципальный PR — публичное продвижение и форми- рование положительного социально-экономического имиджа территориально-административной единицы1. Организациями в данном случае будут выступать государ- ственные или муниципальные структуры, осуществляющие гос- ударственную или муниципальную политику в целом или ка- кой-либо проект в частности. Общественностью будут являться те целевые аудитории, на которые направлено информационное воздействие государ- ственных и муниципальных органов власти. Общественность (целевые группы) подразделяется на внут- реннюю и внешнюю. Внутренней общественностью государствен- ной или муниципальной организации является ее собственный персонал; внешней — коммерческие структуры, общественные ор- ганизации, средства массовой информации, отдельные граждане. PR -технологии в сфере государственного и муниципального управления существенно отличаются от бизнес- PR по целому ряду критериев.
Первое фундаментальное отличие состоит в следующем. В государствах с рыночной экономикой отношения экономиче- ских субъектов определяются логикой рыночной конкуренции. В политике, государственном и муниципальном управлении ры- 1 См.: Курбан А. Муниципальный PR: концепция и типовая матрица // PR -менеджер. — 2006. — № 7. — С. 156. 23 ночные отношения тоже имеют место, но они не являются в этой сфере господствующими, определяющими правила пове- дения основных субъектов. Как подчеркивают многие авторы, административная регуляция является антиподом рыночной регуляции. Так, американский политолог Дж. Гордон утвержда- ет, что если в частном секторе эффективность управления изме- ряется прибылью или отсутствием таковой, то в государствен- ном управлении — эффективность определяется политической поддержкой граждан или отсутствием таковой. Поэтому конеч- ной целью связей с общественностью в коммерческой сфере яв- ляется удержание и расширение спроса на предлагаемые фир- мой продукты и услуги. Фирма преследует в первую очередь свои частные интересы. То, что она при этом стремится не нарушать интересы клиента, объединений граждан и государ- ства, принципиально сути дела не меняет. Зона согласования интересов в случае бизнес-коммуникаций — это согласование, с одной стороны, частных интересов субъектов рынка разного уровня и масштаба, а с другой — частных, общественных и гос- ударственных интересов. В отличие от описанной выше схемы, деятельность PR -служб органов государственной власти связана с представлением различных сторон государственных интересов. Соответственно, партнер по коммуникации в данном случае — это не потребитель товара или услуги, а гражданин (налогоплательщик), включенный в какую-либо организацию. Государственные интересы носят всеобщий публичный ха- рактер. Ни одна из структур власти не имеет право отождеств- лять эти интересы с собственными интересами — в противном случае происходит приватизация государства самим себя, что, в определенном смысле, можно рассматривать как одну из тре- вожных тенденций современного российского политического процесса1. Второе принципиальное отличие заключается в характере статусов субъектов коммуникации. По отношению к бизнес- структуре покупатель является совершенно равноправным 1 См.: Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. — М.: Заха- ров, 2005. — С. 24—93. 24 партнером (хочу — покупаю, хочу — нет). С одной стороны, с помощью PR -технологий фирма не может заставить покупате- ля действовать так, как ей хочется, не может навязать ему свою волю. С другой стороны, покупатель также не может воздей- ствовать на фирму. Его участие в процессе управления носит лишь косвенный характер. Фирма с помощью PR представляет ту часть своих интересов и в той мере открыта, в которой она сама (а не покупатель) считает это нужным. В случае же с государством ситуация выглядит принци- пиально иной. Модели представительной демократии предпо- лагают наличие целой системы институтов участия граждан в управлении государством (в первую очередь через механизмы выборов) — это фундаментальное положение демократии. В такой системе государственная структура (в отличие от фир- мы) не может произвольно устанавливать свои правила игры в отношениях с общественностью, не может быть открытой лишь в той мере, в которой сама считает для себя нужной, не может принимать управленческие решения «в одиночку», не опираясь на группы общественности. Поэтому демократический режим предполагает, что у граждан имеется больше возможностей вли- ять на институты власти, нежели на автономные субъекты рын- ка, которые руководствуются логикой конкурентной борьбы. Вместе с тем властные ресурсы негосударственных субъек- тов политики несопоставимы с ресурсами государственной вла- сти. У государства с помощью PR имеется гораздо больше воз- можностей давления на граждан, нежели у коммерческой фир- мы. Вместо диалога здесь гораздо чаще может иметь место про- движение со стороны структур власти нужных ей установок и моделей поведения. В этом смысле характер PR -технологий определяется общими институциональными характеристиками существующего политического режима и теми целями и задача- ми, который он перед собой ставит. При этом можно говорить о двух принципиальных задачах, которые стоят перед PR -служ- бами органов государственной власти. Во-первых, это легити- мация существующего режима и конкретных структур государ- ственной власти; во-вторых, обеспечение поддержки решений и действий властей. Это не означает недемократического харак- тера данных PR -технологий, поскольку демократический ре- 25 жим, как и любой другой политический режим, вырабатывает собственные механизмы легитимации и способы поддержки населением принимаемых государством общезначимых реше- ний. В противном случае ни о какой эффективности государ- ственного управления не может быть и речи. Отечественный исследователь Е. Тарашвили, резюмируя набор базовых отличий PR в органах государственной власти и сфере коммерческого менеджмента, сводит их к пяти основ- ным пунктам. 