Составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах



  Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. Списки граждан - военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в районах расположения воинских частей, представляются командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, по месту жительства на общих основаниях.

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, образованным в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения составляются участковыми комиссиями на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах Президента, депутатов Палаты представителей по участкам для голосования, образованным за пределами Республики Беларусь, составляются на основе данных, представляемых руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

Граждане не включенные в список по какой-либо причине, дополнительно включаются участковой комиссией в список для голосования.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты, в депутаты

В соответствии со ст. 60 Избирательного кодекса кандидатами в Президенты, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости.

Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 000 подписей избирателей.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит:

- политическим партиям

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими органами политических партий.

Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами их областных, Минской городской, районных, городских организационных структур.

Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами их районных, городских организационных структур либо первичными организациями этих политических партий.

Политическая партия вправе выдвинуть по избирательному округу только одного своего кандидата в депутаты.

- трудовым коллективам

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей осуществляется на собраниях (конференциях) трудовых коллективов,насчитывающих не менее 300 человек работающих. Возможно также выдвижение от нескольких коллективов, суммарная численность работников которых насчитывает не менее 300 человек;

Выдвижение кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов осуществляется на собраниях (конференциях) трудовых коллективов:

- при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов - в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих;

- при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов - в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих;

- при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов - в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих.

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут от нескольких меньших трудовых коллективов с общей вышеуказанной численностью работающих.

- гражданам путем сбора подписей

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется инициативной группой в количестве не менее 10 человек, а кандидата в депутаты местного Совета депутатов - инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек.

Инициативные группы должны собрать:

- в поддержку кандидата в депутаты Палаты представителей не менее 1000 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа;

- в поддержку кандидата в депутаты областного и Минского городского Совета депутатов - не менее 150;

- в поддержку кандидата в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов - не менее 75;

- в поддержку кандидата в депутаты городского (города районного подчинения), сельского, поселкового Совета депутатов - не менее 20.

Регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной комиссией.

                 7. Предвыборная агитация

Правом на проведение предвыборной агитации обладают граждане Республики Беларусь, политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, доверенные лица кандидатов в Президенты, в депутаты, инициативные группы путем обсуждения предвыборных программ, проведения агитации на собраниях, митингах, СМИ и во время встреч с избирателями. При этом допускается агитация как за, так и против кандидата.

Кандидаты в Президенты, в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов по предвыборной агитации, которые могут формироваться за счет собственных денежных средств кандидата, а также пожертвований соответствующих субъектов, перечень которых определен Избирательным кодексом.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в Президенты не может превышать 9000 базовых величин, кандидата в депутаты Палаты представителей - 1000 базовых величин, кандидата в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов - 30 базовых величин, кандидата в депутаты районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов - 10 базовых величин.

Для формирования собственного избирательного фонда кандидат в Президенты, в депутаты открывает в подразделении "Беларусбанк" специальный избирательный счет. Контроль за поступлением и использованием средств избирательных фондов осуществляется соответствующей избирательной комиссией и финансовыми органами.

Агитация в день голосования не допускается.

При нарушении требований проведения предвыборной агитации соответствующие комиссии принимают меры по их пресечению, вплоть до отмены решений о регистрации кандидата.

                         8. Голосование

Голосование проводится в день выборов с 8 до 20 часов в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Перед началом голосования ящики пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии.

На участках для голосования, образованных в воинских частях, организациях здравоохранения участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства вправе за 5 дней до выборов проголосовать, опустив бюллетень в специальный ящик для голосования. Досрочное голосование не проводится на участках образованных в организациях здравоохранения, а также перед вторым туром голосования по выборам Президента.

В случае, когда избиратель по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не может явиться на избирательный участок, он вправе устно или письменно обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой доставить переносной ящик для голосования по месту его нахождения. Голосование в этом случае с помощью переносных ящиков организуется не менее чем двумя членами участковой комиссии.

