У зрителей буквально глаза разбегаются 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У зрителей буквально глаза разбегаются



 

Верно. Босх сделал все, чтобы понять картину было непросто. Невозможно смотреть на нее, соблюдая логический порядок — такой, к какому мы привыкли в обычном рассказе. Взгляд падает сперва на одного персонажа, перескакивает на другого, цепляется за третьего — и скоро мы теряемся, сбиваемся с толку, не помним, с чего начали… Картина мешает мыслить последовательно. Наоборот, она создает впечатление, что весь мир ополчился на нас и сводит нас с ума, и нам, как святому Антонию, трудно сохранить рассудок.

 

Демонов можно увидеть только на картинах Босха?

 

Нет. Демонов изображали многие художники в сценах ада, но у Босха эти персонажи самые разнообразные и сложные, самые поразительные и, пожалуй, самые фантастические из всех. И удивительнее всего то, что они живут не в аду, а составляют часть земной жизни. Это не просто прихоть художника: в XVI веке существовало представление о том, что на мир непрерывно воздействует Зло. Зло проникает повсюду, и поэтому демоны населяют все четыре стихии (огонь, воздух, воду, землю), которые мы видим в разных углах картины Босха.

 

Какое впечатление производили на людей такие картины?

 

Иероним Босх писал картины для церквей, был весьма благочестивым человеком, и сограждане очень его уважали. Возможно, вся его «дьявольщина» была рассчитана на просвещенных любителей живописи и предназначалась для узкого круга. Босх был человек состоятельный; он мог себе позволить не зависеть от заказов и выбирать сюжеты по своему усмотрению. Интересно, что после смерти художника главным собирателем его картин стал Филипп II Испанский (1527–1598), ярый католик. При всей невероятной странности картин Босха, люди видели на них выразительное изображение дьявольских мук, и это побуждало всеми силами стараться их избежать. Такие картины служили своего рода нравственным предостережением.

 

Был ли Босх характерным представителем своей эпохи?

 

Его искусство было, конечно, необычным, но оно прекрасно вписывалось в круг представлений той эпохи и передавало острое ощущение смятения, царившего в Европе начала XVI века. В то время церковь переживала глубокий кризис, следствием которого стала Реформация. Общество охватила растерянность, все привычные ориентиры исчезли, так что творчество Босха по-своему отражало развитие христианской мысли того времени.

 

Можно ли сказать, что Босх создавал «сюрреалистические» картины?

 

Нет: сюрреализм появился только после Первой мировой войны. Но его картины безусловно вдохновляли художников XX века, которые заимствовали у него многие мотивы и приемы (фантасмагоричность, совмещение несовместимого, замена твердого мягким, плотного текучим и т. д.). Несмотря на эту формальную связь между творчеством Босха и современным искусством, нельзя говорить, что Босх предвосхитил сюрреализм. Однако сюрреалисты у него в долгу: они использовали его находки для выражения собственных идей.

 

— 6-

Мона Лиза, или Джоконда

 

 

 

 

Мона Лиза, или Джоконда

Ок. 1503–1506. Дерево, масло. 77 х 53 см

Лувр, Париж, Франция

Леонардо да Винчи (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи)

1452, Винчи, близ Флоренции — 1519, Амбуаз, Турень

 

Кто эта женщина?

 

Она жила около пятисот лет тому назад в Италии. Ее имя Лиза, но называют ее Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Еще ее называют Джоконда, потому что ее итальянская фамилия — дель Джокондо.

 

Кто написал эту картину?

 

Этот портрет написал Леонардо да Винчи. В то время он был уже знаменит и жил в том же городе, что и она, — во Флоренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.004 с.)