1. Различия по целям. Цели PR -структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят обобщенный не- экономический характер, а цель коммерческого PR — способ- ствовать достижению главной цели организации — прибыли. 2. Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им для достижения поставленных целей использовать и инструменты рекламы. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финан- совых, человеческих, технических ресурсов часто возникают проблемы из-за их недостатка. Но государственные органы, вза- имодействуя с общественностью, могут воспользоваться прину- дительными рычагами. 3. Различия по ответственности. Ответственность в ком- мерческой сфере связана с внутренней составляющей компа- нии — непродуманная PR -кампания может привести к разоре- нию. В государственном секторе ответственность носит внеш- ний характер, т. е. государство в своих действиях и решениях ответственно перед обществом. С одной стороны, это говорит о более размытых требованиях, но, с другой стороны, размы- тость компенсируется необходимостью следовать закону, кото- рый более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую. 4. Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить 26 отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно рас- пределить бюджетные средства, выделенные на PR -меропри- ятие, так как денежные потоки находятся под контролем. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех. 5. Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и сред- ствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что проис- ходит в государственных учреждениях. Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с об- щественными организациями и осуществление лоббистской де- ятельности. Решения коммерческих предприятий не так часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или при исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные PR - технологии для привлечения внимания СМИ к своей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодей- ствовать с ними на коммерческой основе1. Разработка и применение технологий связей с общественно- стью по сути представляют собой процессы постепенной рацио- нализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъекта управления в рамках выполнения им определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности субъекта управления в плане контроля и управления той или иной обла- стью социальных изменений. В технологиях связей с общественностью, применяемых в органах власти, можно выделить несколько главных аспектов: 1. Использование реактивных коммуникаций, т. е. инфор- мирование через СМИ о произошедших событиях, встречах первых лиц, принятых решениях властей и пр. 1 См.: Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах // Международный пресс-клуб. — [М.], 1998—2000. URL: http://www.pressclub.host.ru/techn_15.htm 27 2. Применение проактивных коммуникаций, когда первона- чально общественное мнение готовят к определенному собы- тию, а затем проводят его в жизнь. Сюда, например, можно от- нести подготовку населения к введению нового налога или осу- ществлению пенсионной реформы. 3. Использование спиндокторинга * как технологии коррек- тировки проблем после того, как коммуникация начала развер- тываться в нежелательном направлении и события приняли не- желательный оборот. 4. Моделирование обратной связи. Это одна из важнейших задач государственного и муниципального PR, которая включа- ет в себя выработку системы эффективных каналов взаимодей- ствия между институтами государственной власти и структура- ми гражданского общества. 5. Формирование и поддержание имиджа «первых лиц». Учитывая тот фактор, что основным медийным каналом поли- тического информирования граждан на сегодняшний день стало телевидение, PR -специалист должен уметь вырабатывать такие технологические приемы, которые соответствовали бы визуаль- но-образным доминантам этого средства коммуникации. Так, Г. Почепцов приводит данные о том, что с экрана телевизора мы считываем 69 % информации из несловесного ряда, и только 31 % нам дают слова. Поэтому в публичной политике сегодня на первый план начинают выходить актерские навыки, умение держаться перед камерой и пр. 6. Формирование и поддержание имиджа государства и его отдельных институтов. 