                 9. Установление итогов выборов

После окончания голосования подсчет голосов избирателей проводится членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. Результаты подсчета заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами комиссии. Копия протокола после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.

За нарушение законодательства о выборах установлена как административная ответственность, так и уголовная.

 

Вопросы темы

1. Понятие избирательной системы и избирательного права.

2. Источники и принципы избирательного права.

3. Понятие и содержание избирательного процесса.

4. Порядок выдвижения кандидатов в президенты, в депутаты Республики Беларусь.

5. Гарантии деятельности кандидатов в президенты, в депутаты Республики Беларусь.

6. Избирательные комиссии.

7. Голосование. Второй тур голосования. Повторные выборы.

8. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

 

Задания

1. Укажите категории граждан, которые не могут принимать участие в выборах:

– работники милиции;

– военнослужащие;

– граждане других государств;

– священнослужители;

– душевнобольные;

– граждане, не достигшие 18 летнего возраста;

– лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Пользуясь Избирательным кодексом, выясните компетенцию Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь. 

3. Найдите в Конституции Республики Беларусь статьи, которые закрепляют принципы избирательного права.

4. Выясните, допускается ли агитация против проведения выборов. Свой ответ аргументируйте. 

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли считать участие граждан в выборах основным признаком народовластия, демократичности государства?

2. Законодательство ряда государств предусматривает обязательное участие граждан в выборах (Бельгия, Австрия, Италия, Португалия и др.).

Каково Ваше отношение к подобной практике?

3. Современные государства при проведении выборов используют различные виды избирательных систем – мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Почему, на Ваш взгляд, не используется в мировой практике какой-либо один вариант избирательной системы?

4. Как Вы можете прокомментировать выражение, что выборы – не лучшая форма демократии, но, к сожалению, чего-нибудь иного человеческая мысль не придумала?

5. Чем можно объяснить тот факт, что для обладания пассивным избирательным правом устанавливается более высокий возрастной ценз, чем для активного избирательного права?

Задачи

1. Председатель участковой избирательной комиссии Петров, убедившись, что все избиратели участка проголосовали, в 18:00 часов решил начать подсчет голосов. Присутствовавший на избирательном участке наблюдатель от политической партии заявил, что в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь голосование проводится до 20:00 часов.

Разрешите спорный вопрос. Кто прав: председатель комиссии либо наблюдатель?

2. Гражданин Иванов, являясь инвалидом по зрению, пригласил в кабину для голосования своего соседа, чтобы тот оказал ему помощь в заполнении избирательного бюллетеня. Однако последний заявил, что голосование должно осуществляться тайно, поэтому они не вправе находиться в кабине вдвоем.

Прокомментируйте ответ соседа.

3. Гражданин Козел в день выборов попросил своих подчиненных проголосовать за кандидата в депутаты областного Совета депутатов Шалака.

Правомерно ли поведение гр-на Козела?

4. Каждый их трех кандидатов в депутаты районного Совета депутатов набрал по 25 % голосов избирателей. Окружная избирательная комиссия приняла решение в двухнедельный срок провести второй тур голосования между этими кандидатами.

Правомерно ли решение комиссии?

5. В результате второго тура голосования за кандидата в президенты Орлова было подано 20 % голосов избирателей, а за кандидата в президенты Федорова – 21 % голосов избирателей.

Был ли кто-либо из них избран?

6. За нарушение паспортного режима административная комиссия при районном исполнительном комитете наложила штраф на депутата Соколова.

Правомерно ли решение административной комиссии?

7. Студент Фокин, отвечая на вопрос: какие требования предъявляются к образованию избирательных округов отметил, что избирательный округ должен представлять собой единую территорию, т.е. он не должен состоять из территорий, не граничащих между собой. Однако преподаватель указал, что ответ студента требует дополнения.

Что имел в виду преподаватель?

