К географическим объектам Закон относит: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К географическим объектам Закон относит:



- физико-географические объекты - горы, ледники, равнины, низины, океаны, моря, заливы, острова, озера, болота, водохранилища, реки и иные природные объекты;

- административно-территориальные единицы;

- территориальные единицы;

- составные части населенных пунктов - улицы, проспекты, магистрали, площади, бульвары, тракты, шоссе, переулки, проезды, тупики, микрорайоны, парки, скверы, кварталы и иные элементы градостроительной планировочной структуры;

- объекты транспортной инфраструктуры - железнодорожные станции, автостанции, остановочные пункты, станции метрополитена, порты, пристани, аэропорты и иные аналогичные объекты.

Координацию деятельности по формированию единого подхода к присвоению наименований географическим объектам, их переименованию и государственному учету осуществляет Топонимическая комиссия при Совете Министров Республики Беларусь, действующая в соответствии с Положением утвержденным Постановлением Совмина от 2 марта 2011г. № 262 (с послед. ред.). Данная Комиссия разрешает также споры в данных вопросах, которые могут рассматриваться и в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Закон устанавливает определенные требования к присвоению наименований и к переименованиям географических объектов. В частности:

 - наименование, которое присваивается географическому объекту, должно отражать мнения граждан, проживающих в данной местности;

- наименование должно учитывать географические, исторические, природные, национальные, этнографические, социальные, культурные и иные условия и особенности местности, в которой он расположен;

- наименования областям, районам и сельсоветам присваиваются исходя из наименований их административных центров;

- при объединении двух или нескольких населенных пунктов в один за ним, как правило, сохраняется наименование одного из объединенных населенных пунктов;

- наименования объектов транспортной инфраструктуры, как правило, должны происходить от наименований населенных пунктов или их составных частей, в которых или рядом с которыми они расположены;

 - географическим объектам могут присваиваться наименования в ознаменование исторических событий, а также имена лиц, имеющих заслуги перед государством и обществом.

Не допускается:

- увековечение имен лиц, имеющих заслуги перед государством и обществом, в наименованиях географических объектов при их жизни;

- присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам, находящимся в границах одной административно-территориальной единицы, территориальной единицы, являющейся населенным пунктом.

- при присвоении наименований административно-территориальным единицам, территориальным единицам, являющимся населенными пунктами, и их переименовании, как правило, не допускается использование уже имеющихся в Республике Беларусь наименований;

- использование в качестве наименований географических объектов только чисел или иных несловесных символов;

- переименование географических объектов, наименования которых связаны с историко-культурным наследием Республики Беларусь, за исключением случаев существенного изменения функций или назначения этих географических объектов;

- несовместимость наименования географического объекта с историей и культурой Республики Беларусь, общественными интересами, принципами гуманности и морали.

 Переименование географических объектов допускается:

- в случае повторения наименований однородных географических объектов, находящихся в границах одной административно-территориальной единицы, территориальной единицы, являющейся населенным пунктом;

- при необходимости возвращения отдельным географическим объектам их исторических наименований;

- в случае существенного изменения функций или назначения географических объектов;

- в иных случаях.

 Государственный учет наименований географических объектов осуществляется в Государственном каталоге Республики Беларусь.

 

Вопросы темы

1. Понятие и формы политико-территориального (государственного) устройства.

2. Государственно-правовые признаки Беларуси как унитарного государства.

3. Понятие и признаки федеративного государства и конфедерации.

4.Понятие административно-территориального устройства и административно-территориального деления. Принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.

5. Понятие и виды административно-территориальных единиц Республики Беларусь, их государственно-правовая характеристика.

6. Понятие и виды населенных пунктов Республики Беларусь.

7. Территориальные единицы Республики Беларусь.

8. Требования к наименованию (переименованию) географических объектов.

9. Полномочия государственных органов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь и наименовании, переименовании географических объектов.

 

Задания

1. На основании сравнительного анализа признаков унитарного и федеративного государства определите (как можно больше) отличий между ними.

