Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дзярж ав а: п аняцце i прыкметы .
Государство представляет собой сложную политико-правовую категорию, которая изучается разными науками (в т.ч. юридической), в силу чего предполагается множество подходов к его пониманию: 1. Персоналистский (суть сводится к отождествлению государства с монархом, главой государства, наделённым абсолютной властью, формула «Государство – это я»). Такой подход был исторически свойственен абсолютным монархиям. 2. Коллективистский (государство как совокупность людей, его составляющих; «Государство – это мы») противостоит первому, люди являются государством, когда они вступают в публичные правоотношения и являются общетвом, когда они вступают в частные. Таким образом количественно государство и общество равны, а качественно различаются; в публичной сфере присутствует государство, в частной – общество. 3. Промежуточный (срединный) (государство – часть, элемент общества, выделенный из него и предназначенная для управления им) – наиболее распространённый. Такой подход широко используется при построении демократического государства. Государство можно определить как универсальную политическую организацию, обладающую государственным аппаратом и особой публичной гос. властью, предначзначенную для управления обществом с целью его гармоничного, прогрессивного развития. Государство обладает рядом признаков. В литературе отсутствует единство относительно их количества и наименования. Предлагается выделять универсальные и дополнительные признаки, при этом дополнительные вытекают из универсальных. Признаки: 1) Территория: государство должно обладать территорией, определённой его гос. границами. Термин «территория» имеет неразрешённые значения. К территории относят земельное пространство в пределах гос. границ. Ничейной земли, кроме Антарктиды, нет. Второй элемент территории – внутреннее водное пространство (водные объекты естественного и искусственного происхождения в пределах государственных границ, а также моря, полностью окружённые территорией одного государства либо прилегающие только к территории одного государства). Следующий элемент – территориальные воды (полоса прибрежных морских вод шириной до 12 морских миль, примыкающая к территории государства и отсчитываемая от линии наибольшего отлива от материковой части или островов). К территориальным водам не относятся, но в юрисдикцию государства включаются исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Государство обладает исключительными правами по научной и коммерческой эксплуатации этих зон (рыбный промысел, добыча полезных ископаемых). При этом в этих зонах разрешается свободный проход гражданских судов и пролёт гражданских судов. Ширина исключительной экономической зоны и континентального шельфа – до 200 морских миль. Недра определяют государства в глубь Земли. Споры вызывают нижние пределы границы. В Беларуси недра являются исключительной собственностью государства. Граждане, имеющие земельные участки, имеют право использовать распространённые полезные ископаемые в личных целях. Если же полезные ископаемые нераспространённые, то ими владеет государство. Воздушное пространство, являясь динамической средой, не может принадлежать государству на праве собственности, но государство устанавливает юрисдикцию на водное пространство и может суверенно использовать его полезные свойства. Пространство – юридические принадлежности (к этому элементу относятся политико-территориальные анклавы государств – территории дип. учреждений, земля и здания, отдельно стоящие здания, отдельные этажи зданий и т.д., морские суды в зависимости от их статуса: гражданские суда в открытом море являются территорией государства, к которому судно приписано. Военные и гос. суда всегда являются территорией иностранного государства, воздушные суда – та же практика; военные базы (их территория – всегда территория иностранного государства); научные базы в Антарктиде и Арктике (территория того государства, чья экспедиция); космические аппараты).
Проблема с территорией государства дополняется насыпными островами (государство вправе создавать их в территориальных водах, а также поднимать над уровнем воды свою линию – государство увеличивает не только сушу, но и территориальные воды, которые зависят от территории отлива, а также исключительную экономическую зону и прибрежный шельф).
2) Население: государство распространяет свою юрисдикцию на всех лиц, находящихся на его территории, как постоянно проживающих, так и временно пребывающих. Постоянное население часто переходит в народ, состоящий из отдельных этносов, наций; 3) Государственная власть: реализация государственной власти возлагается на гос. аппарат. Госаппарат, облечённый властью, формирует организационное проявление государства. При этом гос. власть определяет динамическое состояние государства (как оно действует), а гос. аппарат - статическое (как оно образуется, из чего состоит). Остальные признаки – второстепенные: 1. Суверенитет – характеристика гос. власти; 2. Наличие правовой системы; 3. Наличие финансовой системы (государство живёт за счёт налогов и сборов). Возникновение государства выступает ещё одним проблемным вопросом в современном мире: нет однозначно определяемого момента появления государства. 1-ая позиция: государство появляется после обретения признаков и самопровозглашения, 2-ая: государство возникает после признания этого государства другим, 3-ий подход: государство возникает после признания его всеми другими государствами и вхождения в ООН, 4-ый: государство признаётся возникшим после его признания всеми доминирующими государствами мира. 43. Дзяржава ў палiтычнай сiстэме грамадства. Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупности институтов (политические партии, общественные организации и движения, политические отношения, политическая практика), в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется политическая власть. Государство занимает ведущее положение в политической системе, поскольку: 1. Государство выступает в качестве официального представителя его граждан (подданных); 2. Государство выступает единственным носителем суверенитета; 3. Обладает монополией на правотворчество; 4. Имеет материальную базу (государственная собственность, бюджет); 5. Определяет главные направления развития общества. Государство обладает широкими полномочиями в политической сфере: 1. Устанавливает с помощью правовых норм поведение иных субъектов политической системы; 2. Легитимирует иных субъектов политической системы; 3. Осуществляет контроль и надзор за деятельность иных субъектов политической системы. Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, разные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения. Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.009 с.) |