8. В одном из избирательных округов за 5 месяцев до окончания срока полномочий Совета депутатов были назначены выборы нового депутата данного Совета вместо выбывшего по причине переезда последнего в другой город.

Является ли правомерным данное решение?

9. Трудовые коллективы двух институтов с общей численностью работающих в них 500 человек на совместной конференции, где присутствовало от каждого из учебных заведений соответственно 100 и 150 работников выдвинули в депутаты Палаты представителей профессоров Синегуба и Ольшевского.

Как Вы полагаете, будут ли данные кандидаты в депутаты зарегистрированы в качестве таковых?

10. Участники районной партийной конференции выдвинули кандидатом в депутаты Палаты представителей руководителя своей районной организации Котельникова, который однако не был зарегистрирован окружной избирательной комиссией в качестве такового.

Прокомментируйте данную ситуацию с юридической точки зрения.

11. Гражданин России Иванов, постоянно проживающий в Минске, собрал необходимое число подписей граждан и обратился в окружную избирательную комиссию, чтобы его зарегистрировали кандидатом в депутаты Минского городского Совета депутатов. Однако ему отказали в этом, сославшись на то, что в соответствии с законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», иностранные граждане не могут избирать и быть избраны в выборные государственные органы Республики Беларусь.

Как Вы оцениваете данную ситуацию?

12. Трудовые коллективы двух институтов с общей численностью работающих в них 500 человек на совместной конференции, где присутствовало от каждого из учебных заведений соответственно 100 и 150 работников выдвинули в депутаты Палаты представителей профессоров Синегуба и Ольшевского.

Как Вы полагаете, будут ли данные кандидаты в депутаты зарегистрированы в качестве таковых?

 

Темы рефератов, докладов

1. Принципы избирательного права Республики Беларусь. 

2. Выборы как неотъемлемый элемент демократического правового государства.

3. Понятие и виды избирательных систем.

4. Конституционно-правовой статус Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

5. Гарантии деятельности кандидатов в Президенты, в депутаты.

6. Понятие и порядок проведения предвыборной агитации.

 

Литература

 Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 фев. 2000г., № 370-З: принят Палатой представителей 24.01.2000 г.: одобр. Советом Респ. 31.янв. 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015г. № 268-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 15

 

Референдум

Основные положения

Референдум (народное голосование) – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.

Принято считать, что первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии (кантон Берн) при решении вопроса о финансовом положении. Правда правовую основу на общегосударственном уровне референдум получил здесь значительно позже – в 1874 г., когда нормы о различных видах референдума нашли отражение в Конституции данной страны, действовавшей до 2000 г., т.е. до вступления в силу ныне действующей Конституции Швейцарии.

Следует отметить, что в отличие от выборов, референдум не является повсеместно распространенным институтом. Например, общенациональные референдумы не проводились в США.

Что касается бывшего СССР, то здесь до принятия Конституции 1936 г. институт референдума в основном негативно оценивался в юридической литературе. Однако с принятием данной Конституции подход в отношении оценки референдума со стороны ученых изменился. Это было связано с тем, что ст. 49 указанная Конституция провозгласила возможность использования референдума, который характеризовался как всенародный опрос. Право проводить опрос, референдум предоставлялось Президиуму Верховного Совета СССР по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик. Институт опроса (референдума) был закреплен и в ст. 31 Конституции БССР 1937 г., в соответствии с которой право его проведения предоставлялось Президиуму Верховного Совета БССР.

Референдум отличается от выборов тем, что на выборах граждане выбирают депутатов либо должностных лиц, а во время референдума граждане выступают как законодатели либо как должностные лица, которые сами принимают решения. Именно поэтому референдум считается важнейшей формой непосредственной демократии.

