Школа натуральнага права. Адроджаннае натуральнае права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа натуральнага права. Адроджаннае натуральнае права.



Естественное право понимается как право, предоставленное человеку от рождения в силу того, что он человек, в силу его человеческой природы. Именуется юс-натурализмом. Это право даётся человеку природой (светское течение) или Богом (религиозное течение). Идеи естественного права зарождаются в Античности (Древняя Греция), но активное развитие получили только в Новое время. Это связано с первыми буржуазными революциями, формированием класса буржуазии, оно было обосновано необходимостью вывода человека, его имущества из-под власти монарха, властителя, государя.

Естественные права – прирождённые, неотъемлимые, неотчуждаемые права, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. Их прирождённость означает принадлежность их человеку объективно, в силу его рождения. В юридической науке момент рождения определяется неоднозначно. Это либо физическое рождение (разрешение беременности), либо зачатие. В Беларуси момент рождения имеет принципиальное значение при разрешении права на жизнь, естественные права возникают при рождении, но допускается признание за нерождённым (зачатым) ребёнком некоторых прав (право на отцовство и наследство). Ребёнок, рождённый у женщины, состоявшей в браке, муж которой умер, признаётся ребёнком мужа и имеет право на его фамилию, отчество и является наследником первой очереди.

Неотъемлемость означает, что субъект не может быть лишён естественного права против его воли никаким другим субъектом. Отсюда смертная казнь противоречит естественному праву. Страны либо упраздняют смертную казнь, либо вводят мораторий. Некоторые страны оставляют смертную казнь в качестве высшей меры наказания, но дать правовое определение невозможно.

Неотчуждаемость означает, что человек по своей воле не может быть лишён естественных прав. Отсюда самоубийство, эвтаназия противоречат е.п., как и повреждение здоровья. В Беларуси эвтаназия запрещена. Естественные права не имеют общего, универсального определения, традиционно они раскрываются через перечисление: право на жизнь, на неприкосновенность личности, здоровья, на свободу слова, мысли, свободу совести, вероисповедания, право на свободу передвижения, на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, корреспонденции, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища, право собственности (по-разному трактуется в системах права).

Естественная школа права помимо естественного права также признаёт право государственное (позитивное), т.е. законы. Приоритетом при этом наделяется естественное право. Если позитивное право соответствует естественному, то формируется правовой закон – закон, соответствующий е.п. Законы, нарушающие естественное право, становятся неправовыми и утрачивают свою обязательность. Обязательным является только правовой закон (в соответствии с естественной школой права). По этой причине естественная школа права утратила своё значение.

В середине ХХ в. произошло получение естественной школой нового развития, и она становится возрождённой.

В правовом государстве все законы предполагаются быть правовыми. Если закон имеет неправовой характер, то это должно быть подтверждено по специальной процедуре (суд общей юрисдикции может не применить закон, если закон противоречит Конституции).

Гістарычная школа права.

Историческая школа права возникает в Германии в конце XVIII в. и имеет своей целью обосновать эволюционное развитие человеческого сообщества в абсолютную монархию (абсолютистское государство) – идеал сильного, мощного государства. Представители школы считают, что у каждого народа эволюционно, постепенно формируется своё право. Оно, подобно и языку народа, возникает и развивается. Язык – результат усложнения общественных связей внутри социума.

Псіхалагічная школа права.

Психологическая школа права возникает на рубеже XIX-XX вв. в период, когда появляется большой интерес к изучению сознания человека и активно развивается психология. Авторство этой теории присваивают Петражицкому, белорусско-русско-польскому учёному-юристу. Он указывал, что существует позитивное право (право государства), которое обеспечивается внешним государственным принуждением. Однако это право не главное. Люди руководствуются не позитивным правом, а тем, как они чувствуют, осознают свои права и обязанности. На первом месте выступает интуиция, предчувствие правильного варианта поведения, которое формируется внутри человека. В отличие от позитивного, интуитивное право исполняется в силу внутренней убеждённости человека. В интуитивном праве присутствует атрибутивность и императивность. Атрибутивность – переживание, прочувствование, осознание человеком своего права поступить определённым образом. Императивность – осознание, переживание своей обязанности поступить определённым образом. Право существует в сознании человека. Оно им осознаётся и только благодаря этому приобретает свойства права. У каждого человека формируется свой образ права.