2. Укажите статьи Конституции Республики Беларусь, регулирующие вопросы, касающиеся административно-территориального устройства государства.

3. Приведите примеры городов областного и районного подчинения и назовите критерии, по которым Вы определили категории этих городов.

4. Выясните, что означает понятие «сецессия» и, пользуясь текстом Конституции Беларуси, установите имеются ли в ней положения, касающиеся данного понятия.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие из государств, на Ваш взгляд, унитарные или федеративные, более демократичны и почему?

2. Как показывает мировой опыт, конфедерации являются непрочными межгосударственными образованиями, и спустя непродолжительное время после создания, они прекращают свое существование?

Каковы, на Ваш взгляд, причины данного явления?

3. Выясните суть понятий «политико-территориальное (государственное) устройство» и «административно-территориальное устройство». Какое из них является, на Ваш взгляд, первичным (определяющим) по отношению к другому, либо между этими понятиями нет взаимосвязи?

4. В Республике Беларусь существует трехзвенное административно-территориальное деление (области, районы, сельсоветы). В некоторых же странах оно двухзвенное, а то и четырехзвенное, а в отдельных из них оно вообще отсутствует.

Отчего, на Ваш взгляд, зависит количество административно-территориальных уровней в государстве?

5. В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь было произведено несколько объединений сельских районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр, в одну административно-территориальную единицу.

Какие положительные моменты достигаются подобным объединением?

 

Задачи

1. Приводя определение унитарного государства, студент Борисов отметил, что подобное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и обладающие признаками государственного суверенитета.

Во всем ли Вы согласны в данном определении унитарного государства?

2. Отвечая на вопрос преподавателя, студент сказал, что между понятиями «политико-территориальное устройство» и «форма государства» нет никакой взаимосвязи, они являются самостоятельными институтами конституционного права.

Как должен оценить данный ответ студента преподаватель?

3. Администрация города, в котором проживает 35 тыс. жителей и имеется ряд крупных действующих и строящихся промышленных предприятий, обратилась в соответствующие государственные органы с ходатайством о придании данному городу статуса областного подчинения.

Какое решение и почему может быть принято по данному ходатайству?

4.Решая вопрос о месте расположения областного центра, студент Петров предложил расположить его в центре территории области. Студент Иванов предложил расположить его на окраине области, мотивируя свое решение тем, что в этом случае областной центр будет находиться значительно ближе к столице и гражданам будет проще туда добираться.

В каком месте и почему целесообразнее расположить областной центр?

5.Основная масса населения района проживает на его окраине. Студент Довнар предложил расположить райцентр именно в данной местности. Студент Озеров считает, что райцентр необходимо разместить в центре территории района.

Чье решение соответствует требованиям законодательства, регулирующего вопросы административно-территориального деления?

6. В результате проводимого разукрупнения района необходимо было на его территории образовать две аналогичные административно-территориальные единицы. Определяя границы между районами, Петров предложил провести ее по руслу реки. Однако Зорин, возражая ему, сказал, что в данном случае территория одного из образуемых районов окажется на 300 м уже. Поэтому границу между районами по руслу реки определять нельзя.

Разрешите спорный вопрос между гражданами, ссылаясь на положение законодательства, регулирующего административно-территориальное деление.

7. Исполнительный комитет г. Борисова принял решение о переименовании одной из улиц города. Однако прокурор вынес на этот акт протест, требуя его отменить как противоречащий закону.

Оцените, обоснованно ли вынесен прокурором данный протест?

8. Районный Совет депутатов принял решение о слиянии поселка Пруды и деревни Дворище в один населенный пункт, присвоив ему наименование Зорный.

Прокомментируйте данное решение райсовета с точки зрения законодательства.

9. Минский городской исполнительный комитет своим решением утвердил Устав столицы Республики Беларусь. Однако Президент Республики Беларусь отменил данное решение.

Правомерно ли поступил Президент?

