Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паняцце форм дзяржавы і іх віды.
Под формой государства понимают организацию и устройство гос. власти, её распределение между высшими и местными гос. органами, обусловленные историческим, экономическим, национальным уровнем развития страны, религиозным и правовым сознанием. В каждом государстве закрепляется самостоятельная система его органов, модель распределения полномочий между ними, а также способы взаимодействия с людьми. На форму государства оказывают влияние как объективные факторы (например, площадь территории, этнический состав, доминирующая религиозная традиция, климат и т.д.), так и субъективные (идеология государства, харизматические свойства лидера, политическая программа партии, находящейся у власти и т.д.). Всё это обуславливает уникальность формы каждого государства. Форма государства позволяет определить модель формирования верховной власти, модель распределения власти между центром и местами, а также модель взаимоотношений власти с населением. Как следствие, форма государства распадается на форму правления, форму государственного устройства и политический режим. 47. Формы праўлення: агульная характарыстыка. Форма правления – способ, модель организации и формирования верховной власти на основе принципов наследуемости или выборности главы государства. Форма правления описывает, как в государстве организуется (формируется) власть. Выделяют монархию и республику как формы правления. Монархия – это форма правления, при которой верховная власть передаётся по наследству. Механизм престолонаследия может быть разным. Это и приоритет мужской линии наследования (наследник мужского рода устраняет женскую линию независимо от времени рождения), допускается первородство (власть передаётся первому ребёнку, рождённому в монаршей семье) и иные системы. Монархия выступает исторически первой формой правления и до сих пор широко представлена в современном мире (около 1/3 государств - монархии). В зависимости от концентрации власти в руках монарха выделяют абсолютные и ограниченные монархии. В первых все властные полномочия сосредоточены в руках главы государства (монарха). Они не зависят от других органов, в т.ч. законосовещательных, и не рассредотачиваются между ними. Считается, что в современном мире абслютных монархий нет и это историческая форма правления. Они (эти монархии) существовали при феодальном строе в Европе, а также на арабском Востоке вплоть до конца ХХ века.
Ограниченные монархии делятся на доабсолютистские (сословно-представительные) и постабсолютистские (конституционные монархии). В сословно-представительных монархиях власть монарха ограничивается законодательным или законосовещательным органом сословного представительства (феодалов, дворянства и т.д.). В конституционных монархиях выделяют переходный этап (дуалистическую монархию). В ней сформирован законодательный орган, но у монарха по-прежнему сохраняются значительные законодательные полномочия, среди которых называют право абсолютного вето и немотивированного роспуска парламента (Российская империя периода I Госдумы). Полноценная конституционная монархия (иногда – “парламентская” или “парламентарная”): на основе Конституции или конституционных законов на субмонархическом уровне реализуется принцип разделения властей. Действуют полноценный избираемый парламент, полноценные правительство и судебная власть. Все они подчиняются монарху, за которым сохраняются полномочия по подписанию законов, формированию и контролем за правительством и статус высшей судебной инстанции. Большинство современных западных монархий признают себя конституционными. Республика – форма правления, основанная на выборности верховной власти на определённый срок. С учётом принципа разделения властей выделяют монистические республики (основана на единстве гос. власти; исторически – республики советского типа, сегодня – КНДР, КНР, Куба) и республики, основанные на принципе разделения властей. Вторые делятся на парламентские, президентские и смешанные республики. В парламентской республике верховенство – у законодательной власти, т.е. у парламента, который непосредственно избирается народом. Парламент формирует исполнительную и судебную ветви власти. Правительство формируется простым большинством депутатов. Если в парламенте доминирует партия, имеющая большинство, то правительство формируется из членов этой партии, а глава правительства возглавляет партию большинства. Количество сроков полномочий премьер-министра зависит от количества сроков большинства партии в парламенте.