Важным является и вариант постановки вопросов, потому что хитро поставленный вопрос зачастую предполагает и соответствующий ответ на него. Бывает вариант, когда гражданин получает бюллетень с вопросом (или вопросами), на которые он должен ответить «да» или «нет». Вторая разновидность – когда избирателю предоставляются варианты ответа на вопрос и он должен выбрать один из них, хотя в некоторых странах допускается положительный ответ на два или даже все варианты. Наряду с референдумом имеется и такое понятие как «плебисцит». Большинство авторов склоняется к тому, что эти понятия являются синонимами. Тем не менее, некоторое разночтение все же наблюдается. Одни ученые «плебисцитом» называют референдум по вопросам, имеющим для страны судьбоносный характер. Другие полагают, что референдум проводится по внутриполитическим вопросам, а плебисцит – по внешнеполитическим вопросам. Третьи отмечают, что использование терминов «референдум» и «плебисцит» обуславливается устоявшейся национальной традицией, присущей тому или иному государству.

Референдумы можно классифицировать по различным основаниям:

1) по территории проведения:

а) республиканские – проводятся в пределах всего государства;

б)местные – проводятся на территориях соответствующих административно-территориальных единиц;

2) в зависимости от юридической силы принимаемых решений:

а) императивные – решения которых обязательны для исполнения;

б) консультативные – их решения имеют для органов власти рекомендательное, т. е. не обязательное к исполнению решение. Вместе с тем демократическое государство в своей деятельности в определенной мере учитывает пожелания граждан, высказанные ими и в ходе такого референдума;

3) в зависимости от необходимости проведения для принятия решения:

а) обязательные – проводятся по вопросам, решение по которым может быть принято только путем референдума (например, изменение соответствующих положений Конституции);

б) факультативные – проводятся по усмотрению компетентного органа. В этом случае решение по соответствующему вопросу (например, по проекту закона) может быть принято и иным субъектом власти;

4) в зависимости от предмета референдума:

а) конституционные;

б) законодательные;

в) иные.

5) по инициаторам проведения:

а) парламентские;

б) президентские;

в) правительственные и т. д.

Применительно к Республике Беларусь инициаторы республиканского референдума закреплены в ст. 74 Конституции, а местного референдума – в ст. 75 Конституции.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

– которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

– связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

– о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

– об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы:

– которые не могут быть вынесены на республиканский референдум;

– имеющие значение для Республики Беларусь в целом;

– связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Референдум проводится на тех же основополагающих принципах, что и выборы (всеобщее, равное, прямое, свободное, тайное голосование).

С момента провозглашения суверенитета в Республике Беларусь были проведены 4 республиканские референдумы:

- 17 марта 1991 г. (по вопросу сохранения СССР);

- 14 мая 1995 г. (в результате учреждены действующие Государственный герб и Государственный флаг; русскому языку был придан равный статус с белорусским; были поддержаны действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией; Президенту даны полномочия на досрочный роспуск Парламента в случае систематического или грубого нарушения последним Конституции);

- 24 ноября 1996 г. (внесены изменения в Конституцию; перенесено празднование Дня Независимости Республики Беларусь с 27 июля на 3 июля - день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков; народ также высказался против отмены смертной казни,  против свободной, неограниченной купли-продажи земли; против того, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы, а также против финансирования всех ветвей власти только из государственного бюджета);

- 17 октября 2004 г. (внесено изменение в ст. 81 Конституции – отменено ограничение на количество сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица).

Отдавая должное высокому авторитету народного правотворчества путем референдума, многие юристы высказывают сомнения в целесообразности применения референдума для решения сложных правовых вопросов. Например, очевидна трудность принятия гражданином решения о проекте Конституции, состоящем из множества предписаний, каждое из которых он может оценить по-разному, а ответить вправе только «да» или «нет» один раз обо всем проекте. Кроме того, компетентное голосование по законопроекту требует специальных знаний в различных областях, что бывает весьма затруднительно для обычного гражданина. Поэтому на референдумы необходимо выносить вопросы, которые понятны для граждан и на которые может быть дан однозначный ответ.

 

Вопросы темы

1. Понятие и назначение референдума как важнейшей формы непосредственной демократии.