 

Темы рефератов, докладов

1. Развитие административно-территориального устройства Беларуси. 

2. Государственно-правовые признаки Беларуси как унитарного государства.

3. Понятие и формы политико-территориального устройства.

4. Понятие и виды населенных пунктов Республики Беларусь.

5. Основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.

6. Понятие и государственно-правовые признаки конфедерации.

 

Литература

1. О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2000 г., № 410-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.05.2012г.,  № 384-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 154-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2014 г., № 229-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О наименовании географических объектов [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 16 нояб. 2010г., № 190-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2012г., № 346-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. О некоторых вопросах, связанных с изменением административно-территориального устройства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 марта 2014г., № 128 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. О некоторых вопросах деятельности Топонимической комиссии при Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 марта 2011г., № 262: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 11.02.2015г., №91 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

6. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам административно-территориального устройства Республики Беларусь» [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ.  Беларусь, 6 июля 2012г., № 623 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

 

Тема 9

 

Понятие и политико-правовое значение суверенитета

Основные положения

Слово «суверенитет» происходит от латинского «suverenus», что означает «правитель», «тот, кто имеет в руках наивысшую власть», «тот, кто является носи­телем верховной власти». В юридической литературе выделяют три формы суверенитета: суверенитет народа или народный суверенитет; суверенитет государства или государственный суверенитет; суверенитет нации или национальный суверенитет.

Содержание понятия «суверенитет» было разработано еще в XVI в. французским философом Ж. Боденом, который суверенитетом обосновывал неограниченную власть монархов как на мандат полученный свыше. Однако уже в XVII – XVIII вв. понятие «суверенитет» стало использоваться в новом значении – для борьбы с абсолютизмом в целях утверждения демократической концепции государства. Антифеодальные революции, свершившиеся в странах Западной Европы, вместо суверенитета монарха породили концепцию «народного суверенитета». Огромную роль в развитии и распространении идей данной концепции сыграла французская «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.). В частности, в Декларации было отмечено, «что каждый народ, как бы ни была мала населяемая им страна - полный хозяин у себя, что он равен в правах самому большому народу и что никто не может на законном основании посягнуть на его независимость». Права и свободы, провозглашённые во французской Декларации, в т.ч. право народа на суверенитет, приобрели общемировое значение. Достаточно сказать, что основные идеи французской Декларации были унаследованы Всеобщей Декларацией прав человека (1948г.).

Следует отметить, что у истоков идеи «народного суверенитета» стояли такие ученые как Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ш. Монтескье, в России - А. Радищев, в Беларуси – Ф.Скорина, С. Будный, М. Литвин, А. Волан и др.

Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа.

Принцип народовластия нашел отражение и в Конституции Республики Беларусь. В ее ст. 3 отмечается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (референдум, республиканские и местные собрания, выборность органов власти, народная правотворческая инициатива и т.д.), так и через представительные и иные органы власти (Парламент, Президент, местные Советы депутатов).

 Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Государственный суверенитет имеет две формы проявления: внутреннюю и внешнюю. Во внутренней сфере он проявляется в верховенстве государственной власти и ее единстве.

Верховенство государственной власти в Республике Беларусь закреплено в ч.2 ст.1 Конституции, где говорится, что Республика Беларусь обладает верховенством и полной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Единство государственной власти обуславливается ее концентрацией в одном субъекте – т. е. народе, что, как отмечалось выше, закреплено Ст. 3 Конституции Республики Беларусь. Таким образом, поскольку государственная власть принадлежит одному народу, то на территории страны нет дугой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие.

В сфере внешних отношений суверенитет государства проявляется в таком качестве, как независимость государственной власти, которая означает право государства самостоятельно определять свою внешнюю политику. Однако на современном уровне цивилизованных отношений между государствами, другими субъектами международных отношений, неустранимая взаимозависимость государств по экономическим, экологическим и многим другим вопросам приводит к определенному ограничению независимости государственной власти во внешнеполитической деятельности. Общепризнанно также, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве также может быть предметом международной защиты.