Президентская республика – республика, в которой и парламент, и президент избираются народом. Мандат исполнительной власти не зависит от состава Парламента. Таким образом исполнительная власть усиливается и не подчиняется законодательной. Президент одновременно глава государства и глава исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство. При этом правительство существует как формальный, незначительный орган при президенте, либо вовсе не существует как орган единый. Формируется единая система сдержек и противовесов, и каждая власть влияет на другую. Парламент вправе досрочно сместить президента с должности (импичмент), президент вправе досрочно распустить парламент (США). Смешанная республика сочетает в себе механизмы парламентской и президентской республик. Так, парламент и президент избираются народом, а правительство формируется и президентом, и парламентом. В силу этого правительство имеет двойную ответственность: подчинено президенту и подотчётно парламенту. Президент – глава государства, а правительство – глава исполнительной власти. Парламент вправе досрочно сместить президента с должности и выразить вотум недоверия правительству, президент вправе досрочно распустить парламент. Статус Беларуси как республики не имеет однозначного определения в литературе. Одни авторы признают её президентской, другие – смешанной, и есть мнение, что Беларусь идеологически президентская, а юридически – смешанная. В последнее время стала выделяться суперпрезидентская республика, в которой нарушена система сдержек и противовесов, присутствует дисбаланс в пользу президентской власти. Это обусловлено необходимостью сохранения суверенитета государства, его территориальной целостности, резкого роста благосостояния, выхода из нищеты. Эти республики относятся к африканскому региону. Форма правления не может служить доказательством демократического или недемократического характера государства. И та, и другая формы могут в равной степени приближать или отдалять от демократии. 48. Форма дзяржаўна-тэрытарыяльнага падзелу (упарадкавання). Форма государственного устройства – способ, модель распределения власти между центральными и местными гос. органами. По форме государственного устройства выделяют унитарные и федеративные государства. Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует общая правовая система, а власть от центра на места передаётся в том объёме, в котором это определяет центральная власть. Как правило, местные органы и регионы обладают равным правовым статусом. Унитарное государство может быть централизованным (Беларусь) и децентрализованным (значительные властные полномочия переданы в регионы; Франция). Федеративное – единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих границ и в рамках суверенитета единого государства обладают самостоятельностью. Они могут иметь специфику в правовой сфере, свои конституционные акты, могут вступать в договорные экономические, культурные, социальные отношения с другими государствами. Субъекты федерации обладают определённой государственностью.
Федерация бывает территориальной и национальной. Промежуточный вариант – национально-территориальная. В первом случае выделяются по критерию занимаемой площади (территории) (США; ровные границы). В национальных федерациях субъекты выделяются по ареалу расселения наций и народностей. Чистых национальных федераций нет. Россия – национально-территориальная федерация. Федерации могут быть пропорциональными и непропорциональными. В пропорциональных федерациях все субъекты обладают равными полномочиями (США, ФРГ, Швейцария), в непропорциональных – не равны по статусу (Россия). Выделяют также исторический тип гос. устройства – империя (характеризуется экстенсивным приращением территорий). На новых включённых землях устанавливалась административная власть центральной части империи с целью удержания периферии и подчинения её центру. В империи вводился разный статус для ядра и окраин империи. Наряду с формами гос. устройства существует такая категория, как конфедерация (не является государством). Это временный союз суверенных государств, доброовольно объединившихся для достижения общих целей политического, экономического, культурного, военного или иного характера. Конфедерация – нестабильный союз. Она существует, пока суверенные государства имеют общие цели и решают единые задачи. В связи с утратой общности целей и задач конфедерация распадается. В редких случаях тесная интеграция государств конфедерации трансформирует её в федерацию (США, Швейцария, Речь Посполитая; СНГ, ЕС – экономические конфедерации). 