Пазітывізм. Нарматывізм.

Юридический позитивизм начинает активно развиваться с XIX века. Он приходит на смену естественной школе права. Усиление власти, её централизация в возникших буржуазных государствах разных форм правления (республика и монархия), государству потребовалось такое правопонимание, которое позволило бы обосновать право власти и её авторитет. Сторонники этой теории признают, что правом являются только законы государства. Именно государство формирует право через принятие его законов. Право представляет собой приказ государственной власти, облечённый в закон и обеспечиваемый государственным принуждением. За рамками закона права не существует, т.к. государство данные правила не защищает. Все правила поведения, исходящие не от государства, признаются неправовыми (мораль, религия и т.д.). Право реально в том объёме, который ему предоставляет государство. В этой теории государство первично, а право вторично и подчиняется государству. Термин «правовой закон» признаётся бессмысленным, т.к. только закон и есть право. Закон подлежит исполнению, т.к. это право. Государство должно действовать на основе своих законов. Если оно выполняет это требование, оно является правовым. Естественные права признаются легендой, выдумкой, не имеющей ничего общего с реальностью. Все права человека предоставляются ему государством. Эта теория совершила значительный вклад в развитие юридической науки, предложила формально-догматический метод, разработала важнейшие правовые категории (норма права, правоотношения, состав правонарушения, юридическая ответственность), сформулировала важнейшие принципы права (верховенство, общеобязательность закона, равенство перед законом и т.д.). Важнейший недостаток юридического позитивизма – реальная возможность разрыва между формой и содержанием, подмена права произволом, насилием.

Нормативизм возникает в ХХ веке. Это течение связывают с именем Кельзена и его работой «Чистое учение о праве». По мнению этого автора, право – исключительно сфера должного, идеального поведения. Право – это лишь то, что должно быть, и его необходимо очистить от сферы сущего поведения, от того, что есть. Сфера должного отражена в нормах права, поэтому только нормы права и есть право. Изучение норм права человеком и отражение их в сознании человека уже не право. И тем более не право – реализация на практике усвоенных человеком правил.

Таким образом, право – это упорядоченная совокупность норм права, содержащих модели должного поведения. Кельзен выстраивает иерархию норм. Система норм права формирует образ пирамиды: во главе – основная трансцендентная норма. Она представляет собой объективно существующую, наиболее абстрактную и неизменную идею о существовании всего и дающую начало праву. Основная норма даёт начало конституциям государств, которые находятся на втором месте иерархии. По Кельзену, конституция порождает само государство. Оно на основании конституции принимает законы – третья ступень. Четвёртая ступень – подзаконные акты. Основание пирамиды – индивидуальные нормы (судебные решения и приговоры, приказы гос. органов, иные правоприменительные решения). Нормативизм используется при построении иерархии законодательства.

Сацыялагічная школа права.

Социологическая школа права выступает доминирующей теорией правопонимания в англо-американской правовой семье. В этой школе происходит различение права и закона: закон, или позитивное право, - это право, которое содержится в текстах. Его называют “правом в книгах”. Помимо “права в книгах” существует и реально действует повседневное поведение людей – это “право в жизни”. “Право в книгах” – мёртвое, бездейственное до тех пор, пока оно не воплотится в поведении людей. Но, когда оно воплощается в поведении, оно становится непохожим на то, как это написано в книге. Поэтому реальным правом считаются фактически складывающиеся в реальной жизни общества общественные отношения на основе закреплённых в законе норм права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.008 с.)