2. Виды референдумов и их конституционно-правовое регулирование.

3. Принципы организации и проведения референдумов.

4. Инициирование референдума, порядок его назначения и проведения.

5.Подведение итогов референдума. Юридическая сила актов республиканского и местного референдумов.

 

Задания

1. Проанализируйте дефиниции  референдума, приведенные в Конституции и Избирательном кодексе и определите, в полной ли мере они согласуются.

2. Выясните, какая конкретно ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о референдуме.

3. Подумайте, в чем состоит отличие референдума от выборов?

4. Найдите в Избирательном Кодексе статьи, дающие ответ на вопрос:  допускается ли агитация против проведения референдума и против принятия решения, вынесенного на референдум?

 

Вопросы для обсуждения

1. Во время республиканского референдума 24 ноября 1996 г. большинство избирателей высказались против того, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующих территорий.

Ваше отношение к этой проблеме?

2. В соответствии с действующим законодательством в республике могут проводиться консультативные референдумы, решения которых не носят обязательного характера.

Имеет ли смысл проводить подобные референдумы?

3. Как Вы полагаете, почему законодательство ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум?

4. В Конституциях СССР 1936 г. и БССР 1937 г. референдум характеризовался как народный опрос. Иными словами, эти понятия рассматривались как тождественные.

Каково Ваше мнение по данному вопросу?

 

Задачи

1. Студент Юрьев считает, что основным итогом референдума 24 ноября 1996 г. явилось учреждение в Беларуси поста Президента и Конституционного Суда.

Разделяете ли Вы точку зрения студента?

2. Инициативная группа по проведению республиканского референдума собрала по г. Минску и Минской обл. 500 тыс. подписей граждан и обратилась в Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов с просьбой зарегистрировать вопрос, предложенный на референдум. Однако данная просьба Центральной избирательной комиссией не была удовлетворена.

Правомерен ли был отказ? Почему?

3. Инициативная группа, собрав необходимое число подписей граждан, обратилась к Президенту, чтобы он назначил дату проведения республиканского референдума по вопросу уменьшения подоходного налога с граждан.

Какое решение должен принять Президент? Почему?

4. Районный исполнительный комитет принял решение и провел среди населения района референдум по вопросу целесообразности строительства химического завода. Однако прокурор района принес протест на данное решение райисполкома и предложил его отменить как противоречащее требованиям закона.

Правомерен ли был протест прокурора?

Каждый их 3 кандидатов в депутаты районного Совета депутатов набрал по 25 % голосов избирателей. Окружная избирательная комиссия приняла решение в 2-х недельный срок провести второй тур голосования между этими кандидатами.

Правомерно ли решение комиссии?

5. Среди населения области был проведен референдум по вопросу приватизации объектов коммунальной собственности. Каких-либо нарушений законодательства в ходе его проведения допущено не было. Однако областной исполнительный комитет, вопреки итогам голосования, принял иное решение. На поступившую жалобу граждан прокурор области Санько ответил, что исполком не нарушил требований закона.

В связи с чем прокурор мог вынести такое решение?

 6. Инициативная группа по проведению республиканского референдума о внесении дополнений в Конституцию собрала в шести областях 500 тыс. подписей граждан. Однако Центризбирком, куда члены группы обратились с предложением зарегистрировать вопросы, выносимые на референдум, отказал им в этом.

Правомерно ли решение Центризбиркома?

7. Инициативная группа граждан по проведению республиканского референдума в количестве 95 человек обратилась в Центральную избирательную комиссию с заявлением о регистрации данной группы и вопроса, предлагаемого ею на референдум.

Какое решение должна принять Центральная избирательная комиссия?

8. Палата представителей единогласно приняла Постановление об инициировании проведения республиканского референдума и передала его Президенту для назначения им даты проведения референдума.

Какое решение и почему примет Президент?