7. Установление пропагандистского режима PR-коммуни- кации в условиях военных действий и чрезвычайных ситуаций. Например, технологии PR во время антитеррористической опе- рации в Чечне (с 1999 г.), когда был введен жесткий контроль * Спиндокторинг (от англ. spin — верчение, кружение) — коррекция («выправление») информационных поводов в кризисных ситуациях. Задачей спиндокторинга является изменение восприятия события целевой обществен- ностью, или изменение ожиданий того, что может произойти. В отличие от журналиста, который работает с событиями, PR -специалист, занимающийся спиндокторингом, работает с интерпретацией информации, а его аудиторией являются журналисты. 28 получения информации с поля боя и ограниченный допуск кор- респондентов в зону боевых действий. Результативные действия по всем перечисленным направлени- ям обеспечивают эффективность выполнения PR -подразделениями органов власти своих функций. Таким образом, специфика служб PR в органах государ- ственной власти и управления определяется не только своеобра- зием технологий. Решающее отличие задается существом про- водимой властью политики: если эта политика осуществляется в интересах большинства, в интересах значительной части граж- дан, то и сам механизм восстановления общих интересов дей- ствует эффективно. В этом случае связи с общественностью становятся важнейшим компонентом управления вообще, и ад- министративного управления, в частности. Они естественно вписываются в систему управленческих действий. Координация служб по связям с общественностью с другими структурами ор- ганов власти может в принципе достигаться бесконфликтно. Службы связей с общественностью создают условия для принятия оптимальных управленческих решений, способствуют сотрудничеству власти и общественности, развитию граждан- ского сознания, могут брать на себя упреждающую программу разрешения конфликтных ситуаций, во многих случаях оказы- ваются способными активно влиять на реализацию принятых решений.
1.2.2. Особенности функций государственного и муниципального PR Основными функциями деятельности служб по связям с общественностью в государственных структурах является: а) установление, поддержание и расширение многообрази- ных связей, контактов и взаимоотношений с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также с их PR -службами; б) информирование общественности о характере избранных политических позиций по тем или иным проблемам, о существе политического курса, разъяснение необходимости и мотивов принятия тех или иных решений или инициатив;
29 в) систематическое изучение общественного мнения, расста- новки политических сил, протекающих общественно-политичес- ких процессов (социально-политический мониторинг); г) отслеживание общественной реакции на предпринимае- мые действия и инициативы, сбор и обобщение информации по поводу действий других политических субъектов и обществен- ных сил; д) прогнозирование развития общественно-политических про- цессов, возможных последствий принимаемых решений и про- водимых акций, моделирование социально-политической обста- новки, определение основных целей, методов и способов ком- муникации; е) обеспечение субъекта политики информацией, аналити- ческими, прогнозными разработками, в том числе рекомендаци- ями по поводу предпочтительных форм и методов деятельности, использования тех или иных каналов и форм связей с обще- ственностью, с другими субъектами политики, организация и осуществление контактов и связей; ж) деятельность по формированию благоприятного имиджа субъекта политики, его структур и лидеров, по защите имиджа и проведению контрпропагандистских акций1. Особенностью функционирования PR -служб государствен- ных и муниципальных органов власти является то, что они ра- ботают в рамках всей страны или в рамках административно- территориальных единиц и обеспечивают контакты государ- ственных органов с представителями всех слоев общества.
1.2.3. Организационные структуры связей с об- щественностью в органах власти В российских условиях PR -структуры в органах власти ре- шают преимущественно задачи поддержания связей с прессой, поэтому наиболее распространенными подобными структурами в сфере государственного и муниципального управления явля- ются пресс-службы. 1 См.: Связь с общественностью — «паблик рилейшнз» — государствен- ной власти и управления / под общ. ред. проф. В. С. Комаровского. С. 128. 30 В зависимости от объема работы и организационных воз- можностей обязанности службы по связям с общественностью могут выполнять: — пресс-секретарь; — пресс-центр; — отдел по работе с прессой; — PR -служба (департамент/управление информации). В случае если организация располагает значительными ре- сурсами для поддержания коммуникации со своей обществен- ностью, то в состав PR -службы могут помимо пресс-центра вхо- дить такие структурные подразделения, как: — отдел по связям с политическими партиями; — отдел по связям с общественными организациями; — информационно-аналитическая служба; — подразделение по работе с заявлениями и жалобами граждан (общественная приемная); — телевизионный, радио-, фотоотдел; — редакция собственного издания или веб-сайта. Каждое из перечисленных подразделений призвано решать собственные задачи. В частности, в задачи пресс-центра входит: — подготовка и распространение пресс-релизов, заявлений и других информационных материалов, которые призваны разъ- яснять деятельность органа