Суверенитет государства осуществляют только высшие органы государственной власти, т.е. власть, которых распространяется на всю территорию страны (Президент, Парламент, Правительство, суды). Каждый из органов этой власти осуществляет лишь частичку государственного суверенитета в рамках полномочий, отведенных им Конституцией и принятыми в ее развитии другими нормативными правовыми актами.

Что касается суверенитета нации, то данное понятие стало известным значи­тельно позже — с появлением т.н. марксистско-ленинского учения о праве наций на самоопределение. Нацией является историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, языка, культуры.  

Суверенитет нации отождествляется с полновластием нации, её правом на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоя­тельного государства. Однако, как оказалось впоследствии, подобный подход к оп­ределению сущности данного суверенитета не выдержал проверку временем. В ко­нечном итоге он явился сред­ством разрушения многонациональных государств и, прежде всего, с федератив­ной формой политико-территориального устройства, что мы и наблюдали на при­мерах бывших СССР,Чехословакии, Югославии. Не иначе, как стремлением к на­циональному суверенитету обусловлены существующие на национальной почве конфликты в Приднестровье, Закавказье, Испании и других государствах.

Рассматривая проблему суверенитета наций, следует отметить, что современное международное право формально всё ещё признает право наций на самоопределение. Однако при этом оно склонно к ограничительному толкованию данного принципа, отдавая предпочтение принципу территориальной целостности государства. В то же время, следует заметить, что иногда соответствующие страны к со­блюдению данного принципа подходят с т.н. двойными стандартами, исходя из политической целесообразности преследуемых ими целей, ссылаясь на право наций на самоопределение.

В условиях демократического государства су­веренитет нации (национальный суверенитет) проявляется в праве нации определять характер своего бытия, решать как внутренние вопросы (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т. д.), так и касающиеся отношений с другими нациями, народностями (создание государственно-национальной автономии и др.). Иными словами, речь должна идти о равноправии всех проживающих в стране на­ций, а не об их ущемлении, что вызывало бы у них определенное недовольство существующим положением дел и появление мыслей о выходе из состава такого государства. Поэтому неслучайно современные Конституции исходят из невозможности существования в пределах одного государства суверенных властей проживающих в нем наций.

27 июля 1990 г. Верховным Советом нашей республики была принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской ССР». Этот факт означал, что Беларусь выбрала собственный путь развития, хо­тя он и не предусматривал выхода республики из Союза.В ст. 11 Декларации было отмечено, что «Белорусская ССР предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств».

В марте 1991 г. Верховный совет БССР принял постановление «О концепции нового Союзного договора», в котором предусматривалось:

1. Признать целесообразным вхождение Белорус­ской ССР в состав Союза ССР с учетом преобразо­вания его в действительно демократическое правовое государство, основанное на добровольном объ­единении равноправных суверенных республик.

2. Считать необходимым участие Белорусской ССР в подготовке "Союзного договора"

Верховным Советом БССР 25 августа 1991г. был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР». Причем этому закону был придан более высокий статус, чем продолжавшей действовать Конституции БССР 1978г. В ст. 2 указанного Закона было сказано, что в случаях, когда положения действующей Конституции входят в противоречие с положениями Декларации, следует руководствоваться Декларацией.

Несмотря на свой относительно небольшой объем (состоит из преамбулы и 12 статей), Декларация достаточно полно закрепляет положения, характерные для суверенного государства. С ее принятием Беларусь вступила в новый этап своей истории.

Для государственного суверенитета Республики Беларусь характерны следующие признаки:

- наличие собственной Конституции и правовой системы;

- наличие собственных высших органов государственной власти;

- наличие своей территории;

- наличие собственного гражданства;

- наличие собственных Вооруженных Сил;

- наличие собственной финансово-кредитной системы;

-самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества;

   - наличие собственных государственных символов;

- наличие Государственных языков и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.057 с.)