9. Инициативная группа по проведению местного референдума, собрав необходимое количество подписей граждан в поддержку референдума, передала необходимые материалы в районный исполнительный комитет, который в своем решении определил дату проведения референдума. Однако прокурор данного района вынес протест на это решение исполкома как противоречащее законодательству.

Оцените возникшую ситуацию с правовой точки зрения.

 

Темы рефератов, докладов

1. Референдум как важнейший элемент непосредственной демократии.

2. Понятие и виды и референдумов.

3.Изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь республиканскими референдумами 1996 и 2004 гг.

4. Порядок проведения республиканского референдума.

5. Порядок проведения местного референдума.

 

Литература

1. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 фев. 2000г., № 370-З: принят Палатой представителей 24.01.2000 г.: одобр. Советом Респ. 31.01.2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015г. № 268-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 26 нояб. 1996 г. № 818а-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 16

 

Понятие и система государственных

органов Республики Беларусь

Основные положения

Определение государственного органа содержится в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». В соответствии с ним, государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, к государственным органам приравниваются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими (Администрация Президента, Управление делами Президента).

К государственным органам также относятся Следственный комитет и Государственный комитет судебных экспертиз.

Следственный комитет - единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства. Следственный комитет подчиняется Президенту Республики Беларусь.

Государственный комитет судебных экспертиз - централизованная система государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности. Государственный комитет судебных экспертиз подчиняется Президенту Республики Беларусь.

От государственного органа следует отличать «государственное учреждение» и «государственный аппарат».

     Государственное учреждение – это государственная организация, являющаяся составной и относительно обособленной частью государственного аппарата, которая создана для управления какой-либо сферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов и иных управленческих функций, однако государственно-властными полномочиями не обладает (государственные поликлиники, больницы, школы, библиотеки, университеты, театры, дома культуры и др.).

Государственный аппарат – это система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Функции государственных органов осуществляют работающие в них государственные служащие. Согласно выше  указанного Закона, государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-ти летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Государственные органы Республики Беларусь в совокупности образуют единую систему, под которой понимается целостная, внутренне взаимосвязанная и сбалансированная совокупность государственных органов, осуществляющих присущие каждому из них те или иные функции государства.

Основные черты органов государства:

- каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Например, Президент избирается на основе всеобщего, равного, свободного и прямого избирательного права при тайном голосовании, Совет Министров формируется Президентом с участием Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь и т.д.;

- каждый государственный орган наделен государственно- властными полномочиями, позволяющими ему решать стоящие перед ним функции и задачи;

- каждый государственный орган уполномочен государством осуществлять те или иные его задачи и функции. Так, Совет Министров - осуществляет исполнительную власть, Парламент - законодательную власть;

- органы государства действуют в установленном порядке. Так, для Парламента установлен сессионный порядок работы, работа в постоянных комиссиях; для органов правосудия установлен порядок рассмотрения уголовных, гражданских дел и т.д.

- орган государства является частью государственного аппарата.

- орган государства имеет строго определенную структуру, т.е. внутреннее организационное построение.

  Принципы организации и деятельности органов государства:

1.Принцип разделения властей.  В Республике Беларусь данный принцип впервые был закреплен в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г.

2.Принцип единства системы государственных органов, о чем шла речь выше.

3.Принцип законности в деятельности государственных органов. В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Беларусь «государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства».

4.Принцип обязательности исполнения законных требований органов государства для всех граждан и должностных лиц. Однако, при этом, как отмечается в ч.2 ст.59 Конституции Республики Беларусь «государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».

5.Принцип демократического централизма. Централизм состоит в руководстве вышестоящим органом нижестоящими, подотчетности нижестоящих вышестоящим. Демократизм проявляется в участии граждан в организации и деятельности государственных органов, в управлении государственными и общественными делами, участии в выборах, реализации наказов избирателей, обсуждении проектов и решении государственных органов, участие в митингах и т.д.

6.Принцип приоритета человека, его прав и свобод, что закреплено в ст.2 Конституции Респуб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.145 с.)