власти; — организация и проведение пресс-конференций, брифин- гов и встреч журналистов с руководством органа власти, подго- товка материалов для печати; — мониторинг СМИ; — аккредитация журналистов. Отделы по связям с политическими партиями, обществен- ными организациями и общественная приемная решают схожие задачи, которые различаются лишь целевыми аудиториями, с которыми названным подразделениями приходится работать, в частности среди основных задач можно назвать следующие: — получение информации о настроениях, проблемах, по- требностях населения, его оценках деятельности органов власти; — использование этой информации для формирования ос- новных направлений и конкретных программ деятельности ор- гана власти; 31 — помощь гражданам, их объединениям; — вовлечение населения в самоуправленческий процесс. Информационно-аналитическая служба призвана: — анализировать поступающую информацию о текущей общественно-политической ситуации; — снабжать органы власти аналитическими и прогнозными разработками. Телевизионный, радио - и фотоотдел формируют архив ви- део- и фотоматериалов проводимых мероприятий. Среди основных факторов, обусловливающих успешность деятельности подразделений по связям с общественностью в органах власти, следует назвать следующие: — наличие ясных стратегических целей взаимодействия с общественностью, основанных на четкой программе соответ- ствующего органа власти; — осуществление деятельности PR -подразделений в рамках четко выработанной информационной политики данной органи- зации; — осуществление мониторинга информационного простран- ства, а также проведение тщательного контроля содержания, полноты и достоверности сообщаемой СМИ информации; — использование в своей деятельности новейших информа- ционных технологий и инструментов влияния на формирование общественного мнения. В целом, организационные структуры связей с обществен- ностью в органах власти своей деятельностью призваны пред- ставлять интересы и официальную информацию соответствую- щих органов власти и управления, обеспечивая открытость и прозрачность принятия и осуществления властных решений. !Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение связей с общественностью. 2. В чем специфика каждого из трех основных подходов к связям с общественностью? 3. Охарактеризуйте четыре исторические модели связей с общественностью Джеймса Грюнига. 32 4. Назовите основные аспекты связей с общественностью в органах власти. 5. Каковы отличия связей с общественностью от рекламы? 6. В чем заключаются отличия PR в органах государствен- ной власти и сфере коммерческого менеджмента? 7. Каковы функции государственного и муниципального PR? 8. Какие основные факторы обусловливают успешность деятельности подразделений по связям с общественностью в органах власти?
Библиографический список Нормативно-правовые акты 1. О средствах массовой информации: федер. закон от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 (в ред. 3 апр. 2012 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. —1992. — № 32. — Ст. 300. 2. О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232. 3. О порядке освещения деятельности государственных органов в государственных СМИ: федер. закон от 13 янв. 1995 г. № 7-ФЗ // Там же. — 1995. — № 3. — Ст. 170. 4. Об информации, информационных технологиях и защите ин- формации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Там же. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448. 5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ- ственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ // Там же. — 2009. — № 7. — Ст. 776. 6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Прави- тельства Российской Федерации и федеральных органов исполнитель- ной власти: постановление Правительства Рос. Федерации от 24 нояб. 2009 г. № 953 // Там же. — 2009. — № 48. — Ст. 5832. 7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 // Там же. — 2007. — № 27. — Ст. 3256. 8. Об оценке эффективности деятельности органов местного само- управления городских округов и муниципальных районов: указ Пре-
33 зидента Рос. Федерации от 24 апр. 2008 г. № 607 // Там же. — 2008. — № 18. — Ст. 2003.
Основная литература 1. Козлов, С. В. Основы интегрированных коммуникаций (рекла- мы и связей с общественностью): учеб. пособие: в 2 ч. / С. В. Козлов; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Ч. I: Теоретические основы интегриро- ванных коммуникаций. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. — С. 107—151; То же [Электронный ресурс]. — Доступ из Б-ки элек- трон. изданий / Сиб. ин-т упр. — филиал РАНХиГС. — Режим досту- па: http://www.sapanet.ru, требуется авторизация (дата обращения: 15.06.2013). — Загл. c экрана. 2. Чумиков, А. Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: учеб. / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — С. 8—24, 94—121.
Дополнительная литература 1. Березняков, Д. В. Средства массовой информации и PR -тех- нологии: учеб.-метод. комплекс для дистанц. обучения и самостоят. работы студентов / Д. В. Березняков; Рос. акад. гос. службы при Пре- зиденте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. — Новосибирск, 2006. — 100 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.13 с.) |