49. Дзяржаўны (палітычны) рэжым. Политический режим – это способ, модель взаимодействия гос. власти с народом (населением). Выделяют 2 группы политических режимов: недемократические политические режимы и демократический режим. Среди первых основными называют деспотический политический режим (исторический, свойственный лишь восточным государствам на ранних этапах их существования и связанный с полным подчинением жизни человека монарху – наместнику Бога, духовное и физическое подчинение человека), тоталитарный политический режим (впервые описывается в I половине ХХ в. применительно к фашистской Германии, связан с доминирующей идеологией; запрет инакомыслия; полная зависимость человека от государства, политическая оппозиция ликвидировалась, права человека отрицались, человек обладал лишь теми правами, которые даровались ему государством и лишь в том объёме, в котором они прописаны в законах; личность игнорируется; государство проникает во все сферы жизни общества и человека и контролирует их. После распада СССР в 90-х возникло мнение о тоталитарном характере Советского Союза. В тоталитарном государстве доминирует идеология партии, оно формирует свою общеобязательную “религию”, есть личность, которая сакрализуется, вводятся этические заповеди, жертвоприношения идее, культовые вещи поклонения), авторитарный (основанный на методах принуждения, связан с конкретной личностью, права человека закрепляются, деклалируются, но открыто нарушаются по мотивам общего блага; проводятся выборы с практически 100%-ным участием, на них может присутствовать альтернатива, но лидер получает почти 100%. Формируется образ врага, оппозиция открыто преследуется; политическая система неразвита, политическая активность граждан низкая при формально высоких показателях участия в выборах. Авторитаризм допускает либерализацию некоторых сфер, вводя монополию на политическую сферу. Он признаётся как нелучший политический режим, который следует сменить, но обосновывается мнение, что в период становления государства, сохранения его суверенитета и целостности только авторитарные методы управления могут выполнить эту задачу).
Либеральный режим – переходный режим от недемократического блока к демократическому. При нём формируются институты демократии, закрепляются права человека, признаётся их естественный характер, система разделения властей начинает балансироваться, методы правления – авторитарный наряду с демократическим, оппозиция не преследуется, но со стороны власти оценивается негативно. Политическая активность граждан повышается, формируются политические партии, участвующие в местных и общегосударственных выборах, формируется пропорциональная система выборов. Демократический режим – это режим, при котором признаётся высшая ценность личности, оппозиции; ветви власти сбалансированы, инакомыслие заменяется свободой слова, высокая политическая активность граждан – они являются сторонниками разных партий, активно участвуют в местном самоуправлении, хотя присутствует низкий уровень участия в выборах. Благополучие и материальный достаток, которыми сопровождается демократия, приводит к политической лени, явка на выборах снижается, что угрожает демократическим институтам, и власть формируется меньшинством. Демократия фактически является властью большинства, которая трансформируется во власть электорального большинства, которое фактически является активным меньшинством. 50. Дзяржаўны апарат: паняцце і прыкметы. Гос. аппарат рассматривается как сложная, структурированная система гос. органов и их должностных лиц, которая занимается управлением обществом. Гос. аппарат понимают в узком смысле как совокупность органов исполнительной власти, в широком смысле – как совокупность всех гос. органов. В советский период гос. аппарат дополняется т.н. “придатками” – школой, армией, милицией и др. организациями. Говорить о придатках в современных условиях некорректно, т.к. армия и милиция – это разновидности гос. органов, школа (система образования) может быть как государственной, так и частной, они преследуют одну цель (воспитание и образование), но основаны на разных формах собственности, работая по единым правилам.
В настоящее время легального определения понятия «гос. аппарат» нет, но Закон от 23.11.1991 г. «Об основах службы в гос. аппарате» определял его следующим образом: это система органов государства, через которую гос. служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий. Гос. аппарат строится на основе одного из двух принципов – принципа монизма (единства) гос. власти и принципа разделения властей. Принцип монизма власти свойственен республикам советского типа и полноценным монархиям. Принцип разделения властей применяется в остальных республиках, конституционных монархиях на субмонархическом уровне. Сообразно с этим принципом все органы государства относятся к системе различных ветвей властей. Классический принцип делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, но современный уровень развития государств не может быть обеспечен таким разделением. Дополнительно выделяют новые ветви власти (президентскую, контрольно-надзорную, финансовую власти). Выделяют ещё одну систему органов власти – местную (самоуправляемую) власть. Гос. аппарат Беларуси строится на основании действующей Конституции и принципа разделения властей, при этом происходит фактический отход от триады ветвей власти и формируется несколько подсистем относительно самостоятельных гос. органов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.015 с.) |